Каваками Сату 11 марта, Фукусима 1, 2011 года

11 марта...
 Меня зовут, Каваками Сату.
  Этот день начинался как обычно. Я проснулся рано утром, позавтракал с семьёй и выехал на своём автомобиле на работу. Работал я на АЭС Фукусима 1. Ехать было не долго. Мой дом, находится всего в 30 минутах езды. Буквально в паре километров от АЭС.  Окума, так называется городок в котором я жил, всегда славился тишиной и спокойствием. Тут текла своя размеренная жизнь. Получив  здесь работу после обучения, я хотел себя посвятить атомной энергетике, считая, что только развивая её, человечество сможет обеспечить себя нужным количеством энергии. 
  Я приехал как всегда вовремя.  Проезжая через пропускной пункт, со мной приветливо поздоровался Ёсихиро Кейтаро. Человек, всегда весёлого нрава и доброй души. Такие встречаются редко. Я улыбнулся ему в ответ и поднял руку, в знак приветствия. На моей работе заведено так, что новый день мы начинаем с того, что поём гимн Японии. Сегодня всё было также. Я пел с детства знакомые мне слова, в них было что-то таинственное, кричащее мне, что я велик с величием моего народа:

"Пусть продлится твоё царство
Тысячу,
Восемь ли тысяч
Поколений, пока
Мох не украсит скалы,
Выросшие из щебня."

