О мудрости

   Часто, очень часто я слышу о людской мудрости. Часто, очень часто люди верят чьим-то словам, говоря о мудрости сказавшего. Часто, очень часто люди отказываются мыслить, надеясь на чужую мудрость. А что есть мудрость? Как мы определяем, мудр ли человек?  По каким критериям судим? Не считаем ли мудрых тех, чье мнение просто совпадает с нашим? Не зовем ли мы мудрецом того, кто просто смог сказать то, что  чувствуете вы? И можно ли назвать это подлинной мудростью?  Мы бросаемся такими словами, как мудрость, не понимая, а что есть истинная мудрость. Мы называем мудрецами тех, кто говорит нашими словами, тех, кто разделяет наше мироощущения, и значит ли это, что человек, в силу своего эгоизма, называет мудрецом себя, хоть и в такой завуалированной форме?
   Какие критерии мудрости Вы различаете? Я могу привести лишь несколько примеров.

                ***
   Он шел по пыльной дороге,  Казалось, эта дорога не закончится никогда, поступь его была тяжела, голова опущена. Дорожная пыль разъедала легкие, изредка он заходился в кашле. Сандалии превратились в пару кожаных ремешков, каким-то чудом все еще держащиеся на худых, изъеденных насекомыми ногах. Он шел не первый день, не первую неделю и даже не первый месяц. Бродяга или странник? Люди не понимали его, от него с визгом разбегались дети, крестьяне смотрели с сочувствием, некоторые давали еду, кто-то мог приютить его на 2-3 дня, господа же отворачивались, брезгливо поджав губы. Кем он был? Он говорил странные вещи, он рассказывал про сына Божьего. Его преследовали, его били, его унижали, его бросали в темницы, ног он упрямо шел, шел вперед, рассказывая о сыне Божьем, он звал людей за собой. Многие верили, многие ушли за ним, многие приняли его слова, помнили его слова и передавали дальше, в те уголки, где еще не был Павел. Его слава опережала его…кто-то верил, кто-то считал его сумасшедшим, а кто-то мудрецом...

                ***
   - Подайте, подайте Божьему человеку, хлебушка, хлебушка подайте, подайте, - он ползал перед людьми на коленях, раболепно заглядывая в глаза, как бездомная дворняга, он ластился к детям, пугался мужиков в тяжелых сапогах, с визгом бросался  под защиту дощатого домика. Когда-то, в этом домике, Ивашка жил с матерью, отца убили давно, когда мать Ивашки была на сносях.  Ивашка с детства говорил странные вещи. Прижмется бывало к матери, посмотрит  своими ясными глазюками и прошепчет  тихо-тихо: «Бедненькая моя мамочка, умирать скоро, мамочка тебя в землю сырую люди бросят, мамочка, а как же я?».  Она обнимала его, тетёшкала, плакала, успокаивала, как могла, но слов его боялась, сильно боялась. Ивашка часто говорил странные, с точки зрения обывателей, вещи. Смотрел на мир ясно, никогда никого не боялся. Каждому, каждому рассказывал, что в мире главное любовь. «Послушайте, послушайте меня, у вас сердца черные, почему сердца черные? Вы только поймите, любить надо, каждого жучка-паучка любить надо! Слушайте меня, слушайте! Любите, всё любите! Листики, травушку, скотину свою любите. Вы главное любите!». Кто-то слушал, но чаще били, те, кто любить не мог, били с ненавистью, беспощадно, а он говорил с людьми как мог, объяснял свою истину черным людям…

                ***

   - Сейчас времена такие, правит закон силы и власти. Если ты силен, ты властен, ты будешь жить, если нет, то растопчут, ты станешь грязью. Не смотри так, убери наивность из взгляда, стань тем, кого начнут бояться! Ты – ничтожество,  в мире силы ты – ничтожество! Правят сила и власть, вот истинная мудрость. В мире есть только два закона, этим законам нужно следовать. Твоё могущество должно быть видно. Друзья должны говорить о тебе с уважением, враги с ужасом, и те и другие постоянно будут пытаться убить тебя, дабы захватить твою власть. Запомни, в мире власти нет друзей,  есть те, кому удобно с тобой.  Их будет много, люди будут липнуть к тебе, чтобы чувствовать себя в безопасности. Не скупись, они твои рабы, они расходный материал, сила и власть, тебя должны боятся, тебя должны слушать.

