Рок-музыка hard, heavy metal, break
Рок-музыка — является ветвью понятия "поп-музыка". Термин "поп-музыка" возник в 40-е годы за рубежом, как обобщающее представление массовых музыкальных культур и жанров. "Поп" — сокращение от слова "популярный".
На западе поп-музыка — сердцевина музыкальной индустрии, или "шоу-бизнеса": беззастенчивая эксплуатация работающих на износ артистов, острая конкуренция за рынки сбыта, массированные рекламные кампании и т.д.
Социалистическая поп-музыка имеет высокий идейно-художественный уровень и воспитательный потенциал.
Поп-музыка — явление многоплановое. Вначале была близка к фольклору, оперетте и мюзик-холлу. В Америке — блюз и джаз. Во Франции - шансонье (Морис Шевалье). В Англии — куплетисты и исполнители баллад. В Центральной Европе — вальсы и польки.
После войны два фактора: 1). распространение телевещания и 2). заокеанская экспансия в Европу (фокстрот, свинг). В середине 50-х годов — рок-н-ролл. Рок-музыка — ветвь поп-музыки, но это бешеный ритм, резкий звук.
Современная поп-музыка имеет 3 вида:
1.рок-музыка и смежные с ней стили (возникли в 60-70-е годы; распространение — диски и массовые "стадионные" концерты)
2.чисто танц-музыка (конец 70-х годов; распространение дискотеками)
3."лёгкая музыка" традиционного плана: оркестры, "кантри", шансон.
Rok – (в переводе)- скала, утёс, опора, нечто надёжное, горная порода, камень, булыжник (сущ.) или качать(ся), колебать(ся), трясти(сь), укачивать, убаюкивать (гл.).
50-е годы. США. Появление "рок-н-ролла" от слияния негритянского ритм-энд-блюз и белого кантри.
1958г. - твист и песенки в стиле "йе-йе-йе!.
50-е годы. Великобритания. Возрождение рока "Битлз"Ю "Роллинг стоунз", "ХУ", боб дилан, Джимми Хендрикс. Усложнение рока (фон-рок, эйсид-рок, джаз-рок, хард-рок), утончение, изощрение, апогей.
1978г. - Панк-рок (по всем странам "новая волна").
Сейчас — "Хэви метал рок" (ХМР), или "ноу-уэйв" — "никакая волна": напряжённое, почти истерическое звучание, пулемётный ритм, нарочитая топорность мелодий.
Hard – (в переводе)- твёрдый, жёсткий, крепкий, сильный, трудный, тяжёлый, требующий напряжения, холодный, суровый, строгий, безжалостный, усердный, упорный, усиленно передающийся, контрастный, строго определённый.
Брайн Эно (рок-музыкант): "Тяжёлый рок" — крайне реакционная музыка, поскольку проповедует культ грудой силы.
Денни Бейкер (журналист): "Тяжёлый рок" выполняет роль холодильника, который помогает молодым людям пребывать в замороженном состоянии до тех пор, пока они кому-нибудь не понадобятся.
Английские ансамбли, исполняющие "тяжёлый рок", можно разбить на три категории:
1-группы "старых кадров" с приёмами, сделавшими их знаменитыми;
2-не дотягивающие до "звёзд" и периодически привлекающие к себе внимание: цель — следовать за лидерами, собирая удачные приёмы;
3-"новая волна тяжёлого рока".
Зарубежные рок-группы: "Берлин", "Лед зеппелин", "Грэнд-фанк", "Дип пёрпл", "Моторхэд", "Дэф леппард", "Эйприл уайн", "Чикаго", "Флитвуд-Мэк", "Роллинг стоунз" (последние три — связь с наркоманией).
О плате "Моторхэд": "Этот диск не для нервных. Уже от одних названий песен дух захватывает, а если прослушать диск целиком, создаётся впечатление, будто по голове колотили чем-то тяжёлым. Постоянно повторяющиеся аккорды кого угодно могут довести до конвульсий" ("Собеседник", 1986).
Однако "хард-рок" имеет и лучшие традиции, и мелодизм, и смысл.
