Первенец, лишенный первенства колено рувима

                Окончание

                ЗАКАТ

    Устойчивая династическая монархия в Израильском (Северном) царстве, в отличие от Иудейского, не сложилась. Здесь часто шла кровавая борьба за престол, в результате которой предыдущий царственный дом безжалостно истреблялся, пока от него не оставалось никаких наследников.
  Кроме того, северяне очень часто воевали с иудеянами, считая себя уже разными народами. И крайне редки бывали случаи, когда они вместе  выступали против внешнего врага.
  Одним из таких редких случаев была совместная операция против Моавитян в пору Израильского царя Иорама и Иудейского - Иосафата.
  Моавитский царь Меса (Меши), узнав, что Ахав, отец Иорама, умер, отложился от Израильского царства, которому лет сорок платил дань.  И какую:поставлял  сто тысяч овец и столько же не стриженных баранов.
  Предпринятая им военная операция была быстрой и разрушительной. В первую очередь, пострадали города Рувимлян, в частности, Дивон, который стал столицей Моавитского царства, Есевон, Восор и многие другие.
  Жителей Меса или уничтожал, или брал в плен, а города наново отстраивал, особую заботу проявляя о строительстве водосборников и дорог.
  Обо всем этом он написал на особой стеле, которая так и называется - стела Меши.
  Её в 1868 году обнаружил в Дивоне немецкий миссионер Клейн.
  Правда, от стелы остались лишь разрозненные кусочки, но ее удалось реконструировать (ныне она находится  в Лувре), и прочитать фрагмент более - менее связного текста.
  В нем рассказывается, как смирил Моав израильский царь Омри, а потом сорок лет обитал там Ахав. И теперь, по велению  бога Моавитян, Меса выступил против израильтян.
  Бог подсказал ему идти и брать Нево( город Рувимлян). Меса пошел "ночью и сражался против него от предрассветных сумерек ло полудня, взял его и умертвил всех; семь тысяч мужчин, юношей, женщин, девочек и рабынь...".
  "И я властвовал над ста городами, которые я присоединил к своей стране... И я поселил там пастухов овец моей страны",- похваляется Меса, считая, что он уничтожил Израиль и нет его больше.
  Сколько лет Меса наслаждался своей победой, неизвестно. Быть может, "послесловие" было на пропавших фрагментах стелы. А, может, их и не было, а задача Месы была главным образом показать, какой он выдающийся полководец. Ясно лишь одно, что заорданским израильтянам пришлось худо, и, опять же, в первую очередь, Рувимлянам, которые имели с Моавом общую границу.
  Это было первое, чуть ли не тотальное уничтожение колена.
  Однако Месе в конечном итоге не пришлось  в полной мере воспользоваться плодами своей победы. Сын Ахава Иорам пошел против него войной.
  Но, прежде, он обратился к Иудейскому царю Иосафату:"Пойдешь ли со мною на войну против Моава?". И тот ответил:"Как твой народ, так и мой народ, как твои кони, так и мои кони".
  Готовность Иосафата была не случайной:Моавитяне не раз нападали и на его царство. Поэтому теперь был подходящий случай отплатить им сполна.
  К ним присоединился  царь Идумейский, и вместе они направились к границе Моава.
  Там их уже ждали все, кто только способен был носить оружие, независимо от возраста. Однако сражение с израильтянами они проиграли.
  А выигравшие "города разрушили, и на всякий лучший участок в поле бросили по камню, и закидали его;и все протоки вод запрудили, и все дерева лучшие срубили..."
  Меса, видя, что грядет гибель и ему, попытался проваться с отрядом в семьсот человек к Идумейскому царю, но не смог и укрылся в горной крепости Кирхарешет.
  Считая, что верховный бог Моава  Хамос сердится на него, и желая его задобрить, он взял своего сына - первенца "и вознес его на всесожжение на стене".
  Это так потрясло израильтян, что они отступили.
  Какова была дальнейшая судьба Месы, неизвестно, но у Рувимлян и остальных еврейских поселенцев в Заорданьи, весьма трудная, если не сказать - печальная. Оставшимся в живых надо было все начинать сначала:обустраиваться, рожать детей, разводить скот, и в условиях, крайне неблагоприятных.
  В конце концов, жизнь бы взяла свое, но пришла новая беда, уже при следующем израильском царе - Ииуе,- сирийский царь Азаил, и "стал отрезать части от Израильтян". Прежде всего, на восток от Иордана, там, где жили Рувимляне.
  Как проходило это "отрезание", не уточняется:то ли с полным уничтожением населения, то ли с угоном в Сирию.
  Финальную точку, однако, поставят уже Ассирийские цари - Фул и его преемник Феглафемасар. Последний  остатки Рувимлян, Гадитян и полуколена Манассии отправил в Ассирию, в места ( города, села?), именуемые Халах, Хавор, Ара, а также на реку Гозан, откуда они уже не вернулись.
  Рувимляне, потомки первенца Иакова, который лишил их родоначальника первенства, все-так стали носителями первенства. Еще более печального,-изгнанников, потерявших не просто свой дом, но - страну.      


Рецензии