В поисках будущего Тарковского

Кино - разновидность проведения досуга для одних, способ оживить свой внутренний диалог для других, и возможность рефлексии для третьих. В стенах средней образовательной школы №44 я встретилась с Доном Кихотом уфимской кинодействительности, филантропом и киноведом Владимиром Жереховым, который поделился с нами историей клуба Синематека, трудностями продвижения авторского и арт-хаусного кинематографа в Уфе, перспективами развития, планами на будущее. Его неиссякаемая энергия, инициативность способны восхитить и увлечь даже непосвященного в искусство экрана человека.

О ПРОШЛОМ
Еще в 90-х я открывал киноклуб, который назывался Синема в видеозале Родины. Тогда было очень благоприятное время. Интернета как такового не существовало, зарубежные фильмы только стали доходить до зрителя. Большинство картин было показано нами впервые и каждый сеанс был большим событием. Синема просуществовала два года. Синематека же стартовала в ноябре 2006 года премьерным показом фильма "Мертвец" Джармуша. Кинотеатр Родина и я сошлись в желании относительно развития киноэстетства в Уфе. Но мы не отдавали себе отчета в том, что ступаем на трудную стезю кинотеатрального показа. Смысл его заключается в демонстрации фильма лишь раз, подобно спектаклю. В условиях современности это сложный метод работы, потому что необходимо закупать картину ради одного сеанса, а это требует мощной поддержки.

О ФЕСТИВАЛЯХ
Это очень интересное явление, о котором пока никто толком не писал. В Уфе проведением подобных мероприятий занимаются общественные организации, такие как Немецкое или Французское общество. Но эти организации не являются киноведческими и поэтому пользуются моей поддержкой. Особенно активно мы сотрудничаем с Немецким обществом. Французы привозят фильмы на пленке, в погоне за качества изображения и звука, но без киноведческого сопровождения. До начала показов мы, как правило, гадаем, что там к нам едет, ведь по одному синопсису трудно судить насколько грандиозна картина. Немецкое общество, полагаясь на фонд имени Гете, не обеспечивает свой фестиваль так, как французы. Конечно это не значит, что показы немецкого кино хуже, чем французского, они просто проходят по-другому. Последний немецкий фестиваль для меня отличился потрясающей документальной лентой "Дело только в ритме", о том как два человека собрали детей из проблемных школ, ранее не обучавшихся танцам, и поставили с ними балет Игоря Стравинского "Весна священная". Это настоящая философия киноискусства, фильм который я бы ввел в обязательную школьную программу. Но на фестивале он никак особенно выделен не был. Так же и на фестивале французского кино, четыре фильма показали на большом экране и четыре фильма в кинокафе. При этом самые лучшие фильмы были показаны именно в кинокафе. Ни кинотеатр, ни общество до конца не поняли важность и необходимость киноведческой работы, которая отвечает на важный вопрос "Какие фильмы должны попадать в центр внимания зрителя?".

О ЗРИТЕЛЕ
В кино ходит в первую очередь молодежь, а в киноклуб ходит творческая молодежь. Хотя причины похода в кинотеатр у всех свои. Конечно к нам приходят и люди пенсионного возраста, но это скорее исключение из правил.
Молодежь уже привыкла смотреть фильмы дома, скачивая из интернета, не понимая, что это лишь считывание информации. Я - человек старой закалки, мне кажется, что важно смотреть фильмы именно на большом экране.
 
О КОЛИЧЕСТВЕ УВИДЕННОГО КИНО
Раньше, когда я учился во ВГИКе, за сорок дней удавалось посмотреть более ста фильмов. Иногда около шести фильмов в день. Сейчас я уже не гонюсь за количеством, больше уделяю внимание мнениям о картинах и их создателях. В данный момент у меня устоялись взгляды и я уже никогда не поборю мнение, что киноклассика выше современного кино. Но это не значит, что я остановился и не интересуюсь новыми картинами.

