Основной инстинкт

Некоторое время назад в Калифорнии произошло массовое самоубийство. Все побережье было усыпано трупами решивших свести счеты с жизнью кальмаров.
Ученые терялись в догадках, не понимая, что происходит. Удивлял даже не сам факт суицида, как то обстоятельство, что в столь массовом порядке до прибрежных пляжей добрались существа, которым вообще-то положено плавать на больших глубинах. Как водится, высказывали свои версии – кто-то винил приливы, кто-то – самих кальмаров, которые совсем потеряли голову, или что у них там впереди, погнавшись за стаей рыб.
И почему-то никто не рассматривал версию с погоней, но с противоположным знаком. Вполне ведь вероятно, что это не кальмар догонял, а кальмара догоняли. Уж очень это желанный гость на закуску для нашего брата. Кальмарчики под пивко приобрели в России такую популярность, что фирмы-изготовители, похоже, готовы гоняться за ним по всему миру, а уж у берегов Калифорнии – тем более. Да и другие от нас не отстают. В Японии даже провели чемпионат по обжорству морепродуктов, в котором в виде блюда участвовали и кальмары. Показательно, что и юная победительница, которой отроду двадцать лет, не смогла справиться со всем меню. Есть-то приходилось без пива, а это уже, конечно, не удовольствие, а голый спорт. Тем более, соревнование проходило и на количество, и на время – на все про все отводилось полчаса.
Если интересно, в меню соревнований входили: две порции икры морского ежа, 500 грамм лососевой икры и крабового мяса, три кольца кальмаров и десять штук мяса мидий. Вприкуску с вареным рисом, само собой. Япония ж таки. Тут главное, чтобы допустили – а там, наедине с полкило красной икры, вполне будет приемлем олимпийский принцип – главное не победа, а участие.
Кольца кальмаров – тоже, кстати, не такая малость, как может показаться при созерцании желтеньких пачек в наших ларьках. Чтоб вы знали, кальмар – существо немаленькое. Крупные экземпляры достигают длины в метр восемьдесят, что больше человеческого среднего роста, правда, весят при этом около семи килограммов, никакого сравнения с нами. А средняя длина обычного кальмара – полметра. Но встречаются экземпляры и повнушительнее.
Гигантский кальмар считается самым крупным беспозвоночным, вместе с щупальцами он может вымахать в длину до 20 метров (сколько-сколько там росту у широко разрекламированного кита?)! Обитают они на глубине от 200 метров до километра и редко всплывают на поверхность – чаще их находят в желудках кашалотов. Поэтому о повседневной жизни кальмаров ученым известно сравнительно немного. Ну разве то обстоятельство, что они не различают цвета, да и какая радуга на километровой глубине, с другой стороны
Редко, не редко, но едва ли не каждый год сообщения о пойманном гигантском кальмаре все равно появляются. Так, у Фолклендских островов выловили однажды гигантского кальмара длиной 8 метров 62 сантиметра. Живьем! От чего ученые пришли в страшный восторг, это действительно редкость. До этого самый большой пойманный экземпляр дорос до размера 8 метров 50 сантиметров. Фольклендский улов теперь украшает своей персоной экспозицию лондонского музея естественной истории. Чтобы сохранить эту божью тварь в первозданном виде пришлось размораживать ее в несколько этапов, чтобы не стали разлагаться более тонкие ткани щупальцев. А потом обращаться за помощью к скандально известному художнику-концептуалисту Дэмиену Херсту, прославившемуся тем, что он консервирует с помощью формалина тела людей и животных. Его помощники порекомендовали приличную компанию, которая делает стеклянные резервуары для творения самого Херста – пойманного гиганта надо ведь было в чем-то надежно хранить.
Очень скоро фолклендский рекорд был побит. У берегов Новой Зеландии живьем выловили кальмара Mesonychoteuthis hamiltoni длиной в десять метров и весом 494 кило. Для транспортировки в Америку его также заморозили, а в первозданный вид приводил с помощью гигантской микроволновки (технический прогресс, ё-моё). Мера оказалась вынужденной – ученые жаловались, что в замороженном виде исследовать кальмара им не так сподручно.
Вы поверите, кстати, после этого, что десятиметровый кальмар учеными считается всего лишь дальним предком банальной морской улитки? А его ведь и более мелкого, приближенного габаритами к дальнему родственнику, пойди поймай. Это и к лучшему. Своими мощными щупальцами и клювом вроде бы безобидные (мы же их в основном в сушеном и замороженном виде знаем) существа могут нанести довольно ощутимые раны. Даже мертвые они продолжают нести угрозу, выбрасывая так называемые ядовитые «чернила».
Возможно поэтому человечество склонно придумывать о кальмарах, особенно гигантских разновидностях, именуемых иногда и спрутами, всякие небылицы. Утверждается даже, что отдельные виды спрутов склонны к каннибализму. Бывалые моряки могут рассказывать случаи, когда спруты топили суда и даже пожирали спасшихся с них моряков. Впрочем, как установили новозеландские ученые, сожрать себе подобного, или хотя бы откусить от него кусочек, кальмар способен все-таки чисто случайно. Как бы это помягче пересказать… Короче, когда у них любовь, то самец может оказаться слишком близко у челюстей возлюбленной, и та совершенно непроизвольно, не нарочно, конечно, может клацнуть. Да так, что несчастному кальмаровому Ромео мало не покажется. Ох уж эта любовь…
Поговорим лучше о чем-нибудь более приятном. Кальмары-то, оказываются, бывают совсем разными. Вот даже в Швеции есть маленькая деревушка под названием Кальмар. Настолько маленькая, что ее найдешь только на очень-очень подробной карте. Хотя теперь, наверное, ее пририсовывают и на обычных. Она с некоторых пор знаменита на весь мир. Здесь с 1978 года проходят соревнования по поиску иголки в стоге сена. Оказывается, это не так сложно, когда очень хочется. В среднем участники затрачивают на эту процедуру что-то около двадцати минут. С другой стороны как не найти, если финалисту (а перед этим, как и полагается, проходят отборочные соревнования) обламывается приз в миллион долларов! Черта найдешь за такие деньги!
И как-то обидно становится за нас. Ну есть же у нас свои богом забытые деревушки, о которых могли бы заговорить во всем мире и на которых мог бы посыпаться золотой долларовый дождь. Надо только выдумку проявить, и понять, что кальмар – это не только лучшая закуска под пиво, но и синоним истинной предприимчивости и ловкости рук. А там – дело пойдет.


Рецензии