Сражения и удачи атамана Денисова

               

   Не один месяц, склонившись над военными архивами, я  сражался и побеждал, страдал от ран, ненавидел и любил вместе с Георгиевским кавалером, генерал-лейтенантом Андрианом Карповичем Денисовым,  героем Дона!
      Сегодня имя его мало кому известно. А он был сподвижником Суворова, Кутузова, атамана Матвея Платова.  Его хорошо знали государыня Екатерина Великая, императоры Павел 1 и Александр 1,  жители    городов  Европы.
   Звезда  генерал- лейтенанта Денисова до сих пор   сияет  в плеяде   видных военных деятелей Российской империи! И я расскажу вам о наиболее ярких сражениях и   делах его.
      Начнем, пожалуй,  со времени Екатерины Второй, когда  в семье военного в станице Пятиизбянской  родился в 1764 году наш будущий герой. Тополя и березы окружали  его в детстве, их  шелест   и щебетанье птиц, и дым костров грели ему душу   в боях-походах. Ведь так рано,  с 12 лет,     начал службу он казаком  в полку своего дяди, Федора Петровича Денисова…
      Наступил 1790 год. Россия выходит на южные моря. Наступает эпоха беспощадных русско-турецких войн и громких побед Суворова и его сподвижников.  Денисов в чине премьер-майора командует полком, отличается незаурядной храбростью и умом в жарких баталиях с янычарами.
   Но вот на пути россиян встали неприступные   стены    Измаила. Помните, как  ответил комендант турецкой крепости на дерзкое предложение Суворова сдаться? «Да быстрее небо рухнет на землю, чем Измаил спустит свои знамена!».
    И тогда начался небывалый штурм! На непробиваемые бастионы двинулись также отчайные полки Денисова и Платова. Казаки ахнули.
    Ров Измаила был настолько крут и глубок, что кружилась голова. Тогда Денисов кинул клич и  ринулся  в эту пропасть, а за ним   его верные казаки. На штурмовых лестницах они карабкались на стены крепости, под самое небо. А сверху озверелые турки лили    кипяток,  расплавленный свинец и смолу. Денисов с казаками остервенело вступили в ужасную сечу, где люди нещадно убивали, кромсали, изничтожали друг друга сотнями,  тысячами тысяч…
     «Вот он, герой!»- вскричал генерал Орлов, когда на вершине бастиона Измаила появился, весь в дыму и пламени, едва держась на ногах от сильной контузии Андриан Денисов. А над поверженным Измаилом взметнулся русский стяг. Один… Другой… Измаил пал! Турки бежали!
     Суворов был восхищен отвагой 26-и летнего Денисова и лично ходатайствовал перед Екатериной Великой.
   «Премьер-майор Андриан Денисов во время взятия штурмом крепости Измаильской …с вверенным ему полком, достигши до рва, взошел первый на бастион, где поступил с отличной храбростью и мужеством, был примером подчиненным, завладел с оными пушками. Свидетельствуя его Денисова подвиги, нахожу достойным его награждения.
                Граф Александр Суворов».
    И на мундире  Денисова засиял орден святого Георгия Победоносца 4-ой степени. А за другие выигранные сражения, захваченные в боях пушки, знамена, крепости, пленных он получает золотую медаль с изображением  Екатерины 11. Портрет Денисова был помещен в знаменитой галерее Георгиевских кавалеров Зимнего дворца.
  Окончилась, слава Богу, затяжная война с турками, но тут начались бои со шляхетской Польшей. Денисов и здесь выигрывает ряд жарких схваток. И вдруг его отзывают в Штаб Главного командования, вручают орден святого Владимира и - необычное, скрытое задание.
     Теперь Андриан Карпович организовывает   в части российской империи-  Польше… секретное военную  наблюдение. Добывает ценную информацию и предупреждает командование, что притихшие поляки-то готовят,    потаясь и повсеместно восстание супротив русских, даже комплектуют свою  немалую повстанческую армию.
   Высшие генеральские чины недоверчиво тому усмехались. Но внезапно взвился огромным пожарищем польский мятеж под руководством   Тадеуша Костюшко, бившего в пух и прах поникших генералов Екатерины Второй. В это время Денисов выигрывает у повстанцев около двадцати сражений. Лично ведет верховых казаков в атаку против польской конницы, и первый врубается в ее ряды. Безумная храбрость  его порою дорого обходилась. Он получает тяжелые  ранения саблей в шею и руку, другая рука его прострелена.
    В старинных военных записках Денисова я обнаружил, что именно его настырные казаки загнали в гнилое болото и пленили раненого Костюшко, собираясь   добить его среди зарослей  камышей и квакающих лягушек. Только подоспевший во время  верхом Денисов спас того от верной смерти, и  чудом, избежавший расправы Костюшко  стал впоследствии   национальным героем Польши.
