шаманий бугор

Шаманий бугор.
Что-то хрустнуло за бортом вездехода, корпус дёрнулся влево. Кто умудрился уснуть и кто не спал, повернулись к водителю. …Тот остановил машину, хлопнул себя по коленкам руками и тихонько выругался.  На вопрос пассажиров, что случилось,…ответил ворчанием:
  «Шаман камень положил»
 « Какой камень, какой шаман?» тревожно спрашивали люди.
«Сказать хочет что-то, вот и положил камень. Его дед так делал, отец  так делал, Шаманий бугор рядом. Камень под «ленивец» попал, хорошо не полностью гусеница сошла. Значит с хорошей вестью»  Водитель полез за инструментом на крышу вездехода, путники выбрались размяться и подышать свежим воздухом. В голове у каждого был один вопрос:
  «Кому хочет сказать, что сказать, да и где он сам?»
  Отложив лом, водитель хитрыми глазами оглядел всех, потом сказал: »Кому надо, шаман покажется. На том вон бугре его камень, там и сидит»
 Камень на бугорке был пуст.… Надо посмотреть, что за бугор, камень, почему это место имеет такую славу.  Прыгая с кочки на кочку, с трудом поднялся на холмик, странно, но на камне сидел человек, несколько минут назад, его не было…
 «Ты звал меня, я пришёл…» мягкий, с хрипотцой, голос стряхнул с меня оцепенение.
 «Уже несколько лет слышу, как твоя душа не имеет покоя, пока ты жил далеко, неслышно было, теперь во всей тундре слыхать…»
 Вот те на…, мне казалось, только я знаю, что творится в душе и ни кому нет дела до этого. Оказывается меня слышно, и кто-то ещё знает о моих мыслях.
 Немного помолчав, шаман  заговорил:
 « Много людей было в твоей жизни, много колючих слов ты им сказал. Повезло тем, для кого ты был просто прохожий, но были те, для кого ты был дорог, им ты больно сделал. Оправдываешься, что было время такое, иначе нельзя было поступить. Не буду обвинять тебя, судьбе ясней как с тобой поступить. Сам знаешь нельзя пройти по болоту и не выпачкаться в грязи. Ты сам был игрушкой у многих в прошлом. Тебя могли пристрелить, вспомни, как едва увернулся от машины ехавшей тебе на встречу и, как удивился, когда она выехала на свою сторону и спокойно поехала дальше… «
 Был у меня случай в дороге. Ехал ночью по пустынной дороге, машин мало, дом близко. Впереди показались фары встречной машины, всё как всегда. Метров за сто, фары сместились на мою сторону и быстро приближались. Надеясь, что это шутка, не сбавляю скорость, «шутка» продолжается. Перед самым столкновением, резко бросил машину вправо на обочину, «шутник», проехав точку столкновения, выехал на свою сторону поехал дальше. По сей день это осталось загадкой, что это было.
  «Есть у тебя беда»: Голос шамана вывел меня из воспоминаний» Гордости много, не всегда она помогает тебе, хотя иной раз без неё нельзя было, иногда гордость достойна уважения. Я знаю, ты летал в небе на самолёте, там нет места слабым, самая маленькая пташка достойна большой похвалы. Ты ни разу не выдал свой страх, тебя этому научил твой дед, хорошая наука»
  Помню, помню дедову науку, теперь так не учат.  С раннего детства дед  брал меня с собой на рыбалку, благо он, будучи машинистом паровоза, рано вышел на пенсию и всё свободное от домашней работы время ездил на стареньком мотоцикле за ягодой, на охоту и рыбалку. Тут-то я и проходил эту науку.
  У воды и в самой воде встречалось много змей,  считалось, что в воде они не кусают, но этого ни кто не проверял, конечно. Боялись их и взрослые и дети либо забивали их камнями или палками, либо убегали подальше. Случалось встретить змею и мне, убегал, конечно, с криком и если дед видел, сильно ругался. Приехав домой, он рассказывал всё это с прибавкой – Бежал от змеи, ноги в воду не проваливались, на мотоцикле догонять пришлось….  Все, кто это слышал, дружно смеялись и не один день язвили…. Покажи, как бежал, покажи.
  Это был сильный удар по мальчишескому самолюбию, может, смеялись любя, но дразнили с серьёзными лицами.
   Помню, как встретив змею в воде, замирал, сердце падало не то, что в пятку, оно закапывалось в речной ил на приличную глубину. Если видел, что дед наблюдает за мной, продолжал стоять пока змея не уплывала. Но если деда рядом не было, пулей вылетал из воды, но уже молча.  На рыбалку мы ездили далеко от городка, в степи и у реки я не боялся оставаться один, когда дед ходил искать рыбное место. Стало меньше поводов смеяться над моими страхами.
  « Хороший был у тебя дед, не все могут  таким гордиться» Шаман усмехнулся и долго молчал. » Но ты нос не задирай, ничего только глупцы не боятся»
