Белые волки в изгнании... Буданов, юрист, историк

          
      Буданов Иван Платонович,
        юрист, политик, историк

     Этот человек удивительной судьбы родился в 1880 году в станице Федосеевской (ныне Волгоградская область, в краю донских казаков.

     В молодости трудился учителем церковно-приходской школы. Несмотря на бедность, сумел  закончить Новочеркасскую учительскую семинарию. После переехал в станицу Тишанскую Хоперского округа и девять лет работал народным учителем. Он неравнодушно относится к   бесправию казачьего населения, вседозволенности и бюрократизму местных
властей.

    Посему Иван Платонович, дабы быть вооруженным правом, поступил на юридический факультет престижного Московского университета.

     Однако в 1911 году за участие в студенческих волнениях и сходках был исключен из университета, лишен возможности поступления в высшие учебные заведения и пребывания в столицах. Но Буданов проявляет настойчивость - и через год добивается разрешения на сдачу экзаменов за курс факультета. Получает желанный университетский диплом.

   Он зачисляется в звание присяженных поверенных и как адвокат активно защищает интересы донского населения. Бескорыстное и профессиональное имя правоведа было хорошо известно в верховьях Дона, в станицах и на хуторах.

    В 1918 тревожном году Иван Платонович избирается от своей станицы в Новочеркасск на Донской Войсковой круг. Там казачество склоняется в сторону Белого сопротивления.

    На заседаниях Хоперского округа, в станице Урюпинской Буданов - бессменный председатель. Участвует в качестве делегата в крупных казачьих конференциях.

   Однако приход советской власти в Хоперский район и «террористическая по отношению к местному населению политика ревтрибунала» вызывает восстание казачества.
     «Назначенные на ответственные посты комиссары станиц и хуторов грабили население, пьянствовали, чинили всякие насилия,… отбирая скот, молоко, хлеб, яйца и другие продукты в свою пользу… На место смешенных и преданных суду попадали другие, которые чинили то же самое». Хоперский трибунал «разбирал в день по 50 дел, а поэтому можно судить, насколько внимательно разбирались дела. Смертные приговоры сыпались пачками, причем расстреливались совершенно невиновные: старики, старухи дети… Расстреливали по подозрению в спекуляции, шпионстве», так сообщает выезжавший в округ с проверкой фактов беспредела руководитель комиссии из Москвы коммунист К. Краснушкин.

    Видя произвол со стороны новой власти, Буданов решительно становится на сторону белого сопротивления. Он входит в белое казачье Правительство Н.М. Мельникова (юриста из станицы Трехостровской), созданное в донских пределах А.И. Деникиным, в котором работает секретарем.

    В Гражданской войне Буданов не признает победу «нахрапистой» власти Советов и покидает донской край.

    С 1920 года находится в эмиграции в Париже.

    Размышляя о путях возрождения казачества, его роли и значения в государственной системе, посвящает свою дальнейшую жизнь научным, историческим исследованиям в архивах, книгохранилищах, музеях.

     Много лет отдает изучению истории развития казачества, его лучших  воинских и народных традиций и правоотношений, работает в институте восточных языков в Париже.

    Создает солидные труды по старине казачества и связи ее с современностью.

     Иван Платонович подготовил за границей капитальное сочинение «Дон и Москва», имевшее огромный успех. Издал исторический цикл «Казачий исторический сборник» в 14 выпусках, ценный своей документальной основой. Современники Русского Зарубежья ценили его оригинальные труды.

    Буданов скончался 19 января 1961 года в Париже, склонившись за столом над очередной работой о казачьем крае. Пластинка заведенного им патефона продолжала крутиться, и надрывался в тоске голос эмигранта-певца Александра Вертинского:

     А когда засыпают березы
     И поляны отходят ко сну,
     Ох, как сладко, как больно сквозь слезы
     Хоть взглянуть на родную страну...

   В сердце Франции, среди неоконченных страниц рукописей Ивана Буданова была заложена сухая веточка горькой полыни из вольных степей родной Федосеевской станицы...

               


Рецензии