XX. Лагерная информация
Парашенштрассе (Парашстрит).
Немецкие параши. Параши сверху и снизу.
Обстановка, порождающая параши.
Весенние надежды».
«Параши» - общелагерное, всесоюзно употребляемое слово, вошедшее в блатной жаргон, всего вероятнее, из иврита: пэраш – толковать, комментировать. Знатоков древнееврейского языка было немало в уголовной среде ещё с XVIII – XIX веков. И не так из уголовников еврейского происхождения, как из бывших семинаристов и бурсаков. Ведь в духовных училищах, наряду с древнегреческим и латынью, изучался и древнееврейский...
Вообще-то, парашей в тюрьме ещё называют бочку или ведро для нечистот, отхожее место, и употребление этого слова в переносном смысле метафорически обозначает понятие дурно пахнущей информации. Впрочем, что в этих этимологических предположениях можно считать первичным, а что – вторичным, это ещё вопрос, который мне разрешить не под силу...
Главное то, что основная лагерная информация распространялась в виде «параш» - то есть слухов. Потому-то главная «магистраль» лагеря, от барака до столовой, – дорожка, где зэки ходили без конвоя и могли, таким образом, обмениваться новостями, – именовалась в шутку «Парашстрит» - на английский лад, или «Парашенштрассе» - на немецкий.
«Немецкими» считались параши, исходящие от заключённых-немцев. Те всё же были более или менее регулярно связаны со своей родиной по сравнению с «нашими» и становились обладателями некоторых сведений. Это всё были «параши снизу», то есть исходящие от рядовых людей. Но бывали и «сверху»: от начальства, и не обязательно официальные.
Отдельные зэки работали в управлении лагеря или лагпункта на всяческих служебных должностях или были там уборщиками. Порой они слышали, а иногда и читали какие-то обрывки новостей, служебные документы, были невольными свидетелями разговоров начальства и увиденное, услышанное, прочитанное разносили «по секрету – всему свету» - а «всем светом» был для них собственный лагпункт. Парадоксально, однако факт: в каких-то вопросах жизни государства заключённые оказывались более осведомлёнными, чем их родные и друзья, оставшиеся на воле.
Когда я приехал, отец накинулся на меня с расспросами, ожидая обнадёживающих сообщений о процессах, которые, с лёгкой руки Эренбурга, стали называть «оттепелью». Однако, хотя я и был «с воли», но оказался гораздо менее информированным, чем мой отец, - заключённый. Столкнувшись с этим, он сообщил мне кучу слухов, которые впоследствии большей частью подтвердились. В том числе рассказал удивительно точно о поездке «Никиты» (Н. С. Хрушёва) в Ленинград, о разоблачении фальсифицированного «ленинградского дела» и реабилитации казнённых руководителей ленинградской партийно-советской верхушки 40-х годов (Попков, Кузнецов, братья Вознесенские и др.). Конечно, под влиянием таких слухов рождались поистине весенние надежды!
Далее читать "Весна и лето 1953 г." http://proza.ru/2011/06/22/1644
Свидетельство о публикации №211062201636