Белые волки в изгнании. Генерал Траилин, композито

      

   Траилин Сергей Александрович,
             композитор, генерал-майор

Родовые корни Сергея Александровича связаны
с донским дворянским родом Траилиных, которые
обосновались в станице Верхнекурмоярской 2-го
Донского округа. Так, в 1896 году окружным атама-
ном этого округа, членом по назначению от прави-
тельства, являлся коллежский секретарь Александр
Сергеевич Траилин.

  Сергей Александрович родился 16 сентября 1872 году
 в этой станице. Атаманил в ней
урядник из их рода Траилин Николай Калинович.

Воспитанию Сергея большое значение уделял
отец генерал-майор Войска Донского Александр
Деменьтьевич Траилин. Сыну он дал образование в
Полоцком кадетском корпусе и Николаевском кавале-
рийском училище. Еще в корпусе молодой кадет обна-
ружил редкие музыкальные дарования. Он самоучкой
выучился играть на рояле, мог сыграть почти на каж-
дом духовом инструменте. Начал легко и с интересом
сочинять всевозможные попурри, небольшие пьески.

В 1893 году был произведен в офицеры и опреде-
лен в почетный Лейб-гвардии казачий полк. С этого
времени он серьезно занялся музыкой на курсе про-
фессора петербургской консерватории Петрова.

«Хорошая школа и знакомство с музыкальными
классиками немедленно направили творческую дея-
тельность молодого композитора на серьезную доро-
гу. Написанные им вскоре того пьесы получили право
гражданства и исполнялись перед строгою, требова-
тельною столичной публикой, притом с полным успе-
хом.

Так, созданная Траилиным симфония №1
была исполнена в 1898 году оркестром Галкина в зале
Павловского вокзала;  эта  симфония и другие сочинения
 композитора исполнялись на Сестрорецком ку-
рорте, в императорском дворце в Царском селе в при-
сутствии Государя, в Ялте и многих других городах».

Сергей Александрович, одаренный и обладающей
высокой культурой офицер, стал вхож в придворное
окружение, был милостиво приглашен воспитателем
детей великого князя Константина Константиновича.
В 1906 году Траилин производится в полковни-
ки. Одновременно совершенствуется в музыкальном
творчестве.

Траилин стал знаменит, как автор популярных
опер «Тарас Бульба»- о запорожских казаках, «Степан
Разин»- о волжских казаках, многих этюдов для
скрипки, кантат и сюит. Он развертывал свои оперы
на русских и украинских пейзажах, роднил музыку с
народной жизнью.

Известность   принес ему   юбилейный марш
5-го донского казачьего Атамана Власова полка, сочи-
ненный на 100-летнюю годовщину сражения с фран-
цузами под Краоном-Лаоном.

Траилин написал много романсов, в том числе на
слова молодого донского поэта В.И. Дмитриева, свое-
го товарища по кадетскому корпусу и училищу.

Сергея Александровича музыкальный мир почи-
тал за чудесную музыку для балетов, как «Волшебный
король», «Рыцарь и фея», «Остров фантазии»,
«Гашиш».
Наши молоденькие прабабушки восхищались его
музыкой старинных времен, давно для нас угасшей в
сумерках времени.

В гражданскую войну Траилин находился на стороне Белого
движения, командуя 1-й Донской пластунской брига-
дой и дивизией. В 1919 году имел звание генерал –
 майора.

После поражения эвакуировался с частя-
ми отступающей армии из Новороссийска в Турцию.
 Траилин не смог вернуться на роди-
ну, как   композитор Сергей Прокофьев,
пробывший за рубежом 18 лет (1918-1936) и признав-
шийся:
«Воздух чужбины не идет впрок моему вдохно-
вению, потому что я русский, а самое неподходящее
для такого человека, как я, это жить в изгнании, оста-
ваться в духовном климате, который не соответствует
моей нации».

И сложилась в эмиграции у Траилина судьба по-
добно признанию композитора Рахманинова:
«Уехав из России, я потерял желание сочинять.
Лишившись Родины, я потерял сам себя. У изгнан-
ника, который лишился музыкальных корней, тради-
ций и родной почвы, не остается желания творить, не
остается иных утешений, кроме нерушимого безмол-
вия нетревожимых воспоминаний».

Свой творческий путь Сергей Александрович
Траилин закончил в безвестности, где-то в бедном
эмиграционном прибежище.
За окнами приюта шелестели листвой деревья,
чирикали весело воробьи.
Жизнь его отшумела… Жаль очень!

Его музыкаль-ный гений угас на чужбине,
 и композитор нашел там вечное упокоение. То были 1940-е годы.

Траилин был талантлив, но судьба его трагична.
Наверное, о нем лучше сказать словами  В.А.
Жуковского:
   Не говори с тоской: их нет,
   Но с благодарностию: были…

Великолепные современные донские ансамбли, как
«Казачий курень», «Лазоревый цветок» и другие ярко
несут по свету казачью музыкально-танцевальную
культуру, которую высоко ценил композитор из ста-
ницы Верхнекурмоярской.


Рецензии