   А Денисов с полками под командованием Суворова уже скачут с пиками и гиканьем на штурм   Варшавы, бьются под градом картечи и ядер, и вот с взятием  ее  заканчивается усмирение Польши.
   Молодой, поседевший и уже прославленный в боях, награжденный золотой саблей, он возвращается на Дон родной. В кругу семьи, жены    и доченьки передохнуть от треволнений военной жизни. И шелестели стройные тополя,   как в детстве, оберегая  его тревожный сон. Но семейная жизнь, увы, не 
удалась. Как признавался он на склоне лет, женился-то    на дворянке из казачьего рода волжских атаманов Персидских, что   в посаде Дубовка,  из-за
ее немалого богатства.   Супруга – же оказалась  с молодости хворой, ко всему равнодушной и   долго не прожила. И только дочь Катюша  радовала его…
     Еще не успели затянуться больные раны,  как    затрубили  трубачи тревогу, призывая Денисова в Итальянский зарубежный поход. Под знаменами Суворова и в звании уже  походного атамана! Он сражается   в первых рядах,   освобождает  в приступах, ночных рейдах от французских завоевателей итальянские  города Милан, Маренго, Бергамо. Последний,  так был взят только одними казаками.
   В своих мемуарах Андриан Карпович рассказывает: «Я благодарил всех офицеров и казаков за славный их подвиг и тут же принял от начальника города ключи и жителям объявил снисхождение и послал нарочного с донесением. Фельдмаршал Суворов по донесению моему сам прискакал ко мне в Бергамо верхом, облитый дождем и грязью и хвалил всех офицеров и казаков».
  И   итальянцы с радостью и песнями встречали  освободителей, бросали венки, фрукты, охапки цветов    бравым казакам и   командирам.
      Денисов с полками совершает знаменитый переход через заснеженные Альпы. Его казаки разделяют поровну все опасности  с чудо-богатырями Суворова. Они дерутся у Чертового моста и переходят над пропастью по хлипкому настилу из досок, связанных лишь шелковыми офицерскими шарфами да ремнями. Не зря, наверное, Суворов называл надежного вояку Денисова  «Мой Карпович». Итальянский поход Денисов заканчивает уже генерал-майором и награждается тремя орденами святой Анны.
   В 1801 году судьба направляет  его в самую загадочную   в истории казачества экспедицию.
     А дело в том, что эксцентричный император Павел 1 вместе с Наполеоном,  жаждущим завоевать весь мир,  решили провести этот необычный поход.  Павел 1   даже освободил из казематов Петропавловской крепости ранее судимого  и опального атамана  Матвея Платова. Атаману всего Войска Донского Орлову направил секретный рескрипт.
   «Англичане собираются сделать нападение флотом и войском на меня. Но нужно их самих атаковать. Заведения их в Индии лучше всего. Поручаю всю экспедицию Вам и войску вашему. Соберитесь Вы с оным и выступите в поход на реку Индус и  на заведения аглицкие, на ней лежащие. Вам надобно Индию освободить и привести к России в зависимость. Все богатства Индии будут вам за сию экспедицию наградою.
                Бог Вас благослови.
                Павел»
  Походные атаманы Платов, Денисов и другие командиры догадывались, что это была скорее авантюра, а не военный, продуманный до мелочей  марш.               
     Ведь надо было морозной зимой срочно собрать 22 тысячи вооруженных казаков. Всех до единого, и выступить огромной армией в неведомую, южную страну. И сделать это без подготовленных заранее достаточных запасов провианта, фуража, оружия, лазаретов и даже без должных денег. К тому же Павел  1 не мог прислать на Дон точные, проверенные лазутчиками карты  похода на Индию, ибо таковых сам не имел. И пути  оставались неясными и туманными. Вдобавок, экспедиция  и   дела ее, были засекречены с самого начала и до конца, что   сковывало ее проведение.
     Но приказ есть приказ! И казаки, собравшись в станицах Качалинской, Усть-Медведицкой, по Бузулуку двигаются войском по Заволжью,    направляясь к Оренбургу. Дорога   отмечалась трупами павших лошадей и верблюдов, сотнями обмороженных и погибших людей. Начался голод. Донцы хотя и   роптали, но продолжали идти вперед и вперед.
   Денисов и Платов, в изматывающем походе, нередко задумывались: или это просчет императора Павла или …чей – то злой умысел погубить вольных, не всегда покорных казаков.
    Вот один из эпизодов мужества атамана Денисова. Третий месяц похода. Пустоши Заволжья. Распутица.  Кони  сотнями вязнут по брюхо в балках. Коварный лед на Волге уже тронулся. Казаки с ужасом смотрят на разлившуюся без конца реку.  Но кто мог отменить переправу, если ее приказал провести сам император?!
