О подлинном юморе и юмороборцах

Как-то до меня письмо одного суперсерьёзного дяди, решившего нанести сокрушительный удар по юмору. Подобно философу Джорджу Беркли, некогда заявившему - с целью опровержения материалистов, что материи, как таковой, вообще нет в природе, этот мыслитель провозгласил, что юмора нет в Библии, и, стало быть, ему не место в христианстве. Не сразу и определишь, от Бога ли такое рвение, или дьявол заинтересован в дискредитации юмора. По крайней мере, на страницах Библии я не обнаружил ни малейшего намёка на юмор в действиях и высказываниях сатаны.
По привычке бросаю взгляд на конверт: кто же автор антиюмористической гипотезы? Имя многозначительное – Адам. К такому древнему имени автоматически и ассоциативно напрашивается эпитет «ветхий». Интуиция меня не подвела: от рассуждений брюзжащего юмороборца веяло какой-то затхлой плесенью. Только уверенность в том, что второй Адам–Христос упразднил всякую мертвечину, связанную с «достижениями» ветхого Адама, удержало меня на плаву оптимизма. Иначе можно утонуть в болоте унылой тоски подобных меланхолических разглагольствований.
Пытаюсь представить себе невидимого оппонента: скорее всего, он – пожилой человек, много горя нахлебавшийся в жизни, глаза – «на мокром месте», нос – тоскливо повешен, уста – склонны к брюзжанию. А, может быть, автор письма куражится, поскольку ему выгоден такой имидж?
«Служите Господу со страхом», – ставит он в эпиграф своего мнения. У меня, впрочем, тоже есть проповеди и статьи на эту тему. Создаётся первое впечатление, что страх – тот клин, которым вышибается веселье. Но ведь в той же Библии предлагается служить Богу со страхом так же, как и с весельем. И не нам, Адамам, оспаривать библейские истины.
Итак, буквально с первых строк своего послания оппонент воинственно ополчился против юмора. У него, видать, на юмор сформировалась аллергия, как у некоторых людей - на мёд или шоколадные конфеты. Но не стоило бы, глядя со своей колокольни, всем запрещать есть шоколад или апельсины только потому, что ты когда-то в детстве этим злоупотребил и пресытился. И не у всех же на юмор бывает аллергия, и потому что-то краснеет и чешется, а что-то даже отекает. И если у кого-то появляется зуд языка, как реакция на юмор, то не стоит распространять свою болезнь на окружающих. Если тебе не дано понимать юмор, эта струна в твоей душе атрофирована, эмоции ограничены страхом и слезами, то не меряй других на свой аршин и не осуждай более здоровых христиан за непотерянную способность радоваться и веселиться.
Господь создал нас разными: сангвиники и холерики радуются не так, как флегматики и меланхолики, предрасположенные к замкнутости и мрачному унынию. Кто-то, радуясь, ликует до экстаза, а кто-то, плача, впадает в беспросветную депрессию. Каждому – своё.
Но следовало бы всё-таки контролировать своё эмоциональное состояние, сохранять сбалансированное равновесие, хотя это не всегда получается.
Однако наш собеседник, возможно, вставший не с той ноги, почему-то ожесточается против всякого здорового оптимизма, и пытается, в свою очередь, навязать свои пессимистические убеждения. Дорогой брат Адам, не сетуйте напрасно, поскольку в моей жизни не всё было гладко, смерть неоднократно смотрела мне в глаза, сам я уже много лет физически тяжело болею, но, ничего не попишешь, при всём при том, слава Богу, я – неисправимый оптимист. Подобно апостолу Павлу, готов заявить, что «когда я немощен, тогда силен», «всё могу в укрепляющем меня Иисусе» и даже на смерть смотрю с оптимизмом, так как за её горизонтом вижу перспективу собственного бессмертия.
Если человеку, как говорится, медведь на ухо наступил, и он лишён музыкального слуха, я ему сочувствую. Но он ещё не всё потерял, в противном случае – при частичной или полной потере слуха - ему устанавливают группу инвалидности. Так же дело обстоит с чувством юмора. Ежели чувствительность в этом плане понижена, это – полбеды, тянет на 2 или 3 группу, ну, а если чувство юмора отсутствует вообще, то не обижайтесь за прямоту, это – инвалидность 1-й группы. Погребённая способность к юмору вызывает в душе хронически похоронное настроение, и тут я могу только выразить глубокое соболезнование. 
