Шведский анабазис. Путевые заметки. Глава 2

Глава 1: http://www.proza.ru/2011/06/22/1556


Граница...
Длиннющий хвост машин тянется километра на полтора. Очередь из фур начинается вообще черт-те за сколько. Там все семь будет. Ну, для фур это немного. Было – и от Выборга очередь начиналась, а это пятьдесят километров. И на финской стороне, соответственно, от Хамины – почти сорок. Причем, при любой плотности потока финскую таможню они проходят за считанные минуты, но российскую!... Хоть и отгроханы новейшие терминалы на обоих переходах, что на Торфяновке, что на Брусничном, организация процесса, мягко говоря, оставляет желать лучшего, и заставить шевелиться работничков там крайне сложно. На моей памяти только однажды я прошел паспортный контроль, транспортную инспекцию и таможню в общей сложности за семь минут! Очереди не было ВООБЩЕ! Не успел подъехать – документы аж из рук рвали, и все на местах, никого ни искать, ни ждать не надо! Видимо, какое то большое начальство приезжало с проверкой, иначе с чего им так крутиться? А так – вечно одних нет, другие обедают, у третьих народу не хватает. Хотя обычная картина – один, не торопясь, работает, трое вокруг сидят курят. Подвозил как-то одного таможенника, разговорились… Он и объяснил, что ставки им поурезали, и доход, как нетрудно догадаться, в основном идет совсем из других источников… Тоже можно понять. Что он одну машину оформит, что пять – зарплату никто не прибавит. Так нахрена ему напрягаться?.. Вот если б он имел долю процента за каждую оформленную машину – тогда и скорость бы в разы возросла. Сколько оформил - столько и заработал.

Позволю себе немного отвлечься, хотя, наверное, эта история будет в тему.
Однажды, видимо на очередном витке борьбы с коррупцией, а скорее всего в связи с разного рода аппаратными интригами, поменяли начальника таможни. Прежний то ли на повышение пошел, то ли на пенсию – не знаю. Прислали нового. Бывшего военного. Мало того – бывшего замполита!. Который рьяно взялся за дело. Начал он с того, что поувольнял кучу народа, причем грамотных специалистов, работавших не один год, и набрал новых, ничего не знающих и не умеющих, скорей всего, тоже бывших политрабочих. Оставшиеся, боясь потерять рабочие места, сидели как сверчки за печкой, и не дышали. Скорость стука стала приближаться к скорости звука, а скорость оформления грузов и прохождения машин резко упала. Как грузовых, так и легковых. Тогда было можно простоять в очереди чуть ли не сутки, а о фурах и вообще говорить нечего! Въезжая на экспрессе (хоть его то вне очереди пропускали!) в Россию, и, вернувшись назад через день, на третий въезжая вновь я видел одну и ту же фуру, правда, из самого конца очереди переместившуюся ближе к ее середине.

Только не надо говорить мне, что по сравнению, предположим, с латвийской или польской границей, где стоят неделями, это все пустяки и семечки! Наслышан! Но я там не езжу, слава Богу. Сам знаю, что все относительно. А посему, не будем сравнивать, хорошо?…

Выборг живет в основном тем, что одна половина города работает в таможне и связанных с ней структурах, а другая половина таскает через эту таможню товары из сопредельной Финляндии. И практически вся выборгская, да и значительная часть питерской мелкой и средней торговли была завязана именно на эту схему. Хорошо смазанный и отрегулированный механизм работал как часы, все друг с другом делились, всем было хорошо и удобно, все прекрасно понимали, что народ – это народ, а государство, это государство. И первый никогда не будет уважать второе (тем более такое), а второе никогда не будет заботиться о благе первых. Этот же «ревнитель государственных интересов» в одночасье поломал всю схему. Серьезные, и даже очень серьезные люди из Питера пытались договориться с новоявленным Верещагиным, но тот, в отличие от своего экранного прототипа, который мзду не брал, зарядил себе настолько заоблачный процент, что даже у видавших виды деловых людей от такой наглости и таких аппетитов отвисли челюсти. Торговля, и вообще жизнь в городе, начала замирать. Заказывать этого придурка себе дороже. С ликвидацией его, могли прислать нового еще похуже, да и последствия для города и бизнеса были бы весьма печальны, в лице ОМОНа, ОБЭПа, следователей ФСБ и прокуратуры, и прочих удовольствий.
Классиков марксизма-ленинизма в свое время изучали все, и, вспомнив крылатую фразу, решили идти другим путем. Были проведены встречи и нажаты нужные кнопки в Москве, и через недолгое время нашего мудиота должны были перевести куда-то в другое место. А на освободившуюся вакансию назначить правильного начальника таможни. Но у кого-то, видимо, терпения не хватило (если и совпадение, то как-то слабо верится в такие совпадения). В один прекрасный вечер трое гопников проломили нашему герою дурную головушку куском железной трубы и, ограбив, растворились в небытии.
Были б мозги - было б сотрясение.
Этот же, провалявшись в больнице, вновь вышел на работу, правда, все же был вскоре переведен куда-то подальше, дабы своим жлобством не мешал серьезным людям делать бизнес. Ибо, как говорится – даже самым большим ртом нужно откусывать понемножку, а то подавишься!
      
