Первенец, лишенный первенства колено рувима

                Продолжение

                БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ

   Спокойная жизнь для Рувимлян закончилась раньше, чем они, может быть, ожидали.
  И в этом не было ничего удивительного. Окружающие их народы считались с Израильтянами, пока их скреплял единый стержень. Но когда разошлись по своим наделам, и каждый занялся сам собой, и редко приходил на помощь друг другу, а часто и воевал между собой, они уже становились вполне уязвимыми для внешних врагов.
  Эпоха Судей полна примерами попадания отдельных колен Израильтян в чужую зависимость. И претензий окружающих народов на свои бывшие земли, даже спустя сотни лет.
  Более всех это чувствовали Рувимляне. Они занимали местность на восток от Иордана, между Арноном и Иацером, и соседями у них с одной стороны были Моавитяне, а с другой, - Аммонитяне.
  И каждый из этих наследников Лота не прочь был отхватить у Рувимлян лакомый кусочек. Так, Аммонитский царь вдруг предъявил претензии на Есевон, бывшую столицу Аморейского царя Сигона, при Моисее доставшемся в удел колену Рувима.
  Иеффай, которого Рувимляне и Гадитяне призвали в качестве военачальника (он был из колена Манассии), удивился претензиям Аммонитского царя. "Израиль уже живет триста лет в Есевоне и в зависящих от него городах, в Ароире и зависящих от него городах, и во всех городах, которые близ Арнона;для чего вы в то время не отнимали их?".
  Вопрос был, конечно, риторический, ибо и так было понятно, что ранее у тех же Аммонитян не было сил для того, чтобы - отнять. А теперь они решили, что силы есть, и время настало.
  Но и на этот раз они ошиблись:Иеффай нанес им сокрушительное поражение, когда они решили сражаться с ним, поразив двадцать городов, после чего Аммонитяне надолго смирились перед Израильтянами.
  Однако чем дольше Израильтяне жили в своих наделах, тем сильнее понимали, что в одиночку, и даже в союзе нескольких колен, им не выжить.
  Вот тогда-то и появилась у них мысль о царе, который сможет их всех объединить.
  Но и сами, чаще, чем прежде, пытались объединяться. Во дни Саула, первого израильского царя, Рувимляне вели войну с Агарянами, и весьма успешно, потому что у них вместе с Гадитянами и членами полуколена Манассии было "людей воинственных, мужей, носящих щит и меч, стреляющих из лука и приученных к битве, сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят, выходящих на войну".
  Агаряне были потомками Измаила, сына Агари, наложницы Авраама. Жили они между Галаадом и Ефратом, и были не прочь, подобно Моавитянам и Аммонитянам, отхватить часть территории у заиорданских израильтян.
  Видимо, больше всего  от набегов Агарян терпело племя Рувимлянина Белы. Он обитал в Ароере до Нево и Ваал - Менона, городах, сохранивших прежние названия, связанные с культом бога; в частности, Нево было Халдейским божеством, "представлявшем" Меркурий).
  На востоке клан Белы доходил до реки Ефрат, поскольку имел многочисленные стада.
  Сюда в первую очередь и простирался жадный взор Агарян, но когда они попытались захватить пастбища, были разбиты Рувимлянами.
  Впрочем, постоянно донимали и другие племена -Иетура, Навиша и Надава, приходящие из пустыни.  Неудивительно, что некоторые Рувимляне, надеясь, в случае необходимости, опереться на чье-то сильное плечо, пришли в Хеврон к Давиду, когда тот еще не был Всеизральским царем.
  Правда, пока это был лишь один клан - Адины, с тридцатью его членами. Но с воцарением Давида на Иерусалимский престол, Рувимляне, как и все остальные колена, были втянуты в дела сложного государственного организма, которым, без сомнения, было царство Давида. Рувимлянин Елиезер был "начальником отделения" над Рувимлянами, "которые по отделениям служили царю во всех делах, приходя и отходя каждый месяц, во все месяцы года"( в каждом было по двадцать четыре тысячи).
  Были Рувимляне и среди надсмотрщиков за полевыми работами, за виноградниками, за скотом, мелким и крупным.
  Но над воинами Рувимлян, Гадитян и Манассии общее руководство осуществлял ставленник Давида из племени Иуды, живший в Иазере Галаадском.
  Царь не знал военных поражений,и в очередной раз поразил Аммонитян, рискнувших снова бросить вызов израильтянам, потому что на этот раз им вызвались помочь сирийцы.
  Крах временных союзников был настолько сокрушительным, что сирияне решили больше никогда не помогать Аммонитянам.
  Соломон не был по натуре воином, но созданное его отцом Давидом царство имело столь большой запас прочности, что сыну оставалось лишь поддерживать его прежний порядок в нем.
  Однако задача эта была далеко не из простых. Строительство Храма требовало колоссальных затрат.
  Недешево обходилось и содержание огромного царского дома с сотнями жен и наложниц Соломона. Каждый день для него требовалось только волов не менее тридцати, сто овец, не говоря уже о другой живности,вроде оленей,  мелкой птице, а также большого количества муки.
  Продовольствие Соломону доставляли двенадцать так называемых приставников. Каждый из них должен был обеспечивать потребности царского дома в течение месяца.
  В Заиорданье эта тяжелая работа пала на Рувимлянина  Гевера, и вряд ли она проходила гладко.
  Судя по тому, как настойчиво просили израильтяне Ровоама снизить им бремя, наложенное на них его отцом Соломоном, оно стало им просто невмоготу.
  Не получив положительного ответа, они, кроме Вениаминитян, просто покинули "дом Давидов".
  Однако в будущем одинаково всем предстояло пережить еще худшие времена.
                Окончание следует


   


Рецензии