Сергей Филиппов

Грани и кадры

24 июня 1912 года - 19 апреля 1990. Народный артист РСФСР (1974).

Без него бы жанр советской комедии сильно просел. Филиппов - очень весомый «винтик» кинопроцесса и в 1940-е, и в 1950-е… и вплоть до 1980-х.
Без вопросов, самый идентичный, самый конгениальный, самый импонирующий литературному первоисточнику Киса Воробьянинов ("12 стульев" Л. Гайдая, "Комедия давно минувших дней").
 
«Скучный» лектор по марсианской жизни, жить без которого было бы много скучнее (Никодилов: "Карнавальная ночь", "Старый знакомый"). 

Я еще застал отголоски славы Филиппова в рядах советской милиции. И ведь любили не за рыцарей без страха и упрека. Как раз, наоборот - за парад самых уморительных, пародийных персонажей в кокарде ("Ваня", "Неподдающиеся", Улица полна неожиданностей", "Последний жулик", "В старых ритмах").
 
Еще чаще он воплощал тех, кого милиция ловила и обезвреживала. Диверсант ("Беспокойное хозяйство"), бюрократ (Масик - "Девушка без адреса", Казимир Алмазов - "Укротительница тигров", главреж театра - "Зайчик", бухгалтер Василёк - "Приключения Толи Клюквина"), ловкач (спекулянт - "Свет над Россией", директор магазина Ползиков - "Ночной патруль", завхоз Персиянов - "Наш общий друг", жулик - "Стряпуха"), вредитель (матрос-эсер - "Яков Свердлов", погромщик - "Выборгская сторона", Филин - "Кортик")…

Вопрос: откуда, с чего это всё взялось? Может быть, подыграла внешность? Только ведь, господа хорошие, Сергей Николаевич изображал, по большей части, довольно сухих, мрачных, «невыразительных типов» с надтреснутым голосом. При этом мало кому удавалось рассмешить публику сильнее, чем они. И особенно, чем этот его надтреснутый голос с никем не повторенной, волнующей, загадочной «физикой» (Фабиан - "12-я ночь", "собаковод" - "Девушка с гитарой", управляющий Елпидифор - "Крепостная актриса", аптекарь Кошкин - "Новые приключения неуловимых", купец Снуров - "Табачный капитан", 1-й министр - "Тень",  свадебный певец - "Не может быть", шведский посол - "Иван Васильевич меняет профессию", Лесничий - "Летучая мышь", Хювяринен - "За спичками").

При минимуме главных ролей (Саврасов - "Шофер поневоле"), Сергей Филиппов остался в кинокомедии настоящей скалой. Эксцентриков такого масштаба раз, два и обчелся.
 
Его пластичность, как и несостоявшаяся хореографическая карьера, – тема для отдельного плача.

Филиппов сам по себе – редкое и многослойное явление искусства, просто мы не привыкли с такими мерками подходить к смешному.
 
Я был еще крохой. Но раз и навсегда запомнил его малосимпатичного пройдоху-баяниста Брыкина из довольно проходного фильма "Здравствуй, Москва" лишь за то, как он выдал на гармошке песенку «Кирпичики»…

Из таких же незамысловатых «кирпичиков» сложен великолепный «дом, который построил Филиппов» - корифей кинокомедии!

Кадр из кинокомедии Леонида Гайдая "12 стульев" - непревзойдённый Киса Воробьянинов.
 


Рецензии
прочитал с восторгом!!! здорово написано!!! Пол

Пол Унольв   25.06.2011 19:36     Заявить о нарушении
Гений комедии того стоит!
Мерси!

Владимир Плотников-Самарский   25.06.2011 21:45   Заявить о нарушении
Достойнейший артист!
Еще раз - спасибо!!!!

Игорь Лебедевъ   28.06.2013 09:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.