XIII. Дифференциация в лагере
(лагерные группы и слои)".
К этому одиноко стоящему разделу, никак не градуированному по темам, несомненное отношение имеет список, составленный отцом отдельно – на третьей странице обложки комментируемой тетради. Привожу его ниже:
«Лагерные типы
1. Работяга.
2. Придурок.
3. Духарик.
4. “Ребята, повидавшие Европу” (гастролёры по Европам).
5. Стукач. Разговор на древнееврейском и других языках.
6. Евангелист (сектант). Как меня хотели завербовать в божеств< енные> дела.
Вракин. Жена разговаривает с богом. 50 г.: что-то будет: спасти страну, идти к
Сталину.
7. Меньшевик.
8. “Обломок империи”.
9. «Власовский пропагандист».
10. Работник советской и... гитлеровской печати.
11. Агент гестапо.
12. Нарядчик.
13. Комендант.
14. Лагерная аристократия: пожарные, парикмахеры, культорги.
15. “Троцкисты”. Л-ский – москвич (друг Никиты). Мов-ц.
16. “Жертва” Берия Расин.
17. Зам. нарком – мировой враль.
18. Ученик Геббельса.
19. Пан Бандера.
20. Теоретики антисемитизма.
По-видимому, будущие записки отец обдумывал ещё задолго до составления своих заметок, так как о лагерных типах много мне рассказывал при свидании. Да и вообще в своём плане он придерживается как раз той последовательности и тех тематических узлов, которые были характерны и для его тогдашнего пятидневного рассказа. Прокомментирую те позиции приведённого перечня, относительно которых сохранились в памяти хоть какие-то сведения.
1.«Работяга» самый массовый и самый несчастный разряд в лагерном «разделении труда» или, точнее, в иерархии зэков. Это люди, жившие работой – то есть, в принципе, тем же, чем жили до ареста – только, может быть, поменявшие сам характер занятий и, конечно же, статус. К ним принадлежит солженицынский Иван Денисович. Их-то больше всего и обдирали, на них-то и зиждилось относительное благополучие всех остальных, и в первую очередь –
2. «придурков», о которых см. выше.
4. «Ребята, побывавшие в Европе» - это слегка изменённая строка из юношеской поэмы моей сестры: «Придут домой ровесники мои / - ребята, повидавшие Европу» (1944). По-видимому, так отец называл «перемещённых лиц», то ли отбракованных проверкой в советских фильтрационных лагерях, то ли изловленных советской контрразведкой на Западе.
5. «Стукач» - фигура активная и зловещая. Доносительство поощрялось и насаждалось. Показывая мне на дневального, который прибирал комнату возле вахты в свежевыстроенном «доме свиданий», отец объяснил мне, что это, вне всяких сомнений, стукач: другого на такую работу, в такое место не поставят. Начальству надо знать, кто, как и с кем здесь общается, о чём ведутся разговоры. Когда «стукач» подходил к нам, отец немедленно переводил разговор на нейтральную бытовую тему. В записи к этому слову добавлено упоминание о каком-то случае, когда стукач втягивал его в разговор, демонстрируя своё знание языков, в том числе иврита («древнееврейского»). Но, возможно, отец и ошибся: человек мог это делать просто из хвастовства или из желания самоутвердиться.
6. «Сектантов», как и вообще «религиозников», в лагере было очень много, они зачастую вели себя весьма активно, стремясь завербовать новых адептов в свою конфессию, и кто-то из них попытался увлечь отца в «божественные дела».
10 «Работник советской и...гитлеровской печати». Речь о каком-то журналисте, во время оккупации работавшем в коллаборационистской газете.
11. «Агент гестапо». Да, были и такие. Отец довольно прилично владел немецким и для совершенствования в нём просил прислать ему двуязычный словарь, что мы и сделали. Как ни странно может показаться, большинство немцев не выказывало ему никакой неприязни как еврею. В отличие от «наших»...
14. «Пожарные, парикмахеры и культорги» - всё это были должности не просто «придурочные», но действительно аристократические, так как давали своим обладателям массу разнообразных бытовых и блатовых привилегий. Нередко можно было наблюдать сочетание «должностей» - например, культорг-стукач... Или даже так: культорг – потому что стукач...
15. «Троцкистов» отец взял в кавычки потому, что и сам числился в оных, фактически не будучи им. В лагерях было «троцкистов» в десятки раз больше, чем у Троцкого когда-либо насчитывалось сторонников. Один из них называл себя другом или сотрудником Н. С. Хрущёва.
19. «Пан Бандера» - понятие, разумеется, собирательное. Речь, в основном, об ОУНовцах – бойцах или сторонниках организации украинских националистов. В лагере это были зачастую активные антисоветчики. По словам отца, у них, а также у некоторых других антисоветских групп в лагерях, имелась даже связь с заграницей, вплоть до получения инструкций и материальной помощи. Боюсь, что отец был в этом вопросе жертвой официальной пропаганды. Однако он не шутя утверждал, что во время воркутинского восстания зэков (перед его прибытием в лагерь) повстанцами руководили из-за рубежа.
Надо признать. что власовцев и бандеровцев он считал заслуженно репрессированными – такому убеждению способствовал их звериный антисемитизм. Среди сидевших вместе с ним были и взятые по делу об убийстве Ярослава Галана – украинского публициста, написавшего, в частности, памфлет «Плюю на папу!». Не оправдывая убийц, хочу всё же отметить, что вряд ли такое название статьи может оставить равнодушным ревностных католиков или униатов, для которых римский папа – как никак, понтифик, лицо священное.
20. «Теоретики антисемитизма» (в отличие от «практиков») в личных отношениях с евреями, как правило, вели себя вполне корректно, что не мешало им в словесной форме разрабатывать или исповедовать самые крайние доктрины, пропагандирующие сегрегацию, дискриминацию евреев и оправдывающие их уничтожение гитлеровцами.
Далее читать "XIV. Волынки" http://proza.ru/2011/06/22/1572
Свидетельство о публикации №211062201565