 Был случай в аэроклубе, давно, но помню в подробностях. Случилось заехать в аэроклуб поздней осенью, не все поля ещё накрыло снегом, и голая пашня чернела среди белых пятен снега. В тот день инструктор вывозил новичка и в «Тэшке» было свободное место. У парня водились деньги и он заправил самолёт почти под пробки. Летали долго, около  часа, весь полёт проходил над распаханными полями, местами занесёнными снегом. Это создаёт хорошую болтанку самолёту. Когда пилотируешь сам, не чувствуешь всего этого, занят работой, беда если скучаешь пассажиром.… Поскольку меня взяли пассажиром, все радости болтанки имел сполна, укачало как чайника. Тошнота давила, даже в глазах случался туман, но…инструктор видел моё состояние, искоса, поглядывая. Из всех, находящихся в самолёте, курсантов, я был самый опытный,  стыдно было показать слабость перед «чайниками» Держался как крепость, хотя, может быть из последних сил. Показалась посадочная полоса, не близко, но это был спасательный круг, скоро посадка…
 Но Шеф приготовил мне сюрприз: Сквозь шум крови в голове, слышу его голос» Ну ка, давай за штурвал, сажать самолёт будешь. Это был подарок-испытание. Не любил он слабости в людях, если человек боялся неба, вообще терял его уважение. Если бы я отказался, он, возможно, понял бы меня, но в самолёте были новички, перед ними нельзя показать слабость.
 В голове мелькнула мысль: » Кто бы меня посадил, а тут ещё самолёт и люди в нём»
 Перебираюсь на освободившееся кресло, хорошо, на педалях есть ремённые петли, вставляю ноги, теперь не выпадут. Штурвал уже проще найти. Докладываю - Готов…
  «Где аэродром?» «Сзади слева» обычный диалог, аэродром видел давно, как спасение…
 «Посадку разрешаю», тут уже руки сами нашли кран шасси, короткий доклад « Шасси выпущены, зелёные горят» Туман в глазах редеет, хороший признак, четвёртый разворот и полоса по курсу. Руки дрожат от слабости, но с тошнотой уже справляюсь, держусь, полоса рядом. Выдерживаю машину, касание и дальше уже проще. Думаю, он помогал мне не заметно.  Рулить к стоянке не так сложно, останавливаю машину против стоянки, как положено, прожигаю свечи и выключаю зажигание. И тут как в старом кино, понимаю, что сил не осталось, пассажиры вылезли на землю, а я признаюсь инструктору – «нет сил вылезти…»
 Спасибо ему и всем за науку быть сильным, он успокаивает меня: » Ничего, сейчас поставят самолёт на стоянку, и иди, отдохни, это было признание меня как пилота!
 «Тебе везёт в жизни на хороших людей, тебя научили зарабатывать на жизнь, понимать многое в людях, не дали потерять совесть. Вот поэтому иногда душа кричит от воспоминаний. Тебе не дают покоя воспоминания из молодости, твоя первая любовь» Шаман усмехнулся» Тогда ты был совсем мальчишкой, наивным и глупым. Судьба разлучила тебя, у неё другие планы были. Люди для неё вроде игрушек, любит она тех, кто терпит её шалости.  Я знаю, у тебя есть внуки, сам подумай, если бы у тебя вышло по- другому, их бы не было, этого судьба не допустила. Впереди ещё много у тебя всякого, не теряй терпения, пригодится»
  «Скажи мне будущее, Шаман, интересно ведь к чему готовится?»
 Глаза шамана смотрели сквозь меня, иголками кололи мозг. «Нельзя человеку знать будущее, слаб человек. Если ему не понравится его будущее, начнёт менять, будет ещё хуже, если ему сказать о хорошем будущем, забросит все дела и станет лениво ждать. Не проси даже, не интересно жить будет» Протянул мне руку, возьми, в моей ладони оказалась фигурка из кости, что она могла означать, не знаю. Но что - то знакомое в ней было видно.
 «А почему судьба завела меня на Север, что я тут забыл?» Этот вопрос постоянно звучит в моей голове. Ответ не знаю сам.
  Шаман засмеялся: « Рано тебе на покой, Всю жизнь тебя учили помогать, вот и будешь выручать всех, кто будет нуждаться в тебе, это ты и сам знаешь, без меня. Многих ещё обидишь в жизни и обид сам получишь. Только на самого себя всегда не будет времени»
 На минуту задумался, вот история.… Поднял голову – камень был пуст…
  Внизу стоял вездеход, людей не было видно. Сколько я пробыл на бугре, может, ругают меня как могут. Быстрым шагом направился к машине, удивляясь, как далеко я забрался. Отмахиваясь от комаров, распахнул люк, все спали глубоким сном. Полез тихонько на своё место, проклятое ведро, громыхнуло как бочка, кто поставил его на моём пути? Конечно, разбудил всех.… Не обращая на меня внимания, водитель пересчитал людей и стал запускать двигатель.
  Под рёв двигателя, раскачивание вездехода, пытался разобраться, что это было? Сон, не сон или действительно шаман? Полез во внутренний карман за часами, кроме часов в кармане ещё что-то лежало, фигурка из кости.…  На стоянке спросил водителя, что она значит? Тот повертел её в руках, посмотрел на меня: « Шаман талисман дал, хороший талисман. Говорил же я, камень положил шаман»
  В моей коллекции хранится каменный наконечник стрелы, прабабушкин самовар, дедов орден и среди многого другого, две похожие фигурки, одна костяная, другая – корешок какого-то растения, похожий на человечка. Очень давно я выдернул его из земли за листья, каким – то чудом он не потерялся во всех перипетиях жизни…. Но самая лучшая коллекция – моя Память. Время от времени она извлекает из своих недр события и устраивает мне суд. Вот в такие периоды и кричит душа, криком радости или стонет от укоров совести.
               

                Анадырь 2011г.


Рецензии