Загадка души колено завулона

                Продолжение

                ДОМ ХЛЕБА

   Праздник воцарения на престол Давида длился три дня.
  Гуляли с размахом. Все колена (разумеется, и Завулона) "привозили все съестное на ослах, и верблюдах, и мулах, и волах:муку, смоквы, и изюм, и вино, и елей, и крупного, и мелкого скота множество".
  Причину столь масштабного гулянья библейский автор охарактеризовал коротко и просто:"Так как радость была для Израиля".
  Радость вызвана была надеждой, что при Давиде, наконец, окончательно покончено будет с Филистимлянами, от которых пошиб Саул, а также несладко придется и другим врагам Израиля, которые никак не желали оставлять его в покое.
  Хотелось, наконец, спокойного, мирного труда, особенно Завулонянам, которым по общему мнению и жребию, достался один и самых плодородных наделов,- в нижней Галилее и части Изреельской долины.
  Между Галилейским озером и Средиземным морем.
  Мечта, да и только! Можно заниматься и земледелием, и скотоводством, и рыболовством.
  К тому же, через Галилею всегда проходил торговый путь из Египта в Месопотамию, так что и и продажа или обмен товарами здесь тоже можно было вести.
  В общем, возможности не просто сытой, но богатой жизни, были широчайшие.
  А если учесть, что надел Завулонян доходил до Сидона, известного на всем Востоке городе- порте с его невероятным богатством и международными связями, перспективы открывались еще более захватывающие.
  Было где и новую работу, в случае необходимости найти, и новое ремесло изучить, так как Сидон славился, в частности, изготовлением пурпурных нитей и поразительно красивых вещей из стекла.
  С местным населением Завулоняне в основном жили в дружбе. У него тоже было чему поучиться, ведь оно давно занималось земледелием и садоводством, что отражалось нередко даже в названиях городов, в которых поселились Завулоняне.
  Так, Ханнафон означал - "благодатный", Ифтах - Ель -божья долина, Нагалал - пастбище.
  Естественно, Завулоняне внесли и свою лепту в эту традицию. Они построили Вифлеем (Бейт - Лехем- дом хлеба) Завулон.
  Где он находился, исследователи гадают до сих пор (о том, где находился Вифлеем Иудейский, в котором родились Давид и Иисус Христос,  знают все).
  Если бы Завулоняне писали, подобно остальным израильтянам, свои родословные списки, наверняка многое бы прояснилось. И не только в отношении Вифлеема.
  Дело в том, что разные колена имели города с одинаковым названием. Сами-то они, конечно, не путались, кому какой принадлежит, и где он находится. А вот потомкам приходится нелегко:попробуй, разберись в этом, спустя тысячелетия, когда даже руины не всегда сохранились от них.
  Возьмем селение с названием Кана. Есть Кана, на пути от Назарета (как называлось тогда это место, неизвестно) в Тивериаду.
  А есть Кана -из Акры (Акко) в Назарет.
  Еще ее называют Кана Галилейская. И до начала семнадцатого столетия считали, что именно здесь Иисус Христос превращал воду в вино.
  Однако в семнадцатом столетии греческие католики стали настаивать на "первой" Кане, которая полностью называется Кефер - Кана. 
  Ну и нелишне будет напомнить, что еще одна Кана есть в пределах Сидонских, и ливанцы настаивают, что именно она и есть , о которой идет речь в Священных писаниях.
  Куда более однозначен взгляд на гору Фавор, которая, естественно, находится на том же месте, что и всегда была. Есть единодушное мнение, что поселения, созданные у ее "подошвы", как обычно выражаются библейские авторы, принадлежали колену Завулона.
  Те, что, опять же, недалеко от Назарета. А некоторые - колену Неффалима, в частности, Азноф - Фавор.
  В общем, задним числом пытаются исследователи все, что можно, связать с Назаретом и жизнью здесь Иисуса Христа, что и понятно:здесь интересна каждая мелочь.
  Вот только с "мелочами", за неимением каких-либо свидетельств, оставленных, если не самими Завулонянами, то хотя бы летописцами из других колен, дела обстоят еще хуже. Их, скорее, придумывают, а потом интерпретируют на свой лад.
  Скрытность Завулонян привела к тому, что сейчас даже трудно установить, где находился, к примеру, город, в котором был похоронен судья Елон, или, хотя бы, - из какого племени он был:как-никак судействовал целых лет.
  Нет же, отделались лишь фразой (не сами ли Завулоняне?):"И умер Елон Завулонянин, и погребен в Аиалоне, в земле Завулоновой".
  Однако город с таким названием был и в колене Дана, о чем чаще всего и вспоминают.
  Не установлено местонахождения и еще двух городов колена Завулона - Ятба и  Рума.
  Бог бы с ними, в конце концов, но здесь, по утверждению одного из историков, произошло два важнейших события в жизни Завулонян, а именно, породнение с домом иудейских царей.
  Одно событие произошло в период царствования Манассии (696 -642), когда он женился на дочери Харуца Завулонянина из Ятбы - Мешуллемефе.
  Вторая, в период царствования Иосии (639 - 609), женившегося на Зебудде, дочери Федаии, из Румы Завулоновой.
  Впрочем, ничего удивительного в такой неопределенности нет, если принять во внимание, что в этот период второго еврейского царства практически уже не существовало (катком по его владениям прошлись Ассирийцы, и по всей Галилее), и оставшиеся не угнанными в плен Завулоняне, а также из колен Асира, Неффалима,  Манасии и Ефрема не всегда оставались в прежних родовых городах и селах, а перебирались под крыло Иудейского царства.
  Но даже, если оставались, Иудейское царство считало своим долгом покровительствовать  им и вовлекать в орбиту своей деятельности. Еще царь Иезекия собрал "остаток Израиля" для совершения  великой пасхи, "потому что давно не совершали ее, как предписано".
  Он написал им письма с приглашением - придти в Иерусалим, а также послал к ним и гонцов. "И ходили гонцы из города в город по земле Ефремовой и Манассииной и до Завулоновой;но над ними смеялись и издевались. Однако некоторые из колена Асирова, Манассиина и Завулонова смирились, и пришли в Иерусалим".
  Правда, далее отмечается, что многие из народа, большею частию из колена Ефремова и Манассиина, Иссахарова и Завулонова не очистились;однако же они ели пасху, не по уставу".
  Но Езекия не осудил их, и даже помолился за них, ведь и сам до недавнего был грешен, не соблюдал Закона отцов, а теперь вот решил "исправиться", надеясь, что после этого дела в царстве пойдут успешнее.
  Вера в Бога, выведшего Израильтян из Египта, переживала глубокий кризис. Дело дошло до того, что даже книга Закона Моисеева была утеряна, и ее случайно ( !) нашли в Храме Господнем в царствовании Иосии.
  И вновь собрали в Иерусалим и "остаток народа" из бывшего Израильского царства. Завулоняне на этот раз среди них не упомянуты.
  Где их душа витала на этот раз, неизвестно.
                Окончание следует
   


Рецензии