Апостол Павел говорил с иудеями, как иудей, и я хотел бы следовать его примеру, тем паче, что усматриваю в “Адамах”, критикующих жизнерадостных христиан, некое подобие имеющему вид серьёзности фарисейству. В свою очередь брат Адам бросает всем сторонникам юмора, в том числе и мне, упрёк в несерьёзности. Думаю, что такой скороспелый вывод не делает ему чести. Как правило, люди, понимающие юмор, гораздо серьёзнее нахмуренных религиозных бук, которые своими постными лицами надеются умилостивить Бога и угодить Ему, а окружающих людей расположить к истине. Не уверен, что это у них получится, поскольку они превратно понимают Бога и навязывают людям искажённый образ Христа.
В их интерпретации Христос выглядит мрачным и даже угрюмым. Возможно, они не отказывают Ему в праве на улыбку, однако, более выраженные позитивные эмоции им представляются несовместимыми со святостью.
Они конструируют икону Христа по своему образу и подобию, как негры изображают Его чернокожим, индейцы – краснокожим, а китайцы – жёлтым. Неужели Спаситель никогда не улыбался?
Мой не в меру серьёзный критик готов объявить всех, подобных мне, чуть ли не харизматами (хотя греческое слово «харис» означает благодать и радость, и в этом смысле я лично не возражаю против такой оценки моей персоны). Сам же мой критик или, вернее, критикан, очевидно, более близок к ортодоксальным фарисеям или православным монахам. Его негативное и, прямо скажем, нездоровое мышление пытается уложить образ Христа в «прокрустово ложе» псевдорелигиозного догматизма.
Аналогичным образом он относится к Сперджену, Виктору Гюго и другим уважаемым толковым мыслителям. Для него нет никаких авторитетов, кроме себя самого. Собственная точка или кочка зрения рисуется самовлюблённому опровергателю непререкаемой и единственно правильной. А такая сектантская категоричность граничит с пещерным невежеством.   
Смеялся ли Христос? – патетически вопрошает он, и как бы между прочим упрекает в преднамеренном уклонении от ответа на такой дерзкий вопрос. Думаю, что – да, поскольку Он был Человеком с большой буквы. Животные не смеются, а свою радость выражают иначе. Так что оставьте нормальным людям  право смеяться или плакать, когда это подобает. В своих книгах я много раз цитировал те места из Библии, которые говорят и о Божьих эмоциях, например, о том, что “Живущий на небесах посмеётся” (Пс. 2,4). Только противники смеха предпочитают не замечать подобных, неудобных для них текстов Библии.
Зато они – мастера перетолковывать на свой лад библейские сюжеты с тем, чтобы карикатурно представить патриархов Ветхого Завета. В данном случае бедному Лоту опять “досталось на орехи”. Представляю себе, как он, серьёзный судья, восседающий на почётном месте у ворот Содома, немало настрадавшийся от пребывания в среде извращенцев, читает обвинения в шутовстве нашего брата Адама. Цитирую по тексту письма: “Шутить – по В. Далю – говорить ради забавы, потехи, смеха, тешить себя и людей пустой выдумкой. Так поступал Лот, печальный результат который остался в Библии (оставляю орфографию обвинителя, ибо мне не уразуметь её смысла), как предупреждение всем юмористам на века”.
Адам Адамович (простите, не знаю настоящего отчества нашего оппонента, посему пользуюсь универсальным, по имени общего праотца из Эдема), не поленитесь, пожалуйста, и перечитайте мой комментарий на эту тему, и вы, наконец, поймёте, что зятьям Лота показалось, что он шутит не потому, что патриарх им анекдоты рассказывал. Они вовсе не считали, что он “тешит их пустой выдумкой”. Беда - в другом: они не видели со стороны столь энергичного в проповеди Лота личного стремления побыстрее покинуть развратный Содом. 
А как вы смотрите на пророка Илию? Серьёзным он был человеком или тоже шутником? Вы бы, наверное, запретили ему иронизировать над лжепророками Ваала. Там, на Кармиле, вы наверняка опротестовали бы юмористические приёмы Илии, особенно в той части, когда он иронизировал над заблудшими идолопоклонниками: “Может быть, бог ваш в дороге? Или уснул? Кричите погромче, чтобы Ваал услышал вас!”
Так предлагал им Илия. Вы его бы остановили? Обличили бы за неуместный юмор: дескать, люди обмануты, им не до шуток, над ними не глумиться надо, а поплакать о них, чтобы покаялись. А сарказм только отобьёт охоту искать живого Бога.
Что ж, теоретически можно и так рассуждать, но думаю, пророку было виднее.
