Гонка за лидером
Мы с мужем едем рядом и переговариваемся:
– Папа, у меня уже есть условное название для нашего велопробега.
– О, опять пошла писать губерния… Что ты там для красного словца-то придумываешь?
– Нет, послушай. Посмотри, как красиво и легко впереди движется велосипедист на оранжевом «Скотте». А мы с тобой выдыхаемся, а догнать его не можем. Гонка за лидером…
Папа задет за живое, обиженно возражает:
– Валя, неужели ты думаешь, что я еду рядом с тобой, потому что не могу догнать «лидера»? Не могу же я тебя бросить. Но пока всё-таки моё техническое состояние ближе к нашему лидеру.
Несколько раз за путешествие приходилось папе это «техническое состояние» демонстрировать, ибо я выдыхалась на подъёмах, и папа догонял сына, чтобы сказать, что требуется внеочередная остановка. После каждого привала строго проверяем вещи, так как «техническое состояние» имеет пониженные характеристики внимания и памяти: в одной из последних поездок опытный велосипедист умудрился целый километр ехать без рюкзака, оставленного на травке. (Возвращаться за рюкзаком поручили молодому велосипедисту, пока немолодой возился с устройством палатки).
Казалось бы, едем по этой дороге не первый раз, что может быть интересного и нового? Однако бывалые туристы знают, что любая старая дорога постоянно обновляет впечатления. Проехать по одной дороге два раза с одними и теми же впечатлениями совершенно невозможно, так же как невозможно дважды войти в одну и ту же реку.
Дорога бежит под колёсами, а у меня в голове прокручиваются строчки будущего рассказа. Принцип старый: что вижу – то пою. Да и что тут выдумывать, когда и так всего много. Всё до последнего словечка будет правдой. В общем, голая правда – без приукрашивания и подкрашивания. Примитивная организация литературного произведения. Ну нет у автора той извилины, которая отвечает за художественный вымысел. И трансформация впечатлений в слово начинается сразу, как только взгляд выхватывает на дороге что-нибудь интересное. А интересным становится всё!
По дороге от ручья, куда заезжали на привал, встретилось целое сборище ворон. Сразу понятно: старейшины на совет собрались. Улетели с дороги медленно, как будто нехотя, осознавая, что у них прав на лесную дорогу больше, чем у заезжих велосипедистов.
В очередной раз догоняя поджидающего нас Иванушку, видим, как возле него останавливается машина. Шофёр как будто ему что-то говорит. Подъезжаем ближе, сын с улыбкой нам сообщает, что впереди из машины люди увидели на дороге медведя. Я ахаю, а мои мужчины устремляются вперёд в надежде увидеть живого мишку. Мне ничего не остаётся, как догонять своих велосипедистов. Мишек без клеток я боюсь, но и одной оставаться в лесу на дороге не хочется. Догоняю своих спутников на спуске и вижу такую картину. На открытом пространстве, по болотцу, поднимая целые фонтаны брызг, удирает от людей бурый медведь. Живьём! Хозяин тайги решил спокойно прогуляться по дороге, а тут такой гвалт: машины, люди! Он и дал дёру, чтобы не связываться. Огромный, тяжёлый, настоящий Михайло Потапыч, но прыгает резво, несмотря на свою массивную комплекцию. Даже жалко мишку. Мы на безопасном расстоянии, можно и поглазеть. А ему-то каково? Кого ж это он мне напомнил своей фигурой тяжёлоатлета? А, вспомнила. Вот точно такого же мишку я видела на фото. Оказывается, есть город, где поставлен памятник лесному зверю, ухитрившемуся залезть прямо в герб города. Пермяки такое придумали.
Пока мужчины возились с фотоаппаратом, я вырвалась вперёд, десять минут и я была «лидером». Ну, может, не десять, а пять. Говорю же, неправды ни словечка.
Дорога длинная – всего много: и солёного пота, и весёлых шуток, и разных встреч. Обо всём в коротком рассказе не напишешь. Но странное дело, сама дорога оказывается короче, чем хотелось бы.
