Белые волки в изгнании... Дирижер Н. Кострюков
руководитель Донского казачьего хора
имени Платова
По многим странам звенели казачьи голоса Донского хора имени атамана Платова, состоящего из белоэмигрантов. Концерты с залихватскими песнями и жгучими танцами проходили в переполненных залах. А лезгинка казака Григория Солодухина с горящими кинжалами во рту и руках, меткое метание их в цель и денежные купюры, бросаемые восхищенными зрителями из зала, производили фурор.
Ладно поют казаки в красочных чекменях и черкесках, и заблестит на щеке непрошенная слеза:
«Вспоминают они, когда песню «играют», и Тихий свой Дон, и Кубань вольную-раздольную, и Терек бурный, и степи Оренбургские, и вообще все далекие теперь казачьи земли… Вот это и есть исконная рус ская песня!.. Какой принес ее беглец в степи, в ДикоеПоле, такой ее степь и сохранила, никакому чужаку и притронуться не позволила», так взволнованно писали оторванные от родины эмигранты-россияне.
Честь и слава создания этого хора принадлежит донцу Николаю Кострюкову.
Родился он в станице Цимлянской 3 июля 1898 года в семье станичного писаря. Окончил Новочеркасское Атаманское военное училище. С песней "Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье…" прошло юношеское время радужных надежд.
Николай Кострюков с частями Белой армии под напором красногвардейцев покинул Крым. Ушел за границу. Поступил в 1923 году в Чехословакии в Горную академию. Может потому, что студенты обучались здесь за государственный счет. Но маркшейдерское дело не пришлось ему ему по душе.
Взращенный на привольной казачьей песне, Кострюков в июне 1927 года организовал в Праге из любителей-студентов Донской казачий хор. А 2 августа роскошный австрийский курорт Францбад рукоплескал первому концерту хора. Успех был неимоверный! Спустя два года в огромном концертном зале Праги проходил уже 1000-й концерт Донского хора.
Об огромной деятельности хора под управлением дирижера-самородка вспоминает казак Григорий Солодухин, который 17 лет пел и танцевал с хором по штатам Америки и в Канаде.
«Без денег, без паспорта, без посторонней помощи, без родной страны и только упорным трудом организатора и регента (дирижера) Н.Ф. Кострюкова хор совершил турне по всему миру, побывал в 65 странах мира, неся культуру, честь и славу казачью».
Так, Кострюков на свой страх и риск привез хор в Палестину, хотя здешние евреи заявили ультиматум: «Снимите лампасы - и мы все придем на концерт». Это сказывались отголоски ущемления прав евреев в царской России. Кострюков и хор отказались снять лампасы. И хор пел в Палестине только для арабов и англичан.
Из Тель-Авива Кострюков повез казаков в Иерусалим, где их восторженно встретили французы, англичане и арабы. Хор исполнял литургию в Русском соборе, переполненном православными арабами и иностранцами. Службу вел русский архиепископ Анастасий. При посещении хором Святых мест, двух русских монастырей казаки с чувством исполняли религиозные песнопения.
Престарелый патриарх Палестинский подарил хору свою фотографию, а каждому исполнителю икону. Верховный комиссар Палестины и высшие духовные лица горячо благодарили Кострюкова и хор за чудесное распевание, говоря, что они впервые слышат такое в граде Иерусалиме.
В Сирии платовский хор чествовала Бейрутская казачья станица с русской колонией, где «было отрадно отметить казачью энергию и предприимчивость».
Турне хора продолжилось в Турции, с оглушительным успехом они выступили в Константинополе.
Николай Кострюков везет хор в заждавшуюся их Европу…
Итак, блистательный Париж.1939 год. Духовой концерт в Нотр-Дам де-Пари собрал около двадцати тысяч благодарных зрителей!
Во время гастролей в Южно-Африканской республике, остался великолепный певец и танцор Виктор Иванов из Усть-Медведицкого округа.
Он стал известным оперным певцом и художником.
Хор переехал в Соединенные Штаты Америки и несколько раз выступал на Всемирной выставке в Сан-Франциско. Когда в Европе вспыхнула война, казаки задержались в Америке и Кострюков подписал контракт с «Колумбия консерт компании».
3 января 1939 в штате Вашингтон его хор дал первый концерт. В Нью-Йорке на выступлениях казаков дважды присутствовал президент США Гарри Трумен с женой и дочерью, он тепло благодарил Кострюкова и сфотографировался с ним.
С компанией «Колумбия» хор сотрудничал до 1950 года, затем стал работать самостоятельно.
«Американское правительство предложило нашему платовскому хору совершить турне по Японии, Корее и Филлипинам – давать представления солдатам американской армии», вспоминал Григорий Солодухин.
Вот что известно о судьбе Солодухина.
«…В конце 1980-х годов Г.А. Солодухин впервые за 70 лет побывал в родной станице Ильинской.
Навестил младших родственников, одному из них подарил суперсовременный мотоцикл.
Его попытки вспомнить то казачество, рассказы о своей жизни, о джигитовке в эмиграции не нашли понимания у современных наследников красноармейцев, чоновцев и отставных военных, заселявших благодатные кубанские станицы после тотального рассказачивания. Посмотрев на это, еще крепкий 90-летний старик сел в свою машину и уехал куда-то на Урал. Он был чужой на родине!..»
Благодаря воспоминаниям Солодухина до нас дошло описание руководителя хора Николая Кострюкова.
«Он довольно высокого роста, крупный, с большой головой и круглым лицом. Брюнет, с небольшой примесью, видимо, монгольской крови. Говорит довольно грубым голосом, но это уже чисто казачья гордость натуры. Он встретил меня любезно». И еще.
«Много было приключений с хором, но в тоже время было весело и смешно.
В 1944 году в хор поступил танцором донской казак Володя Лазарев, отличный танцор и художник. Он хорошо воспроизводил в карикатурах все приключения хора, это всех веселило, было забавно, и это было как бы вечерними новостями хора.
Вообще хор имел большой успех у американской публики… Этим заслугам хор обязан своему организатору и регенту Николаю Федоровичу Кострюкову».
Интересно, что Николай Кострюков являлся доверенным лицом по издательским делам в Латинской Америке известного военного романиста генерала П.Н.Краснова.
Венком славы Донскому казачьему хору имени Платова под управлением Н.Ф. Кострюкова, который вел его почти 50 лет, стало несметное количество граммофонных
пластинок с концертами, записанных в американских студиях «Колумбия Концерт Корпорейшен».
Они разошлись с триумфом по всем странам земного шара!
Тоскую, горю и сгораю
В чужой непривольной дали,
Как будто не знал и не знаю
Родной и любимой земли.
Но нужно ль кого ненавидеть
За то, что досталося мне
Лишь в юности родину видеть
Скача на горячем коне,
Запомнить простор да туманы,
Пожары, разбои и кровь,
И видя ненужные страны,
Хранить неземную любовь…
Вот только заветная, многолетняя мечта Николая Кострюкова пропеть в «родной столице Всевеликого Войска Донского граде Новочеркасске», так и не сбылась...
Свидетельство о публикации №211062300348