Далее, вы спрашиваете: что такое юмор? И тут же сами отвечаете: “Юмор соответствует библейскому слову “шутить”. И опять ссылаетесь на Даля, но почему-то приводите объяснение слова “шутить”, а не “юмор”. У вас более полного словаря, что ли не оказалось? Нет, так дело не пойдёт. Пытаюсь выправить недобросовестную перетасовку. Итак, читаем у Даля определение юмора: ”Юмор – весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов и обычаев”. Тут же в качестве примера приводится неподражаемый юмор Гоголя – писателя весьма серьёзного и вовсе не склонного к шутовству. Ну, так как: будете упрекать Илию? Учтите – победителей не судят.
Ниже вы предлагаете уже мне истолковать цитату о смехе, как предохранительном клапане души. “Где этот клапан, как его можно ставить и для чего?” Отдаю должное уже вашему юмору. Но когда вы на полном серьёзе утверждаете, что слово "клапан" в Библии отсутствует, меня оторопь берёт: Возникает впечатление, что вы лишены не только юмора, но и абстрактного мышления. И коль вы мыслите конкретно, давайте определимся с самим термином “юмор”. Латинское слово “гумор” (впрочем, как и эквивалентное ему украинское) означает влажность или жидкость и относится к человеку, имеющему необходимое количество телесных жидкостей или соков, обусловливающих здоровое состояние его духа и тела. А человек, у которого чувство юмора атрофировано, сухой человек, сухарь.
Древние врачи вроде Гиппократа считали, что различные жидкости, циркулирующие в организме – кровь, лимфа, желчь и т. п. определяют погоду, температуру и формируют микроклимат внутри нас. От стрессов, если давление крови или черепно-мозговой жидкости повышается, то в организме могут разыграться “бури”, “наводнения”, “землетрясения” и прочие стихийные бедствия.
Вот тут-то и нужна разрядка, снимающая такое напряжение. И клапанов в теле и душе, взаимосвязанных друг с другом, много. Московский писатель Виктор Кротов, определил смех, как “звучное сбрасывание с души балласта”. Сбросьте и вы этот балласт, и вам легче станет. Зачем жить в напряжении?
Настоящие христиане и в долинах смертной тени не теряли чувства юмора. Они заботились даже о палачах, трясущихся от страха ответственности в связи с казнью, и ободряли их.
Разумеется, отсутствие абстрактного мышления не позволяет видеть юмор в сравнении богача с верблюдом, пытающимся пролезть сквозь игольное ушко, или попытки, оцеживая комара, проглотить верблюда, или образы сучков и брёвен в глазах фарисейских критиканов. Увы, не всем это дано постичь, особенно толкующим Библию только буквально.
Но когда мой оппонент, недовольный упоминанием о том, что Христос бичевал лицемеров, предлагает: “Подтвердите Библией, где и кого Он беспощадно бичевал”. Подтверждаю: Евангелием от Матфея, 23-й главой. Там фарисеев Христос называл гробами окрашенными (Мф.23,37), порождениями ехиднины (ст.35). Нашему антиюмористу слово “бичевал”, возможно, не нравится. Тогдашним фарисеям оно тоже было не по душе. Эти православные ортодоксы и религиозные фанатики с постными физиономиями, кроме “оцеживания комаров” (Мф.23,24), ко всему прочему, совершенно не понимали юмора. К сожалению, они распяли Христа. А сегодня Христа распинают те угрюмые личности, которые не хотят знать, что буква убивает, а дух животворит. Однако, они распинают живого Христа, а людям взамен предлагают мёртвую икону, какую-то высушенную мумию, поскольку “весёлое сердце благотворно как врачевство, а их унылый дух сушит кости” (Прит. 17,22).
Может быть, им нравится постное выражение лица, как и постная пища. Каждый человек вправе вкушать пресный хлеб, игнорируя закваску. Можно пренебрегать и закваской радости: дело хозяйское, и о вкусах не спорят. Но закваски фарисейской, которая есть лицемерие, по совету Христа, следует избегать, поскольку она чревата брожением не только чрева, но и ума.
Если Господь нас создал с эмоциями, гормонами и прочими атрибутами психосоматической жизнедеятельности, то не надо быть, как говорится, “святее папы римского”. А слово “юмор” не мирское, а, скорее, морское, жидкостное, латинское. И это слово имеет право на существование, как и греческое слово “баптист”, или понятия логики, науки, которые тоже почему-то ретиво уничижает наш оппонент. Но не стоит вливать новое вино в мехи ветхие: они не выдержат, порвутся.
Я – против злоупотребления юмором, поэтому и сравнил его со специями в кулинарном искусстве. Всё хорошее должно быть в меру. “Всё испытывайте, хорошего держитесь” – рекомендовал апостол. А древний мудрец утверждал, что время всякой веши под небом, “время плакать и время смеяться” (Екл. 3,4). Брат Адам! Когда вы идёте на брачный пир, то не несите туда негативную энергетику печали, не портите настроение новобрачным и гостям. Даже, если у вас на душе, как говорится, “кошки скребут”, держитесь бодрей. А если вы больше согласны с тем, что ваше сердце должно быть в доме плача, то и на похоронных богослужениях не нагнетайте уныние, дабы люди скорбели, как язычники, не имеющие надежды.