Наскоро перекусив в Кузькином домике ( Кузька – это наш домовой), отправляемся дальше. Два кайральских озера соединяются ручьём, а разделяются тонкой полоской земли, которая носит название Перешеек. За ручьём дорога в любимые озёрно-лесные угодья – их ещё раньше, почти десяток лет тому назад, мы обследовали на резиновых рыбацких лодках. Дорога по берегу озера туда просто ужасная, но у нас есть опыт езды по таким полу-дорогам, полу-дебрям: про-е-дем! Уже едем!!!
Ну, очень хочется ехать дальше и дальше! (Врачи, обследовав такое состояние организма, непременно поставили бы диагноз: дромомания. Это я когда-то слышала от своей одноклассницы – студентки мединститута, она так называла бесцельное стремление к перемене мест, переездам, путешествиям, бродяжничеству. Впрочем, всё зависит от степени помешательства: не присуща ли такая дромомания всем нам, живым существам, – в большей или меньшей степени? Особенно тем, кто называет себя романтиком. Особенно тем, кто не может уснуть в белые заполярные ночи. Беру на заметку: подумать о дромомании на досуге. Сейчас некогда, надо педали крутить.)
Приходится, чтобы перебраться через ручей на Перешейке, снимать обувь и брести. Охота пуще неволи. «Скотты» купанию рады – им холод нипочём. Железо и есть железо. А течение в ручье сильное – чувствую, как сносит меня с моим синекрылым «Скоттиком». Вцепилась в руль, непонятно, кто кого переводит через ручей. По-моему, это велосипед меня переводит, а не я его.
После ручья начинает нахально расти молодой задор, не зря же я столько километров проехала за лидером:
– Да мы и до конца озера доедем! – храбро начинаю я подзуживать свою команду, забывая об оставшихся за спиной сорока километрах пробега по жуткой дороге.
Муж умеет образумить меня:
– А что ты скажешь завтра? Опять запчасти собирать будем: руки-ноги-голова?
Соглашаюсь скрепя сердце. Возвращаемся.
По дороге назад папа ехидничает (это у него такая манера общения с любимой женой):
– Валя, если бы ты ездила в большой туристической группе, ты получила бы кличку Железная Жадница… И з-жжубы бы повыбивала бы при такой ежжде… Почему не приподнимаешься на седле, когда проезжаешь по камням?
– Я боюсь отделиться от седла, чтобы не упасть. Мне страшно. Так я чувствую себя увереннее.
– Так надо же хоть немного тренироваться до того, как выезжаем на дальнее расстояние.
Молчу, зная, что тренироваться мне некогда. Падаю на пятую точку у мостика, который проложен через очередной ручей, – и падаю прямо на глазах у мужа. Он сердит, опять менторским голосом начинает читать лекцию о необходимости тренироваться. Слушаю, соглашаюсь, прикидывая в уме, сколько раз ещё придётся переваривать это «надо тренироваться». А пятая точка, пардон, задница, что-то вовсе не железная, оказывается. Папа несколько раз снова порывается учить и вразумлять. (Жалею бедных учеников своих, которым я сто раз объясняю одно и то же правило правописания чередующихся гласных в корне слова – это профессия у меня такая).
Падаю ещё раз – теперь уже от усталости: в нашем домике, на кровать.
Сын с улыбкой говорит, подводя итоги нашему пробегу по бездорожью:
– Мама, знаешь, когда в дозоре собаку веду на поводке, она сильно устаёт. А если бежит без поводка, сама по себе, она в три раза больше пробежит и не устанет. Я сегодня был в роли собаки на поводке: я замучился вас ожидать.
Смеёмся вместе с нашим молодым лидером велопробега. Но я ещё ворчу, что не пустили меня дальше, не позволили в личный счёт добавить пяток лишних километров.
Утром лидер достаёт свою электронную книжку и погружается в чтение. Я от любопытства начинаю нервничать. Раньше было просто: глянешь на обложку – сразу видно, что человек читает. А тут только на кнопочки нажимает, а мне же, старому-престарому читателю, интересно…
– Вань, что читаешь? Страшное или смешное?
Сын увлечён чтением и в разговор не вступает, отмахивается, дескать, не мешай:
– Буквы.
