А Бабушка-Яга за! или Сага о первом Полёте

Часть 1

«У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление»

Народная маркетинговая поговорка


Мой первый выезд на автомобиле случился в 14 лет в Клубе юных автомобилистов, что в Кузьминках. Рассказав на экзамене устройство поплавковой камеры, и верно выбрав в билете очередность проезда на перекрестке с нерегулируемым движением, я был допущен к заветной мечте любого пацана моего возраста – вождению автомобиля.

Меня определили к инструктору Николаю Николаевичу, или просто «Николаичу», как величали его все в автоклубе. Боялись его как огня, так как он драл нещадно всех, кто попадал к нему на обучение. У него была собственная, уникальная метода обучения и ввода водителей. Он мог кричать, топать по инструкторским педалям ногами, давать немыслимые задания, материться как сапожник, устраивать розыгрыши, злорадно хохотать, а мог, демонстративно отвернуться от тебя и замолчать. Делай сам как знаешь!

Естественно, что все «курсанты» любой ценой старались сбежать от Николаича к другим инструкторам. Но те не многие, кто не отвернули, выдержали и смогли пройти у него полный курс вождения, на выходе были ему безмерно благодарны. Николаич закладывал навыки вождения как никто другой. На всю жизнь. Поэтому у меня была надежда, был такой вот малюсенький шанс, что я в итоге окажусь способным, а самое главное терпеливым учеником и Николаич передаст мне свои навыки.

Да, чуть не упустил сказать про «малюсенький шанс». Он заключался в том, что Николаич являлся моим двоюродным дядей. Хотя, скорее всего, в его системе координат, это было отягчающим обстоятельством :-)

Как сейчас помню, был зимний декабрьский вечер. На улицах стемнело, легкий морозец и скрип снега под ногами. Николаич уже ждал меня на правом кресле Москвича-2140 во дворе автоклуба, прогревая машину. Кивком головы он показал мне, чтобы я сразу садился за руль. Я поздоровался и робко уселся в водительское кресло.

До этого мы с мальчишками сидели за баранками разбитых и выпотрошенных авто на свалках. Но тут живой автомобиль, слегка подрагивающий на прибавленных оборотах! Целый ворох запахов, звуков и впечатлений сразу обрушился на меня. Я тоже стал вздрагивать вместе с машиной.

- Значит так, - невозмутимо сказал Николаич. – Внизу слева педаль сцепления, посередине тормоз, справа педаль газа. Это рычаг переключения передач. А руль, я думаю, ты сам найти сумеешь. Давай трогайся.

С незаметной помощью Николаича я воткнул первую передачу и машина тронулась. Лёгкая паника вкупе с диким восторгом накрыла меня с головой. «Она едет!… Я еду!… А что дальше?… На что жать?… Что делать?… Ворота какие узкие то!»

Мы выехали из ворот автоклуба и тронулись по узкой пустынной асфальтной дороге, идущей за многоэтажками. Мы подъехали к перекрестку и вместо того, чтобы развернуться назад, выехали на главную дорогу.

«Ближний свет включи», - сурово сказал Николаич, и я судорожно принялся искать заветный тумблер на панели приборов. Не дождавшись меня, Николаич нетерпеливо щелкнул тумблер, и мы поехали. А дальше… Дальше мы распределили роли согласно купленным билетам.

- Интервал держи! *
- Куда обороты такие большие даешь!
- Поворотник, поворотник где, я спрашиваю?!!!
- Газу, газу поддай!
- Рядность соблюдай!
- Почему за скоростью не смотришь, а?!!
- А зеркала боковые тебе на что?
- Кто так резко тормозит?!!

(* Все нецензурные выражения моего инструктора здесь опущены)

Николаич нещадно меня порол, а я метался, как белка в колесе от приборной доски на дорогу и обратно, крутя тугой руль (кто ездил на 2140, тот поймет, о чем я). Пот катился по лбу, но мне было не до этого. Я был весь там, в моем первом выезде.

Мы ехали по Волгоградскому проспекту, мимо пролетали Текстильщики, Кузьминки. Через полтора часа мы зарулили в ворота автоклуба. Я буквально вывалился из машины, опустошенный, и в тоже время переполненный неведомыми до сегодняшнего дня впечатлениями. Безумно уставший, но безмерно счастливый.