Надежда приносит радость, недаром апостол Павел призывает всех настоящих христиан всегда радоваться. Всегда! Как Фому, оказавшегося в болоте депрессии, нас всегда готов восстановить наш Господь. А Христос призывает нас не только радоваться. “Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах”, - говорит Он. Что значит веселиться? Это больше, чем просто радоваться. Радость – внутреннее чувство, а веселье – бурное наружное выражение этого чувства. И о том, что грешники возвращаются в Отчий дом вроде блудного сына нам надобно веселиться. Вспомним, как отец из евангельской притчи сказал старшему сыну: “А о том надо было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил, пропадал и нашёлся” (Лк.15,32). И он отдал приказ домочадцам: “…станем есть, пить и веселиться” (Лк. 15,23). Осознавая необходимость служения Господу с весельем, и на брачном пиру Агнца мы не будем “белыми воронами”. Там веселье достигнет апогея и уже ничто и никто не омрачит его.
Критикуя “короля проповедников”  Чарльза Сперджена, и тем самым как бы самоутверждаясь, наш ветхозаветный Адам пишет: “Сперджену сделали замечание не за юмор в проповеди (выходит, что юмор – не так уж и плохо!), а за анекдот. И если у вас юмор и анекдот одно  и то же, то о чём можно дальше говорить”.
Тут заядлый противник юмора уже относится к нему снисходительно, но противоставляет ему анекдот. Он видит разницу между ними и отождествление того и другого, на его взгляд, недопустимо. Но я должен и на этот раз разочаровать нашего обличителя. Увы, анекдот, как небольшой забавный рассказ, тоже принадлежит к юмористическому жанру.
Однако лучше предоставить слово самому Сперджену. В “Лекциях студентам” (Библия для всех, С-Пб, 1998, с. 399) великий проповедник советует: “Употребление анекдотов в проповеди вызывает у некоторых проповедников большое сомнение. Мы не станем всем советовать широко пользоваться анекдотами в своих проповедях. Но когда мы говорим о тех, кто только воображает, что он что-то из себя представляет, то к ним мы должны быть даже беспощадны. Если они будут насмехаться над анекдотами, то мы будем смеяться над ними и над их насмешками и пожелаем им быть более умными и менее чопорными”. Мой друг и коллега Николай Водневский на страницах журнала “Сеятель Истины” (1999) опубликовал письмо одного вдумчивого читателя. “На своём веку я встречал немало евангелистов, но это были какие-то постнолицые, кислые типы. Они ограничивали себя всякими запретами. Откуда же у них будет радость, если на всём лежит печать “нельзя”? Неужели Бог не желает, чтобы человек радовался? “
Каков же ответ Н. Водневского? “Бог дал человеку чувство юмора, и пользоваться им разумно, поучительно, бывает, полезно. Не сомневаюсь в том, что апостолам Христа были присущи все человеческие чувства, и они улыбались, а где бывало смешно – смеялись. Если вам приходилось видеть верующих с постными, кислыми лицами, то это те, у кого искажено представление о Боге”. Таковым можно только посочувствовать.
А вот “отец верующих” Авраам, однажды возрадовавшись Божьему обетованию, не только рассмеялся, но и сына своего назвал Исааком, то есть “смехом”. В очень глубокой и серьёзной книге Иова есть обетование: “Он (Бог) наполнит смехом уста твои и губы радостным восклицанием” (Иов. 8,21). Если наш  совопросник – честный человек, то приведённые по его просьбе библейские стихи должны убедить его в необходимости пересмотреть своё отношение к юмору. Смеяться не грешно, особенно над собой, грешно насмехаться над людьми.
Не стоит скрываться от истины среди деревьев собственных предрассудков, когда Господь взывает: “Адам, где ты?” Не стоит комплексовать в виду своих проблем. У дьявола – юмора нет, и Библия нигде об этом не говорит. Сатана никогда не улыбается, а как олицетворение зла, только злобно скрежещет зубами. Он никогда не радуется, а только злорадствует. И те недалёкие христиане, которые желчно ожесточаются против добродушного юмора, не замечая того, льют воду на мельницы сатаны. Да избавит их Господь от сектантски постного понятия о Боге, чтобы они, освободясь от эмоциональной узости, обрели духовную сочность и плодовитость!
(«Ответ Адаму» взят из книги «Самоцветы разума», 2000 год).


Рецензии