Трамвай 5

Я очень люблю город, в котором родилась и жила – без малого 20 лет.

Города, как и люди, меняются с годами. Мне ближе и родней старый Калининград. Может, только потому, что это был «город  юности» - город, где началась когда-то моя взрослая жизнь. Теперь, нечасто приезжая в Калининград, я вижу, как сильно он изменился. Может, и в лучшую сторону, но это всё уже «не моё».

В очередной свой приезд, в силу необходимости, я оказалась на трамвайной остановке «Улица Кирова». Много лет назад, работая на «Кварце», именно на этой остановке садилась я в «свой» трамвай - № 5 - чтобы ехать домой.  Словно откликаясь на невольные воспоминания, передо мной остановился тот самый трамвай – «пятёрочка». Забыв о делах и планах, я вошла в пыльно распахнувшиеся двери – вдруг захотелось ещё раз проехать по хорошо знакомому маршруту. «Ностальгия», - с легкой грустью шепнуло сердце. «Глупость какая-то», - заворчал разум. Пусть спорят, а я уже еду!

Поворот с Советского проспекта – и трамвай катит по центральной площади города. Сверкают купола нового храма, у фонтана кучкуется молодежь. Эти красивые мальчики и девочки, конечно, не помнят ни памятника Ленину, ни трибун. В праздники - 1 мая  и 7 ноября – мы весело кричали «Ура», проходя в колоннах демонстрантов – «трудящаяся молодежь». Теперь у них другие праздники.

Ещё один поворот, и по улице Черняховского приближаемся к рынку. Когда-то мы с подружками – Любой, Валей и Мариной – любили пройтись по торговым рядам и «провести дегустацию» продаваемых продуктов. Покупали редко – к неудовольствию продавцов.

Довольно быстро бежит «пятёрка».  За окном промелькнул бывший популярный ресторан «Русский чай», где иногда проходили веселые застолья трудового коллектива – корпоративы, как сейчас говорят.

Минуя Музей янтаря, трамвай поворачивает на площадь Василевского. Совсем недалеко отсюда до недавнего времени жила моя свекровь, светлая ей память, и сестра мужа, тоже покинувшего уже этот мир. Погруженная в грустные мысли, я и не заметила, как, свернув с Московского проспекта, через мост въехали на Остров. Величественное здание Кафедрального собора после реставрации и не напоминает те развалины, что так знакомы моему детству. Дружной дворовой компанией мы облазили все доступные (и почти недоступные) винтовые лестницы и укромные уголки полуразрушенного тогда здания.

Район изменился до неузнаваемости. Радует глаз и нарядная Рыбная деревня, и внушительный торговый центр «Виктория». Даже не верится (ведь кажется – так недавно!), что был  здесь пустырь, и по выходным дням разворачивалась на нём «барахоловка» - кипела торговля дефицитными промтоварами, не знакомыми прилавкам советских магазинов. Практически всё можно было купить, хоть и обходились югославские, например, босоножки в половину зарплаты электромонтажницы 3 разряда.

Ещё один мост, ещё один поворот – и мы на улице Песочной. Когда-то здесь жила моя подруга Валя – подруга юности и всех последующих лет – вплоть до дня сегодняшнего. Дай ей бог здоровья.

Сколько лет ездила этим маршрутом, а никогда не замечала, как много на нем поворотов! Даже символично – маршрут моей жизни прямым тоже можно назвать лишь с большой натяжкой.

От улицы Песочной едем по Дзержинского, и, наконец, последний поворот – на Аллею Смелых. Вот это уже родные мои места. Матросский парк (он же «имени 40-летия ВЛКСМ») - катание на лодках по прудам, а вечером – танцы в знаменитом «клоповнике» и долгие – пока родители домой не загонят - посиделки на скамеечке во дворе на улице Белгородской, где и жила.

Трамвай вышел на финишную прямую: две остановки и конечная – «Мясокомбинат». Сделав разворот на кольце, он готов начать свой маршрут сначала.  Да, в жизни-то так не сделаешь, а хорошо бы – развернулась и по новой пошла, прямо с детства опять, а «следующая остановка – юность».

Ну что ж, есть и для меня ещё пути-дорожки, куда-то и мой трамвай ещё бежит…


Рецензии