О СИНЕМАТЕКЕ
Синематека на большом экране давно сосредоточила свое внимание на киноклассике. Возможности показа у нас суживаются. С другой стороны осознание необходимости работы с городом растет, в первую очередь это убеждение появляется благодаря общению с людьми. В этом году мы открыли Польский клуб. Смогли найти новый источник, которым стал Польский культурный центр. Он согласился с нами сотрудничать и снабжать фильмами. Уфимский зритель даже не представляет, насколько богат польский кинематограф.
Киноклуб нужен для знакомства с классикой кинематографа, так же авторским и документальным кино. Мы стараемся проводим различные интересные события. Например, организовывали вечер Дали, на котором был показан его фильм, а в кинокафе прошла картина "Андалузский пес", над которым Сальвадор Дали работал в качестве художника. Так же мы показали фильм "Рембрандт: Портрет 1669" Йоса Стеллинга. В качестве опоры показа пригласили на показ студентов-художников из Педагогического университета. Полгода проработало кинокафе. Мы демонстрировали много документальных лент. Так же в его рамках работал клуб журналистов, где обсуждались показы и проблемы кино. Присутствующие могли наслаждаться непосредственным общением. Но, к сожалению, все затихло.
И сама Синематека на время приостановлена. Сейчас я занимаюсь тем, что готовлю молодых людей для поступления во ВГИК и американские киношколы. Мне часто звонят зрители, просят новые показы, жалуются, что в Уфе совсем нечего смотреть. Но эти люди не понимают, что они должны быть не просто зрителями, а киноклубовцами, иначе Синематека прекратит свое существование. Большинство зрителей считают, что могут раз в три месяца прийти на сеанс, не осознавая, что киноклуб работает в кинотеатре, который снимает коммерческий сеанс ради нас. Только постоянное посещение будет гарантией жизнедеятельности киноклуба. Но это только у нас, в Уфе, так дела обстоят. В Перми, например, киноклуб с таким же названием достаточно мощно развивается. В Москве подобные клубы пользуются поддержкой режиссеров. Есть клуб Эльдара Рязанова, под его опекой которого он существуют на качественно другом уровне.
Меня многие не понимают. Думают, есть такой чудак, который мог бы преподавать в ВУЗе, писать кандидатскую, продвигать личную карьеру, но вместо этого пытается заманить зрителя на необычные и непривычные фильмы.

О МЕЙНСТРИМЕ
Сейчас в Российском масштабе проводится очень много работы по продвижению мейнстрима, вместо того, чтобы выводить наше новое другое кино на большой экран. Оно в итоге доходит до зрителя, но только в телевизионном формате. Интересный пример жизнеспособности мейнстрима. В стенах этой школы учился Роман Каримов, режиссер фильма "Неадекватные люди". Он стал своего рода феноменом, потому что, не обучаясь ни в какой киношколе, смог снять фильм, который тепло приняла публика. И "Неадекватные люди" даже смог победить фильм Балабанова "Кочегар" на фестивале в Выборге. Но после судьба фильма закончилась. Мейнстрим может понравится зрителю, может принести хорошую кассу, может даже изменить судьбу творца. Но на этом его функции закончатся. А что касается фильма "Кочегар", он не проиграл, а пошел дальше. На международных фестивалях более высокой планки, где оценивается искусство, фильм получил различные призы.

О НАСУЩНЫХ ПРОБЛЕМАХ
 Один из вопросов, на который сейчас мы ищем ответ "Должна ли Синематека существовать в кинотеатре или продолжить развитие киноклуба при ВУЗах ?". Ведь кинотеатры - это организации, которые должны приносить прибыль, но я убежден, что приобщение к искусству не должно зависеть от денег.
Киноклубам городов России не хватает общего источника и поддержки. Единым для нас мог бы стать Музей Кино. Когда-то он был практически аналогом Парижской синематеки: несколько залов, обширная библиотека, постоянные дискуссии и встречи. Но потом это все было разгромлено. Сейчас, если музей и существует, то, буквально, кочует из одного подвала в другой. А мы без такого единого источника работаем на свой страх и риск. Конечно поддержка кинотеатра Родина сыграла решающую роль, можно сказать, что без них Синематеки бы не было, но это не решает всех насущных проблем.

О РАЗВИТИИ
Сейчас я больше думаю о детях, нежели о взрослых. Взрослый способен сделать выбор в пользу того или иного фильма, его вкусы и ценности уже устоялись, у него есть возможности скачивания из интернета. А современные дети остаются наедине с американским игровым кино, развивающее определенные стереотипы, которые трудно будет ломать. Хочется сделать кинокласс для детей, где их могли бы приучать с нежного возраста к хорошему кино и вести киноведческую работу. Масштабы кинокласса нужно расширять до рамок общегородского центра, куда бы могли прийти все желающие. Те, кто в будущем мог бы стать Тарковским или Муратовой, то есть, те, кто может принести огромную пользу стране. Но без государственной поддержки осуществление такой программы невозможно.
Продвижение культуры через кино многое дало бы не только ВУЗам, но и в целом предмету мировая художественная культура, который сейчас введен в школе.


Рецензии