 Затем я прошёл на своё рабочее место и сменил своего напарника, дежурившего здесь ночью. Показания приборов оставались в норме. Каждый болтик на этой станции мне был знаком. Мне казалось, что я улавливал его настроения. По шуму реактора я мог определить, нормально ли он работает. Всё работало как часы. Только... Сам я что-то чувствовал себя немножко тревожно, но пытался это чувство прогнать. Я любил свою работу. Сейчас у нас работало три энергоблока, в силу ненадобности остальных. Два энергоблока были построены на станции чуть позже и казалось, что они как отдельная станция, относительно новые, стоящие в стороне. К сожалению, там я ни разу не был.
 Через пару часов, ближе к полудню, раздалась тревожная сигнализация. Это предупреждение о возможном землетрясении. Мы ждали. Всегда было тревожно его ожидать, хотя я знал, что платформа самой станции хорошо подготовлена. Мы проходили ежемесячные учения и у нас у каждого был рюкзак на этот случай.  Мы знали что делать в случае внештатной ситуации. Я чувствовал себя самураем перед предстоящей битвой, но что-то вновь нехорошее кольнуло внутри. Работники станции пытались подшучивать  друг над другом. Я знал, что так они пытаются побороть страх, но никто его не показывал. Казалось, что все спокойны и только я один попросту нервничаю. Эта мысль меня немного успокоила.
 Я сидел на своём месте перед пультом управления, когда пришёлся первый удар землетрясения. Я не знаю, что произошло, но сила удара была такой, что трясло всё ужасно сильно. Первым толчком меня сбросило с моего рабочего места. Я пытался укрыться под пульт управления, но постоянные удары, подбрасывали меня и я ударялся о металлический корпус пульта.  Было страшно так, что я забыл обо всём, чему нас учили. Я был на станции во время иных землетрясений, но такого никогда не было. Мне казалось, что землетрясение длилось с минут 30. Конечно это не так. Оно длилось минут 10. После, до нас доходили его затухающие толчки, при которых, в обычное время, станция уже переходила в режим чрезвычайной ситуации. Я лежал под пультом управления и мои глаза были широко раскрыты от ужаса. Я осознавал, что произошло. Землетрясение, гораздо сильнее обычного. Я нахожусь на АЭС. Всего в паре километров от этого места находится моя семья и от моей работы в этой ситуации зависит их жизнь, как и жизни множества людей. Я опомнился и вскочил. Все показатели оставались в допустимых параметрах, аварийные системы сработали в штатном режиме. Только система энергоснабжения перешла на дизельные источники энергии. Это было весьма странно, так как, аварийные системы должны были сохранить систему основного энергоснабжения. Мы понимали, что это не так страшно, т.к. даже на второстепенном энергоснабжении станция будет работать длительное время в штатном режиме. Все знали, что скоро придёт цунами и ожидали его с большей опасностью.  Вскоре на горизонте появилась волна...
   Мы смотрели на неё из помещения для персонала. Это было потрясающе. Океан словно пытался встать. Он рос и рос. Мы смотрели на волну, как заворожённые. Исполинская, подобная тысячам небоскрёбам Токио, она безмолвно приближалась... Кто-то нервно теребил пальцы рук.  Каждый из нас понимал, что её тишина временная, а гул с которым она войдёт на берег слышно будет за много километров отсюда. 
  Сработала сигнализация и мы должны были в течении 5 минут занять свои рабочие места. Все уже разбегались по своим рабочим местам, когда я ужаснулся этой безумной красоте. Океан шёл прямо на нас.  Я начал понимать это. Великой стеной, волна неизбежно приближалась к станции. Конечно, станция была оборудована защитой от цунами, но волна была явна больше. Мне казалось, что она не меньше 15- 20 метров высотой. Я устремился на своё рабочее место. Мои мысли сейчас были об одном, как там мой дом, моя жена и дочь. Промелькнула мысль, что я не успел попрощаться с ними. Мне всегда твердили, что на работе нужно думать о работе, но я не мог думать о ней. Я думал о родных... Как только я оказался у пульта управления, раздался новый удар, я слышал ужасные крики где-то снаружи и они меня пугали. Страх вновь заполнил тело. Удар был слабее, нас слегка потрясло, но показания приборов стали прыгать.  Начал снижаться уровень теплоносителей и поднялось давление, скорее всего образованное паром. Это означало страшное - энергоснабжение отсутствовало. Энергоблок без охлаждения. Если пойдёт необратимая реакция, произойдёт ядерный взрыв... Страшно... Мне было ужасно страшно... Я шёл по заваленным хламом коридорам, пытался найти радиорубку. По ней я получил новые указания.
  Паники не было. Мы пытались восстановить энергоснабжение, но дизельную станцию смыло цунами, а основное энергоснабжение перестало работать после землетрясения. Мне было поручено запустить систему сброса пара в гермооболочку. Однако, возникла угроза разрушения её самой и мы стали сбрасывать пар в атмосферу. Мы планировали его фильтровать от радионуклидов, но это оказалось невозможно. Я, своей рукой, начал отравление близлежащей территории... Я понимал, что радиация накроет обширные территории, что приведёт к техногенной катастрофе. Моя семья была в зоне заражения. Я жертвовал своей семьёй, не зная, что происходит за пределами станции. На глазах наворачивались слёзы. Моя жена, Тамико сейчас с дочерью Мисаки даже не догадываются на какой шаг мне пришлось решиться. Пожертвовать ими, чтобы спасти чужие жизни... Как же больно... Поймут ли они меня, смогут ли простить...    Но иного пути не было, иначе реактор мог взорваться и тогда последствия были бы сильнее.
   Я гнал от себя все мысли. Работа, я должен думать о работе. Нас так учили. Мой долг, спасти станцию, спасти людей.  Вечером, началась эвакуация персонала из залов вблизи реактора. В голове боролись мысли. Бежать отсюда, бежать к семье и спасаться бегством или... Я выбрал или... Куда бежать, когда твой дом это остров... Я сказал, что остаюсь... Мне дали возможность позвонить семье. Я взял трубку, набрал номер, трубку взяла Мисаки. Моя маленькая доченька, частичка нашей любви с Тамико... Вдруг из глаз покатились слёзы, а ноги стали подкашиваться. Я слушал её голос, который спрашивал тишину о чём-то. Я не слышал о чём, я слышал голос Мисаки, он  так походил на голос Тамико. Я слышал его, но не мог ничего сказать. Я положил трубку и взревел... Что с ними будет? ...
   Добровольцев, которые вызвалиь остаться, набралось почти 50. Я смотрел, как закрываются за нами гермоворота. Теперь, мы остались один на один с раскалённым реактором. С могучим продуктом нашей цивилизации, который неприменно меня убьёт... Даже если нам удастся запустить энергоснабжение, мы получим слишком большую дозу радиации. Каждый из нас осознавал, что для нас уже начался обратный отсчёт. Наши семьи позже узнали о нашем решении. Я мог только представлять, что происходило дома. Но тогда, мы пытались всячески починить систему управления станцией и я гнал мысли прочь. Оказалось сгорело много аппаратуры. Нашей задачей стало, вынуть стержни из реактора. Так, мы бы смогли уменьшить количество выделяемого тепла. Мы починили систему управления стержнями. вынули их только на половину, дальше система запротивилась. Больше ничего мы изменить не смогли. У нас было время, чтобы просто сидеть и ждать своей участи.
    Все разбрелись по залам. Каждый хотел быть на едине с собой. Словно на исповеди... 
Я вернулся на своё рабочее место. Показания прыгали, но ещё оставались в норме. К вечеру, они стали расти... Я знал, что реактор пытаются остужать снаружи, поливая водой, но это не приносило результатов, даже здесь, у пультов управления, температура повысилась до 42 градусов Цельсия. Температура росла. Я сидел в одной майке и думал... 
   Люди создали то, что должно было приносить пользу мира, а теперь мы стали заложниками этого "чуда". Мы создали нечто большее, чем просто источник энергии. Мы создали колосальное количество энергии. Мы создали величайший источник разрушения. Он может разрушить до основания всё вокруг, но самое страшное не это. А то, что он убивает невидимо. Невидимая смерть медленно расползающаяся по планете. Она тихо и незаметно проникает в тела и убивает их вскоре. "Мирный Атом" -  это то, что способно уничтожить навсегда всё живое. Неизбежность... Страх... Смерть...
    Я уснул. Меня разбудил невыносимый крик Я успел посмотреть на часы. 9:32. Подбежав к обезумевшему Киоши, я посмотрел куда он указывал пальцем. Показания приборов показывали, что давление от сброса водорода возросло до критической величины и что возможный взрыв произойдёт через 3 минуты 14 секунд. Умная техника быстро всё расчитала. Если раздастся взрыв, нас завалит обломками и накроет радиоационным паром... 
  3 минуты 05 секунд. У меня была самая короткая ночь, но самые длинные три минуты. Каждая секунда, отдавалась нарастающим страхом в голове. Казалось, что время замедлилось. Я никогда особо не верил в бога, но в эту минуту начал молиться. Я припал на колени и молился не зная молитв. Я не знал даже кому молиться, просто просил прощения за свою жизнь.
   2 минуты 01 секунда.  Из глаз текли слёзы. Сознание обрывалось. Я отказывался верить, что сейчас я умру. Ведь мы всё сделали правильно. Мы сделали всё что смогли, но нам не удалось подчинить себе "зверя", которого мы сами вырастили...  Сейчас, он широко открытыми глазами смотрел на нас и мы, как маленькие цыплята ждали своей участи.
   1 минута 21 секунда.   Страшно... Как же страшно умирать... В голове мелькали картинки из прошлого. Тамико... Как мы познакомились, как встречались, ссорились... И конечно как мы поженились. Мы были счастливы, но стали ещё счастливее, когда у нас родилась Мисаки. Это прелестное дитя ангела, которое нам подарил господь. Она стала олицитворением нашей любви. Нашей верности и преданости. 
   0 минут 03 секунды.  Прости Тамико... Прости Мисаки... Я вас очень сильно люблю...
   0 минут 00 минут.  Раздался взрыв. Он был такой силы, что стены начали рушиться. Меня бросило в угол, сильно ударив затылком о каменную стену.  Последнее, что я  видел, это как падает потолок и как люди пытаются убежать от неизбежного конца... Их крохотные тела, бетонные плиты вдавливали в пол... Я видел, как погиб Киоши и мир вокруг потемнел и стал тише...

