Побочный эффект

   Половина итальянцев, говорят, ни разу не читала родную конституцию. И ничего - живут неплохо. Еще меньшая доля граждан в курсе нудных длиннословий Основных законов СССР, тем более Украины и Крыма, следят за бесконечными дискуссиями вокруг их проектов. Так что дело вовсе не в самой Конституции Крыма, третий или четвертый вариант которой в очередных муках (и с тем же нулевым результатом) рожают депутаты Верховного Совета Крыма. Все понимают ее условность и необязательность, тем более под «крышей» общеукраинских законов. Но...
   Неужели Крыму суждено вечно ощущать себя сидящим на тлеющей бочке с порохом? «При игнорировании прав крымскотатарского народа спокойствия в Крыму не будет», - прямо-таки пригрозил  председатель меджлиса Мустафа Джемилев. А другие народы? Их права?

   На этот раз спор разгорелся вокруг некоторых статей будущей Конституции Крыма. Составляя 10 процентов населения полуострова,     крымские татары требуют увековечить незаслуженные свои привилегии. А еще - официально и законодательно приравнять свой язык к русскому. Большинство депутатов отказались вносить неравноправные изменения в проект Конституции. Крымскотатарская фракция депутатов объявила бессрочную политическую голодовку. Поиски компромиссных формулировок, бесчисленные заседания Президиума ВС, поездки в Киев к высшему  руководству ни к чему хорошему не привели.
   Врачи с беспокойством следили за здоровьем голодающих, затем  потребовали (по медицинским показаниям) прекратить акцию как минимум для двоих. Тем же вечером один депутат в тяжелом состоянии был доставлен в реанимационное отделение Республиканской клинической больницы. На следующий день экстренно собравшийся меджлис   наконец-то принял постановление «потребовать от депутатов фракции Курултая прекратить голодовку протеста». Высший орган управления крымскотатарского народа посчитал, что главная задача акции – привлечь внимания общественности - выполнена. После чего еще четыре человека оказались в больнице, а трое отправились долечиваться по домам.
   Что нужно Крыму? Спокойная созидательная жизнь. Но на собственной земле крымчане все более ощущают себя иностранцами. О том  напоминает планомерно растущий гнет украинских экономических и политических удавок. А с другой стороны - возвращающиеся из насильственной депортации (высылки) 1944 года крымские татары.   
 
   Да, с ними поступили несправедливо, им  трудно обустраиваться, необходимы помощь и сочувствие. Но настораживают все более громкие требования признать особую исключительность прав крымских татар, их
притязания на «звание» коренной национальности, растущие контакты с соседней Турцией, которая с чрезмерно пристальным интересом следит за здешними настроениями. И, главное, растущие политические аппетиты, сформулированные в
резолюциях многолюдных митингов, шумящих у здания Верховного Совета в Симферополе: формирование не менее трети депутатского корпуса ВС и местных органов власти из представителей национального съезда (Курултая), создание национальной автономии крымских татар в Крыму.
Силовое давление, однако, никогда делу не помогает - наоборот. И даже понимающие беды и трудности бездомного народа  испытывают  недоумение и беспокойство, а готовые было на уступки депутаты  становятся непоколебимыми.  Постоянно угрожая нестабильностью, политики от национального движения заглатывают все большие куски реальной власти.

   Нет, ни при каких условиях нельзя делить людей по национальному признаку, «тянуть одеяло на себя», пренебрегая интересами других.  Известно: чем больше требуешь, тем меньше имеешь.

   Меджлис крымскотатарского народа призвал соплеменников "предпринять необходимые организационные меры для подготовки и проведения ненасильственных акций гражданского неповиновения".  Новые митинги, демонстрации, блокирование дорог и железнодорожных путей? Центральный Совет Организации крымскотатарского национального движения, ведущей национальной партии, объявил проведение политической эстафетной голодовки на всей территории Крыма. Ветеран движения Эльдар Шабанов заявил, что принимает эстафету у своих предшественников. 

  Милиция и прокуратура Крыма готовы «призвать к ответственности нарушителей общественного порядка». Вновь всплывает вопрос о законности самого существования меджлиса как общественной организации, не зарегистрированной органами государственной власти.

   Кому нужно новое противостояние, весьма опасное своими последствиями? В обстановке взаимного озлобления не станет лучше ни той, ни другой стороне. Тем более сейчас, когда плохо всем, и только единые экономические (а не политические) усилия способны привести к нормальной человеческой жизни всех людей независимо от национальности. А проблемы развития национальной культуры и языка гораздо проще утрясти в спокойной обста¬новке - силовой нажим политиков для этого лишь губителен.
 

1995 год


Рецензии