Heavy – (в переводе)- тяжёлый, обременительный, обильный, буйный, трудный, серьёзный, опасный, сильный, густой, мрачный, бурный, неуклюжий.
Группы: "АС\ДС", "Айрон мейден", "Металлика", "Джудас Прист", "Блэк Сэббет", "Кисс".
"АС\ДС". Лидер Ангус Янг: "Мы исполняем самую что ни на есть развлекательную музыку на манер тяжёлого рока".
"Джудас Прист" и "Блю Ойстер Коулт" выступают в ку-клукс-клановских балахонах.
"Кисс" имеет готические знаки и нашивки гвардии рейха.
"Роуз Тату": "По методу борьбы с обществом — мы — фашисты!"
Мнение Дитера Болена ("Модерн токинг"): - К "металлическому року" мы относимся резко отрицательно. Я никогда не стану поклонником "металлического рока", потому что он не выражает никаких чувств. Это музыкальный стиль для людей с агрессивным характером. У меня нет ни одной пластинки таких групп, и я не собираюсь их покупать. ("Комсомольская правда", 1986)
ХМР. Знаки отличия — неопрятные, вздыбленные причёски, чёрные кожаные куртки с железными заклёпками, увесистые пояса, перчатки-кастеты, металлические ошейники и даже обрывки стальных цепей.
О "мужественности" вида: "Мускулы, если надеть широкие браслеты с заклёпками. Потуже пояс — уже талия и шире плечи. Для пущей воинственности крест-накрест пулемётные ленты, одежда из чёрной кожи — мистицизм".
ХМР — разновидность буржуазной массовой субкультуры, порождённой капиталистическим образом жизни. Тяжёлый и простой ритм рока вызывает ассоциацию с диким разгулом, дракой, ломанием стульев, формирует экстремистское сознание.
Составные части ХМР — особая вокальная манера (до крика); большое значение: ритм-секция, бас, ударные; повышенная громкость записи, сверх-аппаратура.
Основная тематика ХМР — насилие, жёсткость, ненависть; "Бей чернокожих и азиатов!"; "Лишить женщин всех прав!"; "Посчитаться с русскими!"; "Убивать неарийцев!"; расизм, антикоммунизм, реваншизм.
"Кисс": "Я исполосую твою кожу, сдеру мясо с костей".
"Ничего нового в рок-музыку эти так называемые "новые" группы не привнесли. "Хард-рок" и его ответвление ХМР известны с начала 70-х годов. Интерес к "хард"-варициям то затухает, то вспыхивает снова. Если что и есть "новоо" в ХМР, так это бьющая через край жёсткость, грубость в текстах песен. "Металлисты" лишь сняли и до чудовищных размеров раздули всю накипь рок-музыки, всё, что в ней было "самого": самого агрессивного, самого грубого, самого непристойного... Предельно извращённая сексуальность, густо замешанная на любовании насилием и жестокостью — вот основное содержание песен "металлистов". "Мертворожденная музыка — основа для "супер-стиля" "хэви метал". (выдержки из газеты "Ленинской смены", г.Горький, 1986)
РОК-МУЗЫКА В СССР.
Группы: "Земляне", "Форум", "Секрет", "Пикник", "Аквариум", "Алиса", "Автограф", "Машина времени", группа Стаса Намина и др.
Вкус к рок-музыке в СССР испорчен "подпольным роком" с пустыми текстами — типа:
"Я понял сразу, что ты не хуже подруг,
Тушь на ресницах и элегантный каблук,
"Адидас" и джинсы — ты в них почти манекен,
Мы всё же кукла, и вовсе не феномен!
Я понял сразу, что ты не хуже других..."
"Он слишком рано выпил стакан, первый свой стакан;
Его рвало, но не сдавался мальчуган.
Идёшь к подъезду и ждёшь — вот-вот
Булыжник сверху упадёт, и хорошо — попадёт,
А если наоборот?!"
"Мотылёк будет летать,
Ну а я буду мечтать.
Я фантазировать люблю.
Цветок хочется сорвать,
А я буду созерцать..."
