Письмо коллеге по цеху в Норвегию

Здравствуй Юля!

Благодарю за письмо. На счёт мнения о рассказе. Мне уже приходят пожелания, и я на них реагирую, – дорабатываю рассказ, который уже становится повестью. К сожалению, не всегда могу попасть за компьютер. Дети подросли. Старшему – Виталию – сегодня исполнилось 19 лет, младшему в августе исполнится 17. А игры (компьютерные) у них остались старые – детские и дурацкие. В них у нас играют все дети. Книги никто не читает. Запретить можно только «хирургическим» методом. Несколько раз просто выключал комп, выдернув штепсель из сети. Компьютер потом ломался, и его приходилось ремонтировать. Так в жизни дети нормальные, но как попадают в комп – всё, становятся зомби. У нас здесь уже выпестовываются взрослые компьютерные дети, – которым уже по 25 и старше, они не работают, не учатся (у моего соседа 6 классов образования, 25 лет) – сидят сутками за компом. Иногда встречаются на улице с себе подобными, – попить пива, покурить, забить «косяк»...
Вот и сегодня с утра поругался с младшим сыном – Олегом. Мне невозможно даже  написать статью для газеты!..
Я уже и так стараюсь с ними вести себя по-хорошему, не давить. Но их ничем не увлечь. Всё детство занимались спортом, пару лет назад забросили это дело полностью. Слава Богу, не пьют, не курят!
Мне Наташа М. рассказывала о жизни людей в Норвегии, она окончила там универ и осталась жить в Осло. Когда я её встретил несколько лет назад (ещё до кризиса) в Резекне, она мне сразу выпалила: «Неделю здесь выдержала! Какой-то Ад и сумасшествие! Больше не могу. Через неделю, слава Богу, уезжаю домой (в Норвегию)!». Она староверка, здесь у неё мама, младший брат, отчим (безработные, Наташа их тянет)…
Сейчас здесь стало на порядок хуже. Такое ощущение, что все властные структуры нацелены на то, чтобы выдавить отсюда коренное население и заселить страну гастарбайтерами. Плюс ко всему, разыгрывают националистическую карту, обвиняя во всех своих бедах русских!
В нашем городе сейчас всё разрыто: главный проспект разрыт на несколько км (идёт реконструкция с его расширением). В заповедной зоне разрушенного замка 13 века строится современное здание – Центр молодёжи. В старом городе на месте бывшего стадиона строят огромный концертный зал по Норвежскому проекту. У нас концерты проходят при полупустом зале дома культуры! Не секрет, что отмываются деньги ЕС – об этом судачит весь город...
По опросу более 90 % школьников не связывают своё будущее с Латвией! В Резекне сейчас в месяц рождается чуть больше 30 человек, умирают в несколько раз больше!.. Депутаты думают, закрывать или нет одну из восьми школ? Что там думать и обсуждать? – Через несколько лет придётся закрыть 5-6 школ!
В Резекне в начале 90-х прошлого века проживало 52 тысячи человек. Работали заводы и комбинаты республиканского и межреспубликанского значения:
Заводы электростройинструмента, Напольного электротранспорта, Доильных установок (единственный завод в СССР, половина продукции шла на экспорт), Молочно-консервный комбинат (продукция шла по всей Латвии и за границу, отличалась экологией и высоким качеством!), Консервный комбинат – перерабатывал всю местную продукцию: овощи, фрукты, дары леса…
Был построен и сдан, на стыке формаций, суперсовременный мясокомбинат по Белорусскому проекту, полностью автоматизированный, с огромными холодильниками, колбасным цехом, построенным чехами, планировалось там же ими построить небольшой пивной цех. Мясокомбинат мог обеспечивать продукцией половину страны, и продавать её в Псковскую и другие области России. Вокруг Резекне была целая сеть птицефабрик. Гусятина, индюшатина, утятина, куры, цыплята, – в основном, выращивались на экспорт, отправлялись в Югославию, где изготавливались, на экспорт, уникальные – диетические консервы. Сколько было звероферм!