   Денисов видел, что тяжелые пушки и   повозки, лошадей   ждет неизбежная гибель подо льдом. Тогда он лично руководит опасной переправой через ледоход.
   «Тут на наших глазах лед тронулся и на несколько саженей подался  вниз. Я приказал, несмотря на этот ненадежный лед, идти через Волгу. Мужиков с веревками поставил через всю Волгу. Казаки повели через лед  лошадей – провалились… В трех полках было провалившихся  700 лошадей, но ни одна из них не утонула. Все полки переправились через Волгу».
  Так Денисов выигрывает еще одно сражение- с неумолимой природой. И спасает тем   казачьи жизни.  Только убийство царедворцами   Павла 1 прекратило  безрассудный поход. Изможденные казаки, ведомые Денисовым и Платовым, воротились на Тихий Дон. Но Англия, эта давняя соперница России, была в шоке от мужественного казачьего похода в сторону ее владений в Индии. А донцы еще раз показали всей Европе пример  верности своему воинскому долгу.
      А Денисов  за скоростью лет превратился в мужественного полководца, пусть израненного, но закаленного в лишениях и тяготах воинских.
  Но впереди всех, и   Денисова, ждало более сильное испытание - баталии 1812 года.
    С началом кровавых  Наполеоновских войн он сражается   за рубежом, в пределах Пруссии, разбивая    неприятеля. Получает за заслуги золотую саблю с надписью «За храбрость», украшенную алмазами.  Отличается со своими
казачьими полками и кавалерией в делах  при крепости Кюстенджи, и награждается рескриптом Александра 1. Однако  талантливый честолюбец атаман Платов очень ревностно относился к великой воинской славе любимца Суворова – Денисову. Платов, будучи более гибким и вхожим в придворные круги,   старался всячески    умалить  заслуги  соперника Денисова, более образованного и талантливого военного, не допускать того на большие дела и должности.
    Когда французская армада вторглась в пределы России, то  боевого  генерала Денисова   не допускают на арену сражений и назначают на Дон наказным атаманом.  Он, несмотря на боль обиды,    приступает  активно к формированию  новых казачьих полков. И вот более двух десятков  свежих полков мчаться на поля сражений к Кутузову, который был  весьма признателен за то  прокаленному сражениями атаману Денисову. А    император поблагодарил     донца  специальным рескриптом от 2 ноября 1812 года  с приложением ордена святого Владимира. Конечно, были и другие  весомые награды.
     После кончины войскового атамана графа Матвея Платова     преемником  его на этот пост был назначен не кто иной, как наш Денисов. Он стремился многое организовать по – новому, а так же сохранить самобытную  жизнь и службу казачьего края, был поддержан императором. Но затем наткнулся на мощное сопротивление сановников. Даже самого государя… Не успел этот новатор еще   что-то сделать из задуманного, как   был оклеветан      из высшей знати завистниками - к его    ярким военным подвигам и славе. По ложному обвинению в нерадивости, а то и злоупотреблениях атаман был уволен  в отставку. Целых двадцать лет чиновники пыжились доказать его несуществующую вину и засадить генерала в вечные казематы!
    Но и это, свое последнее сражение, на этот раз с мощным чиновничьим миром, выиграл, как и прежде, непобедимый казак Денисов!
    Последние годы  он провел в своем имении. Был большим жизнелюбом, благотворителем и писателем. Я разыскал в архивах его увлекательные мемуары, и   засиживался допоздна  над ними.
   Андриан Карпович Денисов дожил до 1841 года.  Над тихой могилой его склонились трепетные березы, а весной сюда прилетают певчие  птицы.

   И каждый раз, когда я слышу звуки бравурных маршей, я   вижу гордо марширующий  7-ой Донской казачий полк, названный в честь нашего отважного земляка - Денисовским полком!  А над ним гордо развеваются победные   Георгиевские знамена, пожалованные за отличную храбрость!
 Имя славного сына России и Дона, генерал- лейтенанта Андриана Карповича Денисова  не забыто!
......

    Из этой военной новеллы родился мой роман " ЗВЕЗДА АТАМАНА ДЕНИСОВА", изданный в Волгограде и разошедший по райбиблиотекам области, музеям, казачьим  корпусам и читательским конференциям... 
А так же  нами создан короткометражный фильм  о А.К.Денисове, неоднократно  показанный зрителям по Волгоградскому ТВ.               


   
    
    
 


         
   


Рецензии
Необычайно интересно! Такой информации нигде не читал! Успехов!

Крамер Виктор   08.12.2022 23:24     Заявить о нарушении