Композитор Д.Тухманов: "Да, конечно, репертуар самодеятельных рок-групп, их уровень — всё это должно быть предметом нашей заботы... Узкий круг лирических тем и поэтических образов... К сожалению, очень немногие профессиональные композиторы работают в области "рока", это тоже одна из серьёзных проблем жанра". ("Собеседник", 1985).
Стас Намин: "Рок-музыка возникла в начале 60-х годов. Её многое роднит с "авторской песней", творчеством бардов. С другой стороны, музыкальные особенности рока — жёсткий ритм, использование электронных инструментов — делают его созвучным нынешнему веку. Сейчас уже много разграничить рок-музыку на концертную — эстрадная и камерная; танцевально-познавательную — дискотеки и театральную — рок-оперы... Для песенной эстрады (ВИА) нужны стихи легкодоступные, камерный рок обращается к многоплановым метафорическим стихам, стремясь сделать их "звучащими". Камерный рок способен поднимать серьёзные философские проблемы" ("Советская Россия", 1985).
Андрей Макаревич ("Машина времени"): "Можно ли научить року? Рок — это самобытность, сугубо авторская музыка0версия. Рок вырос из народных мелодий (бард-рок)" ("Ленинская смена", 1987).
Борис Гребенщиков ("Аквариум"): "Если говорить конкретно о рок-музыке, то первый шаг сделан. Это организация рок-клубов. Вторым могло бы стать создание объединения музыкантов, которые работают в нашем жанре. Рок-музыка — неотъемлимая часть нашей отечественной культуры" ("Советская культура", 1987).
БРЕЙК-ДАНС.
По-английски: 1.физкульт-пауза между занятиями; 2. разрыв отношений (каждый сам по себе); 3. нарушение всех приличий; 4. шанс вырваться из-под опеки на "свободу"; 5. внезапное падение (амер.).
Традиционная борьба с новшествами танцев: вальс, шейк, рок-н-ролл.
У брейк-данса (Б-Д) более удачная судьба. Уже снят первый отечественный брейк-фильм "Танцы на крыше". Два конкурса в Паланге (Попугай-86) и Таллинне. Были в Огре и Ярославле.
Б-Д — это мода. Также как: скейт — маленькая досочка на роликах, кубик Рубика и т.д. Впереди — "степ" и дискотека на роликах.
История Б-Д уходит в глубь веков.
1698г. - французский миссионер описывал танец жителей Конго.
1842г. - Чарльз Диккенс описал танец чернокожего танцора в клубе г.Манхэттена, который хозяин назван брейк-дауном.
Б-Д (иногда его называют "хип-хоп") возник в нью-йоркском районе Бронкса к концу 70-х годов (здесь живут выходцы из разных стран).
Основные движения — прыжок, шаг, выпад.
Брейк-музыка — 2 проигрывателя и 2 одинаковых диска (попеременно). Иногда её называют "Музыкой в стиле РЭП". РЭП — нет оркестра, есть диск-жокей, который создаёт музыкальный коллаж: тормозит диск, повторяет фрагменты и т.д. Главное — ритм! Тексты РЭП — начитывание речитативом под музыку рифмованных текстов. Рэп-тексты бывают очень острыми. Например, "Послание" Грандмастеа Флэша заняло 1 место в хит-параде-82 журнала "Роллинг стоун".
К 1981 году Б-Д обрёл свою форму и последовательность:
1-появление танцора — скользящие шаги;
2-брейк — резкое падение на землю с опором на руки
3-вращение — на спине, голове, плечах, руках
4-"застывание"
5-финал — возвращение в вертикальное положение.
Б-Д учатся не в одиночку. Метод простейший — проб и ошибок, шишек и ссадин. "Подвальный" Б-Д примитивен.
Б-Д — это акробатика, чувство музыки, ритмика, пластика, физ.подготовка. Это не только удовольствие, но и немалый риск.
Направления: "стрит", "рапп", "кинтут", "апрок", "электрик бугги" (последний: передача "электроимпульса" прикосновением к стоящему партнёру; родина — калифорнийский городок Фресно).
На Западе Б-Д — это коммерция.
(в подготовке темы использованы: "Собеседник", "Ленинская смена" г.Горький, "Знамя юности" г.Минск, журнал "Юность" №12-1986)
Свидетельство о публикации №211062200198