Смех смеху рознь

«При смехе иногда болит сердце» – утверждал мудрый Соломон. Не всегда, а иногда. Почему и когда? В каком случае смех негативно отражается на сердечной деятельности? Тогда ли, когда человеку тошно, душа болит, надевая маску веселья с напускным, искусственным юмором, скрывает свою боль и тоску?
Как известно, в классификации видов смеха есть такие понятия, как гомерический и сардонический смех. Чем они отличаются друг от друга и имеют ли какое-либо отношение к древнегреческому поэту Гомеру? В какой-то степени, да. Но, как ни парадоксально, Гомер, однажды сказавший о том, что «море смеялось», и, следует заметить, оно так и смеётся до сих пор, так вот, сам Гомер не был расположен к юмору. Автор знаменитой «Илиады» полагал, что смех является исключительной привилегией Божества, или, как он говорил, «уделом богов». Он считал, что эмоциональные реакции божественных сил, подчас доходящие до хохота, обусловливают сотрясения земли и колыхание моря, от чего «смертных охватывает ужас».
Например, греческая богиня Афина пробудила в женихах Пенелопы такой смех, который «их сердце смутил и рассудок расстроил». Кстати, такой дикий и безумный смех позже назвали гомерическим в дань уважения к автору, его описавшему.
В 20-й песни «Одиссеи» Гомер обрисовал симптомы отравления «сардинской травой», по-видимому, произраставшей на острове Сардиния. Вкусив эту ядовитую траву, люди умирали от судорог, искажающих их лица так называемой «сардонической улыбкой». Такой смех соответственно стали называть «сардоническим». В какой-то мере он, возможно, похож на «святой смех» современных харизматиков, получивших «благословение из Торонто». Это – искусственный наркотический смех, обусловленный фальшивой радостью.


Рецензии