Подъезжаю. Передо мной пять автобусов. Три наших – два от «Невы», один от «Аэротравела», один литовский и один финн. Иду выяснять ситуацию. Веселого мало. Первый в очереди «травел», говорит что стоит уже шесть часов. Печально…. Если такая перспектива вырисовывается – на паром точно не успеем. «Нева» и «Травел» тоже в Турку идут, только они на «Silja line», и в Германию. Мы же на «Viking line» и на нем в Стокгольм. Но при таком раскладе не факт, что успеем. Стоим больше часа – никакого движения вообще. За мной уже два автобуса, приближается третий. Шеф куда то звонит – видимо, есть какие-то каналы у него и тут. После десятиминутных переговоров обнадеживает меня, что вскоре процесс пойдет. Похоже - действительно подхлестнули их там сверху – «травел» тронулся к таможне, за ним пошла «Нева». Шефу перезванивают - видимо интересуются состоянием дел. Поговорив, он информирует, что оказывается, у них там вместо трех коридоров на паспортном контроле работает лишь один, но пообещали, что сейчас ускорятся, открыв два остальных. Ну, совок совком и остался. Как будто не видят что делается! Хотя, привычка мариновать в очередях - это, наверное, национальная особенность нашего государства. С тоской думаю о том, что паспорт уже кончается – нужно ехать в консульство в Хельсинки делать новый, а там очередь чуть ли не с вечера занимать нужно…
Передо мной финн. Оказывается, он тоже от «Невы» туристов везет. Полный автобус китайцев. В Хельсинки... Видать, у «Невы» не хило дела идут, раз своих машин не хватает. Хотя – сезон, а в сезон работы всегда много, сам в прошлом году из рейсов не вылезал, и от российских турфирм тоже работал немало.
Еще час прошел, вторая «Нева» и литовец на таможне уже, следующими нас должны запустить. Через минут сорок наконец-то поднимается шлагбаум. Ну, будем надеяться, долго не продержат тут… Ага!.. Как же!.. Рано радовался!... Сравнительно быстро пройдя транспортную инспекцию и таможню, надолго застреваем на паспортном контроле. Дополнительные коридоры, пропустив первые четыре автобуса, вновь закрыли. Работает только один, перед нами пятьдесят китайцев, и оформляют их крайне медленно. На одного уходит не меньше двух минут. Ну, еще бы – они же все одинаковые, да и имена – язык сломаешь! Вижу знакомого прапорщика, подхожу, здороваюсь и интересуюсь, нельзя ли открыть второй коридор. Говорит, что если и откроют, все равно пока китайцы не пройдут – нам не выехать. Их автобус в «кармане», объехать его возможности нет. Да и контролеров нехватка сегодня. Тех, которые были, кинули на въезд – там тоже столпотворение. Советует пока детей из автобуса не выводить, чтобы в зале не торчать. Поболтав с ним пару минут, забираюсь в автобус и открываю ноутбук. Хорошо, что догадался с собой взять. Книжек скачал много – все-таки месяц почти в поездке буду, хоть почитать есть что….
Уже часа полтора прошло… Заглядываю в зал.
 Наконец-то! Осталось четыре китайца. Возвращаюсь к автобусу, командую высадку. Пионеры шумно десантируются и выстраиваются, под контролем Макса, в очередь. Щелчок турникета – последний китаец прошел контроль. Теперь мы…
Ну, что ты будешь делать!.. Тетка-контролер выходит, запирает будку и заявляет, что сейчас придет сменщица, которая нас и оформит. Ждем… Хорошо - недолго. Вскоре слышится быстрый стук каблучков, из двери служебного входа появляется миниатюрная фигурка.
Алена! Давно не виделись! Узнав, она улыбается мне, открывает будку и приглашает на контроль. Ну, тут-то я спокоен. Уже не раз убеждался – быстрей нее никто не оформляет. У Алены на автобус уходит минут двадцать. Все бы так работали!
- Привет, драйвер! Куда на этот раз?
- Привет, Алена! На паром. Швеция, потом Дания…
- Хорошо!.. – мечтательно улыбается она – Я бы тоже с удовольствием прокатилась!
Болтовня со мной не мешает делу, пальцы Алены с неимоверной быстротой пляшут по клавиатуре.
- Да чего хорошего-то?. Я дома с семьей уже забыл, когда и был, а оттуда только через три недели вернусь и снова в рейс!...
- Ужас!... - она сочувственно качает головой – И все равно, интересно… Новые поездки, новые впечатления…- она шлепает штамп в паспорт и протягивает его мне – Удачи тебе!
- Спасибо, Алена! И тебе всех благ!..
Блестящая калитка турникета, щелкнув, выпускает меня в накопитель. Китайцы уже уехали, выхожу к автобусу и открываю багажники. Сержант-контрактник неторопливо проходит вдоль автобуса, залезает внутрь, осматривает салон.
- Сколько человек?
- Пятьдесят.
- Пройдут контроль – позовешь меня, штампы проверю.
Вот ведь порядки! Штамп на контроле ставят, потом на входе в автобус проверяют, да еще и на последнем рубеже! И когда назад въезжаешь – та же история. Друг другу не доверяют что ли?...
Захожу обратно в накопитель. Уже почти все прошли, осталось человек пять. Вскоре и они оформлены, выстраиваем личный состав и выводим к автобусу. Машу рукой сержанту, тот вразвалочку подходит к двери и запускает пассажиров, бросая взгляд на свежие штампы в паспортах.
- Сорок девять… Пятьдесят. Все на месте. Счастливого пути! – он отходит к шлагбауму и нажимает кнопку. Путь открыт! Автобус медленно выезжает с таможни.
- Паспорта далеко не убирайте! Через полтора километра еще одна проверка будет. Лучше, если сразу откроете на странице со свежим штампом, чтобы время не терять – говорю в микрофон. Взгляд в зеркало. Зашевелились, открывают паспорта. Притормаживаю у последнего шлагбаума, открываю дверь. Боец ловко заскакивает в салон.
- Паспорта приготовьте пожалуйста! – проходит между рядами, убеждается в наличии синих штампиков на розовых страницах. – Все в порядке, счастливого пути!
Дверь закрывается, сбоку проплывает шлагбаум и красно-зеленый пограничный столб, затем другой столб, но уже бело-голубой… Граница пересечена...