На селекционной станции выращивались уникальные (по весу и качеству) телята. Шведы, в советское время, закупали эту телятину почти полностью. Её везли на фурах-морозильниках через Эстонию и Финляндию. Сколько выращивалось овощей и фруктов в хозяйствах – коллективных и частных! По пчеловодству в СССР Латвия конкурировала с Башкирией – самой пчеловодческой республикой!
Вначале 90-х ВСЁ ЭТО было просто уничтожено! Стоят огромные пустые здания. Где-то были оборудованы пилорамы. Сейчас всё закрыто: весь уникальный лес страны выпилен! Те люди, которые раньше сидели в креслах депутатов разных рангов – сегодня сидят там же, во власти или «ушли» в бизнес, продолжая разрушать не только великую республику и уничтожать её людей, но уничтожают природу и наносят урон экологии!..
Сейчас в Резекне насчитали около 21 тысячи человек! Но сосчитали и тех, кто здесь числится, но давно работает и живёт за границей.
Я долгие годы пишу об этом и в республиканской (больше не печатают!) и в местной прессе – «Голос вопиющего в пустыне!»...
Смотрю на то, что творится в России, пишут мне об этом и мои бывшие ученики, друзья, родные. Живёт Москва, Питер. Периферия гибнет. Возвращаться на Родину желание давно пропало.
Стараюсь жить здесь в гармонии с Природой, пропускать мимо негатив. Настроения для творчества порой никакого. Но стараюсь творить. Понимаю, что если бы смог путешествовать, то выпустил бы немало добрых и светлых книг. Но пока себе этого позволить не могу – надо поднять детей. Сыновья уже думают уезжать за границу. Я им советую ехать в Норвегию. На русских сайтах развёрнуты программы обучения иностранных школьников и студентов...
На счёт твоей ремарки. Мне пришлось, в своё время, поработать в дежурной части УВД – и на стажировке, и когда уже работал инспектором-кинологом самостоятельно. Другие кинологи приезжали в УВД и ложились спать. Я шёл в дежурку и помогал работать: заменял, если надо, дежуривших там людей, выезжал на происшествия с дежурным и опергруппой и тогда, когда собака там не требовалась. Поварился в этой кухне! Да, Рита, может так и не думала, но говорить об этом, и многом другом, с другими работниками могла, и говорила. Я понимаю, что снижается скорость и темп повествования. Но если бы это был краткий рассказ, то да, тут было бы не до размышлений. Но мне вначале была нужна завязка. Я её сделал.
Очень жалею, что не смог откликнуться ни на одно приглашение Норвежско-Русского общества и Татьяны Рейерсен. Мне очень жаль. Хотелось бы пообщаться с умной и доброжелательной публикой. Тем более, что меня в последнее время перестали приглашать даже на поэтические вечера в Резекне (за мои статьи и критику власти).
К сожалению, мы выживаем, и сейчас не можем себе позволить многого. Стыдно признаться, но из-за отсутствия работы (в Резекне около 2/3 безработных, если учитывать всех; народ уезжает за границу или сидит на чемоданах), бывает порой и такое, что хлеб купить не на что...
Ещё никуда не отправлял стихов. Какая-то апатия бывает или просто некогда. Или комп занят, и не хочется ссориться с детьми. Я понемногу выставляю свои вещи в "Стихах и Прозе.ру", можешь посмотреть.
Ещё раз благодарю за письмо. Да, советую тебе прочитать книгу Валерия Синельникова «Возлюби болезнь свою!». Я её недавно прочитал, открыл для себя много нового и полезного. Сейчас начал читать Паоло Коэльо – самую первую его книгу  – «Дневник мага».
Желаю тебе и твоим родным и близким крепкого здоровья, счастья, процветания и удачи!
До свидания. Валерий.
10.06.2011.


Рецензии