                ***

   - В твоем возрасте, - проговорил он, - я полагал, что смогу перекроить мир заново. Я верил, что миру нужно одно: честность и доброта. Я верил, что если обходиться с людьми по-доброму, если дать им мир и справедливость  они ответят благодарностью. Я думал, что смогу уничтожить зло добром. - Артур помолчал. -Наверное, я принимал людей за собак, - удрученно продолжил он. -Дескать, если дарить их любовью, они сделаются мягки и кротки, да только люди не собаки, Гвидр, они - волки. Король должен управлять тысячей честолюбивых замыслов, и все они подсказаны обманщиками. Тебе станут льстить в глаза глумиться у тебя за спиной. Тебе будут клясться в верности до гроба, злоумышляя против твоей жизни. И если ты  уцелеешь и все интриги, и заговоры потерпят крах, однажды, седобородым старцем вроде меня, ты оглянешься вспять на свою жизнь и поймешь, что ничего не достиг. Ничего. Младенцы, которыми ты восхищался, пока матери качали их на руках, вырастут убийцами, насажденное тобою правосудие выставят на торги, люди, которых ты защищал, по-прежнему голодны, а враг, которого ты разбил, снова угрожает твои границам. - С каждым словом Артур распалялся все больше, но теперь смягчил гнев улыбкой. - Ты этого хочешь?
Гвидр  выдержал отцовский взгляд:
- Я хочу, отец, обходиться с людьми по-доброму и дать им мир и справедливость.
(Бернард Корнуэлл).

                ***

   И он опять пьян, где-то потерял цилиндр, рукав пальто оторван, подрался, опять подрался. Он все еще был в пьяном азарте, губа разбита, весь в грязи. Он все еще хрипел, будто драка продолжается, будто он распаляет себя всё больше.  Он машет руками и грозит невидимому собеседнику, он валится на кровать, пьяные слезы катятся из глаз, с тоскливым отчаянием он рвет лицо ногтями будто пытается снять невидимую маску, маску весельчака, пьяницы и дебошира, он другой, глубоко внутри он другой. Но маска не отрывается, плотно, слишком плотно она приросла к телу. В голубых глазах больше нет ребячества, только тоска, мертвец, он давно умер...
Я усталым таким еще не был
В эту серую морозь и слизь
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь.

Много женщин меня любило.
Да и сам я любил не одну.
Не от этого ль темная сила
Приучила меня к вину.

Бесконечные пьяные ночи
И в разгуле тоска не впервь!
Не с того ли глаза мне точит
Словно синие листья червь?

Не больна мне ничья измена,
И не радует легкость побед,
Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет,

Превращается в пепел и воды,
Когда цедит осенняя муть.
Мне не жаль вас, прошедшие годы,
Ничего не хочу вернуть.

Я устал себя мучить бесцельно.
И с улыбкою странной лица
Полюбил я носить в легком теле
Тихий свет и покой мертвеца.

И теперь даже стало не тяжко
Ковылять из притона в притон,
Как в смирительную рубашку
Мы природу берем в бетон.

И во мне, вот по тем же законам,
Умиряется бешеный пыл.
Но и все ж отношусь я с поклоном
К тем полям, что когда-то любил.

В те края, где я рос под кленом,
Где резвился на желтой траве,—
Шлю привет воробьям и воронам
И рыдающей в ночь сове.

Я кричу им в весенние дали:
«Птицы милые, в синюю дрожь
Передайте, что я отскандалил,—
Пусть хоть ветер теперь начинает
Под микитки дубасить рожь».
Пьяница и дебошир, на мой взгляд - истинный гений – Сергей Есенин.


   И кто же в этом мире обладает подлинной мудростью? Возможно никто, а возможно подлинной мудрости нет…возможно.


Рецензии