Подъезжаем к финской таможне Ваалимаа. Светофоры. Три полосы. Крайняя правая для фур – там стоит машин семь, левая для легковых – этих побольше, десятка полтора наберется. Средняя наша – совсем пустая. Ждем. Минут через пять красный светофор над нашей полосой меняет цвет на зеленый. Подъезжаю к шлагбауму, глушу двигатель. Таможенников нет, погранцов тоже…. Как вымерло все. Идем на паспортный. Два пограничника на контроле. Все компьютеризировано, все по уму. Ну, что нашим-то мешает так работать?!
Протягиваю контролеру список пассажиров и паспорт. Он интересуется, куда едем, ставит штамп и желает счастливого пути. Выхожу к автобусу, шлагбаум как был открыт, так и открыт, таможенники, судя по всему, не интересуются ни нами, ни кем другим. У них вообще тут контроль выборочный. Или может таможенная смена нормальная. Есть, правда, смена, почти полностью состоящая из эстонцев, живущих в Финляндии и потрошащая машины с российскими номерами прямо-таки с садистским удовольствием. Хоть здесь, хоть в мелочах, но русским поднасрать… Тьфу!..
А финские таможенники, в большинстве своем, нормальные и доброжелательные. Особенно кто уже не первый год работает. Пока не нарушаешь, конечно. Если попался на чем – огребешь так, что мало не покажется!.. Молодые, по молодости и глупости своей еще видят в каждом контрабандиста. Но со временем набираются ума и опыта и успокаиваются. Хотя таможня таможне рознь. Через второй пункт, который называется Нуйямаа и находится северней, я стараюсь не ездить. У них там какой-то учебный центр таможенный, вот молодежь и дрессируют. А поскольку у ней, у молодежи, амбиций немеряно, а мозгов недостаток, то ну его нахер! Даже если на север иду, все равно там не пересекаю. Лучше крюк сделать, зато спокойно без нервотрепки и унизительного шмона пройти таможню.
Проезжаю вперед, останавливаюсь у зала ожидания для пассажиров. Вся процедура от входа на контроль до посадки последнего пассажира заняла двадцать минут. Сегодня быстро конечно, бывает и подольше. Хотя, больше часа обычно не стоишь.
Посчитаем…
Российская таможня:
Ожидание на въезд – два часа сорок минут.
Ожидание на паспортном контроле - полтора часа.
Прохождение паспортного контроля – двадцать минут (повезло, что Алена была, а то бы не меньше часа).
Пересчет по головам и проверка штампов (два раза) – еще двадцать минут.
Итого - почти пять часов. (И это еще сравнительно немного, бывает и целый день уходит).
Финская таможня:
Ожидание на въезд – пять минут.
Прохождение паспортного контроля – пятнадцать минут.
Короче – от момента пересечения госграницы до момента выезда с таможенного поста – двадцать минут.
Комментарии излишни!..

Продолжение: http://www.proza.ru/2011/06/25/53


Рецензии
Уж эти границы да таможни!..
И как только ваши пассажиры вытерпели столько времени?..

Ирина Борзилова   14.11.2014 10:13     Заявить о нарушении
Ну, вот, как-то вытерпели.:)

Аарне Лутта   21.11.2014 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.