***

Текст записан со слов Каваками Сату. Его  удалось спасти. Он был один из 8 выживших после взрыва. Их спасли такие же добровольцы, как и они, которые корили себя, что не смогли решиться остаться сразу. Тамико и Мисаки покинули Японию, т.к. посчитали, что именного этого бы хотел их глава семьи.  Врачи дают ему неутешительный диагноз.  Каваками Сату осталось не больше 4 месяцев. Его семья возвращается в Японию, чтобы быть рядом с ним. Однажды, ему уже удалось выжить. И он не унывает. Он верит, что и в этот раз судьба будет на его стороне.  Каваками Сату утверждает, что именно любовь к семье, к Тамико и Мисаки, спасла ему жизнь. Японец уверен, что бог дал шанс всем людям, понять, что важнее доброты и любви, на земле нет ценностей. Что энергия любви, куда ценнее энергии атома...  Скептики могу посмеяться над его словами, но я с ними соглашусь... Ведь эта энергия однажды уже спасла ему жизнь. Я желаю, чтобы она помогла ему ещё раз... И если верить в неё, возможно она поможет вам...


Рецензии
История тяжелая и одновременно светлая - Вы правы, Игорь, энергия любви и сильнее и ценнее энергии атома. Каваками - человек очень добрый, мужественный, способный на жертвенность ради любви не только к родным, но даже к совершенно незнакомым людям, которым, как он понимал, спасает жизни. Добровольно пойти на такой шаг могли только чистые душой люди.

Мне искренне жаль этот народ, переживший такой кошмар, и в то же время я от души рада, что хотя бы кто-то из них понял, почему это случилось. Страна, достигшая такого уровня развития, слишком уверовала в свою правильность и четкость во всем, безопасность и защищенность. И удар стихии наглядно показал, как мы слабы и беспомощны на самом деле, несмотря на всю свою технику и мощь атома, который из послушного слуги может превратиться в коварного убийцу.

Совершенно верно написано: "Японец уверен, что Бог дал шанс всем людям понять, что важнее доброты и любви на земле нет ценностей." Он потому и выжил, что понял это раньше других. Хочется надеяться, что его любовь даст ему шанс выжить, и что для многих людей это станет примером или хотя бы тем рациональным зерном, над которым стоит всерьез задуматься. Пока еще не поздно...

С искренним глубоким уважением,

Вита-Виталина   23.06.2011 11:09     Заявить о нарушении
Благодарю вас за тёплые слова. Каваками Сату целиком и полностью выдуманный персонаж, взята только обстановка. Однако, зная преданность делу этого народа, таких героев много. Спасибо вам ещё раз.

Дементьев Игорь   23.06.2011 11:19   Заявить о нарушении
Ликвидаторы-добровольцы, оставшиеся в здании станции - не выдуманные персонажи. Они знали, на что шли. И двигали ими вовсе не деньги и не награды...

Вита-Виталина   23.06.2011 11:30   Заявить о нарушении
да... именно это и хотелось показать. Ведь такие люди есть по всему миру. Не только в Японии, не только в России. Это дествительно люди с общечеловеческими ценностями.

Дементьев Игорь   26.06.2011 01:02   Заявить о нарушении