– Как это?
– Ну, буквы, слоги, слова, словосочетания и предложения, – перечисляет скороговорочкой, намекая на мою филологическую дотошность.
– Нет, а книга всё-таки как называется? – не унимаюсь я.
– Букварь. А – арбуз, Б – баран… Г… Это можно пропустить… – опять скороговоркой, не желая бросать чтение, отвечает лидер.
Я смеюсь, но через пару минут возобновляю расследование:
– Вань, что читаешь?
– Мам, ты уже из принципа спрашиваешь?
– Нет, из любознательности. То есть, если честно, из любопытства…
– Любопытство-пытство-пытство, – смеётся сын.
Это нас папа научил препарировать слова для извлечения дополнительного смысла. Смысл понятен: мама устроила допрос с пыткой.
Пока мы весело препираемся по поводу любо-пытства, папа уже работает ветеринаром, то есть велосипедным доктором, то есть лечит моего «Скоттика». Тормозные колодки на заднем колесе стёрты вдрызг, ибо я всё время на спусках изо всей силы жму на тормоза, не обращая внимания на доброжелательные иронично-ядовитые возгласы моей команды:
– Мам, твоя фамилия не Тормозова?
Ага, этим пересмешникам только дай волю, тут же сыплются варианты «лошадиной фамилии»:
– Или Тормозова? Тормозилкина? Тормозейченко?
Я всё равно нажимаю на тормоз, при этом чётко держу в голове папину инструкцию, что при сильном нажатии на передний тормоз можно улететь через руль. Поэтому жму на передний тормоз слегка, но зато изо всех сил – на задний, при этом сама включаюсь в игру уже не с лошадиной, а с велосипедной фамилией, перебираю всякие варианты:
– Тормозякина, Тормозяева, Тормозищева, Тормозицкая…
Колодки тормозные тем временем всё тоньше и тоньше, скрип стрррррашный! Вот папа с утра и занимается тормозами на моём синекрылом «Скоттике». Потом отправляемся на родник за водой.
По дороге я опять выслушиваю длинные нотации по поводу моего вчерашнего падения, убедительные просьбы учиться ездить по плохой дороге, держать равновесие и т.д. и т. п. Заодно получаю замечание насчёт внешнего вида моего транспортного средства:
– А за скоттинкой-то надо ухаживать! Что ж это у тебя на велосипеде трава на колёсах и грязь до ушей?
– Да, хорошая вчера была у нас дорога, если грязью до руля заляпались и трава на спицы намоталась зелёной лентой. Ах да, вспомнила, как ты говоришь, обычная лесная дорога.
– Чтобы избежать падения, нужно сразу после торможения встать двумя ногами на землю.
Ох, не любят учителя учиться, ох, не любят… Но я терпеливо слушаю, даже кое-что запоминаю.
Конец истории? Кто же в конце концов на обратном пути так упал, что на месяц вывел себя из строя? Папа, самый технически совершенный человек в нашей маленькой команде. Старший сын, когда-то увлёкшись фрирайдом, устраивал себе такие падения специально, прыгая с горок и трамплинов. Но он же надевал защитные приспособления. А у папы защиты не было. Было только мастерство, приобретенное долгими годами езды на велосипеде. Да и не собирался он лететь через руль. Но камень, выскочивший предательски из-под колеса, предвидеть и он при своём «техническом состоянии» не смог.
Не только в мастерстве и силе, оказывается, дело, когда идёт гонка за лидером. Дело ещё и в том препятствии, которое кто-то выкладывает на дороге для вразумления. Аннушка ли масло пролила, камень ли на дороге подвернулся… Есть о чём задуматься. Мудрые оптинские старцы ежедневно повторяли: «Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой». Не дай забыть!
Фото В.Яроцкого. Переправа, переправа...))))
Свидетельство о публикации №211062300537
Думаю это лучше чем гиподинамия и усыхание мозгов у телевизора....
Андрей Бухаров 09.07.2011 09:09 Заявить о нарушении
Валентина Яроцкая 09.07.2011 09:33 Заявить о нарушении