Я плохо помню, как добрался домой. Помню только, что дома не поверили моему рассказу, и мама звонила Николаичу, чтобы узнать подробности моего первого выезда.
С того дня минуло уже 20 лет. Под колесами пролетела не одна сотня тысяч дорог. Николаича не стало, но его уроки первого выезда до сих пор являются для меня путеводным маяком, где бы я ни оказывался: на московском автобане, в питерском тумане или костромской колее. Они вплавились в каждую клеточку моего сознания. О таком первом выезде может мечтать каждый сидящий за рулем…


Часть 2

«Если б не этот день - было бы всё иначе,
Было бы точно так, как у людей!
Поровну белого, поровну чёрных пятен,
Поровну нет и да, если б не этот день...»

Константин Меладзе «Чуть ниже небес»


Моя детская мечта стать лётчиком казалось, навсегда была погребена в метростроевских тоннелях, строить которые мне выпало после окончания Московского Горного Университета. Все, что мне оставалось, это любоваться белоснежными реактивными следами на синем небе, да изредка подниматься курортными чартерами ввысь.

Но оказалось, что время всего лишь испытывало меня на верность своей мечте. И оно дало мне шанс, о котором я даже и не смел мечтать. Двадцатое сентября... Этот день теперь навсегда останется особенным в моей жизни. День моего первого Полёта.

Есть что-то особенное в том, что этот первый вылет получился схожим с моим первым выездом. Я очень хотел, чтобы мой первый Полёт получился именно таким. А по-другому и не должно было случиться. Целый ворох «случайностей» превратились в прочную цепь закономерностей, которая и привела меня на аэродром Северка.

Да, я читал РЛЭ накануне: 74 км/ч скорость сваливания, максимальные обороты 5800 об/мин и т.д. Но я прекрасно понимал, что все это уйдет на задний план, не это главное. Важно будет ухватить суть Полёта, пережить и пропустить через свое сердце и душу…

- Ключ поверни на два щелчка
- Проверь одно магнето. Хорошо. Теперь второе. Работает.
- Давление выставляй, как диспетчер передал.
- Закрылки на 15 градусов ставь.
- Снимай стояночный тормоз
- Рукоятку газа от себя чуток

Самолет двинулся по осевой, а на меня нахлынули ощущения двадцатилетней давности.

- Он едет, едет! … Я сам управляю!!!... Правую педаль в пол, разворот… А как его остановить то?!!...

Я судорожно пытаюсь вспомнить рассказанный мне только что алгоритм торможения. И мне «на помощь» приходит мой инструктор.

- Давай стояночный ставь, ты что мешкаешь? Ты что, «блондинко» у меня? Я на AVIA.RU так и напишу, что Внук у нас «блондинко»!

Последняя угроза возымела действие, я потянул рукоятку стояночного тормоза и самолет замер на исполнительном.

- Так, РУД плавно от себя, до упора. Давай!

Самолет взревел и стал разбегаться по полосе. «Взлетный!», - промелькнула мысль, и через мгновение мы были уже в воздухе.

- Скажи: «Здравствуй, Небо!»

И я перекрикиваю шум мотора, да так, что меня, наверное, слышат во втором самолете, идущем рядом: «Здравствуй, Небо!» А дальше… А дальше я не буду ничего рассказывать. Обещал Бабушке-Яге не выдавать ее инструкторских секретов.

Да и не имеет смысла что-то говорить, так как понять меня может лишь тот, кто сам испытал радость от первого Полёта. А остальным лишь посоветую выбрать время и приехать в гости к Бабушке-Яге.

Спустя пару часов я поднимался по люберецкой эстакаде к себе домой, когда меня накрыла волна новых ощущений. Я понял, что в каждую мою клеточку проникает потребность летать. Что теперь я не смогу жить без Неба, и моя жизнь теперь разделена на две части: до Полёта и после. И, как бы ни сложилась моя дальнейшая жизнь, память вновь и вновь будет возвращать меня к первому Полёту.

Возможно лет через двадцать, оказавшись в сложных метеорологических условиях, ища глиссаду, я услышу голос Бабушки-Яги: «Ты что, Внук, «блондинко»? А ну давай, действуй!»
И чудесная атмосфера первого Полета наполнит собою кабину, и я уверенно возьму в руки штурвал и прошепчу: «Здравствуй, Небо!»


Рецензии