Святая Земля

В самолете мы летели вместе с супругой московского диакона, Ларисой, всю дорогу болтали, потом к нам присоединился еще один страшно любопытный еврей с Украины. Он летел к родственникам «подкалымить». Самое забавное, что когда я через три месяца летела обратно, его место в самолете оказалось опять рядом со мной, но я крайне плохо себя чувствовала, а потому лишь краем уха слушала его рассказы о работе в Израиле.

На таможне нас с Ларисой почему-то задержали, и мы очень долго ждали, когда наконец выяснят, что с нами делать дальше. В конце концов меня вызвали в кабинет и русская еврейка в полицейской форме стала задавать мне вопросы… про Ларису. «Давно ли я ее знаю?» - «Давно» (сколько мы часов летели в самолете?). «Кто она и чем занимается? Замужем ли и чем занимается ее муж?.. Диакон? Так она что, тоже верующая?» (почему-то с несказанным удивлением). Про меня спросили только, с какой целью я приехала в страну. И я ответила, что молиться. Брови женщины-полицейской поползли вверх: «Три месяца молиться?» - «Да», - спокойно ответила я, и меня отпустили.

В монастыре очень смеялись, когда узнали, что приехали Лариса и Елена. Мы сначала не поняли, но вскоре выяснилось, что в последнее время только Ларисы и Елены и приезжают. Причем именно вместе. А с Еленами вообще беда. Из сорока сестер и паломников я была десятая Елена, за что мне и была присвоено звание Юбилейной. Во всех разнарядках так и писали «посл. Елена Юбилейная».

Опытная паломница втолковывает: «Для того, чтобы объясниться с иностранцем, нужно знать одно слово – "экскьюзми". Важно, чтобы на тебя обратили внимание, а дальше можно уже знаками растолковать, что тебе нужно».

Путешествуем с группой французов. Наш гид м М., полячка, рассказывает то по-русски, то по-французски, то по-английски, иногда переходит на польский.
Француженка, плохо говорящая по-русски, обращается к подруге, которая вовсе не говорит по-русски, на ломанном русском языке. Та некоторое время слушает в недоумении, а потом спрашивает: «А по-французски это можно сказать?».

На подъезде к Иерихону нас останавливают. Пост израильских солдат. Наша гид – м. М. - по-английски спрашивает подошедшего солдата: «А Вы не могли бы объясняться по-русски, нам было бы проще». Солдат печально качает головой и на чистом русском языке, совершенно без акцента, отвечает: «Нет, простите, среди нас русских нет. Пожалуйста, говорите по-английски». Общий хохот в автобусе.

Едем в Египет в автобусе. Сзади меня сидит маленький мальчик, лет восьми, и игумен N, лет сорока. Игумен есть что-то очень соленое. Пафнутий серьезно ему говорит: «А что это ты такое вредное ешь?» Игумен отвечает: «А я вообще соленое люблю, а ты разве не любишь?» - «Но это же так опасно для здоровья. Впрочем… Ты уже старый, тебе уже можно – все равно помирать скоро. А мне еще жить да жить».

Поднимаясь на Синай, один игумен садится передохнуть и, задыхаясь, говорит: "Теперь я понимаю, почему паломники, возвращаясь с Синая, говорят: "Мы были на Синае два раза - первый и последний".

Мы с Т. (послушницей) идем по Иерусалиме, нас останавливает женщина и спрашивает по-английски, как дойти до Храма Гроба Господня. Мы вежливо объясняем. Естественно, тоже по-английски. Потом отходим и продолжаем свой разговор. Женщина вскрикивает от радости и кидается к нам: «Так вы русские!». Оказалась москвичка… Встречи на улочках Старого города.

Как-то раз меня поставили ночью дежурить в храме. Послушание заключается в следующем: днем ты с иконой Матери Божией и молитвой обходишь всю территорию монастыря (это занимает примерно час), а ночью в храме читаешь две или три молитвы и мирно ложишься спать. Некоторые сестры, если не успевали днем обойти территорию, то перед ночным дежурством обходили «малым крестным ходом» - вокруг храма. И именно в этот день сестры должны были поехать в Галилею на целый день. Как быть? Я пошла к м. Елене, благочинной: «М. Елена, если мы поздно вернемся, можно я только вокруг храма обойду?». – «Да ты хотя бы внутри храма обойди, и то слава Богу!». Я посмеялась и с чистым сердцем поехала со всеми в Галилею. Мы вернулись поздно ночью, я сразу пошла в храм. Ноги у меня гудели, спать хотелось невероятно. Я сняла ботинки, чтобы дать отдохнуть отекшим ногам, и начала читать Псалтирь. И вдруг вспомнила, что нужно обойти с крестным ходом вокруг храма. Как же не хотелось вновь натягивать ботинки. Но тут я вспомнила «благословение» благочинной. Я взяла икону и босиком честно обошло с молитвой внутри храма. Потом, когда я рассказывала об этом и благочинной, и сестрам, все очень смеялись и сказали, что это, наверное, был просто уникальный крестный ход.

О. Пантелеимон, хранитель Гроба Господняя. говорил, что для того, чтобы понять и почувствовать Св. Землю, надо здесь прожить не менее полугода. Увы, я прожила всего три месяца.


Рецензии