Еврейская сказка о Богудруге Миряте

                Почему Богудруг Мирята стал
                царём Соломоном
               
  Я вынужден написать предисловие к этой сказке, поскольку экспериментально выяснил, что не все выдерживают такую степень новизны подхода к еврейским сказкам. Да и профессия у меня такая  - производство и распространение знаний.
   Речь тут идёт о царе Соломоне, но мало кому имя это что-то говорит, а ведь не было в древности не говорящих имён. Итак Шломо А Мелех. Шломо, кводо это титулы.  Даже к моей седой бороде обращаются « Кводо А Рав», что надо понимать просто как  «уважаемый рав», но значит буквально «его честь Великий». Шломо, Шлемо буквально значит «Его Мир», «Его Совершенство».  Я подозревая , что европейский обычай титуловать  «Ваше Величество» и прочее «Ваше»  вырос из преклонения перед гением Соломона. Мидраши упоминают и другое имя Соломона  - Йедидья – буквально  «Друг Б-га». Поскольку все 40 лет правления Соломона длился мир, то основным толкованием титула Шломо  стало Мирята. Его отец Давид (Любим если перевести) очень может быть не звался так от рождения. Генрих Гретц, написавший двенадцати томную историю евреев, упоминает другое имя победителя Голиафа – (Гольята  в  современном еврейском произношении, где буква тав уже просто   Т, а не английское  th). Будущего царя пастуха в детстве звали  Эльханина (Милость Б-жья). Думаю, что царским именем стало прозвище Эльханины, так как он и стал царём потому, что был любимцем народа.   Теперь о именах братьев. До того , как они увидели Соломона в действии братья   его Авишалом  (Мой отец мир)_ и Адониягу (Господин мой Б-г) активно претендовали  на престол. Их имена я перевёл как Миротец и Богураб, хотя в русской истории таких имён  я не нашёл. Что делать, все хотят называть своих детей именами победителей  жизни.
    Ну , всё, теперь сама сказка.

               


   Жил однажды   еврейский царь Богудруг Мирята. Представьте себе, -  двенадцать  лет, а он уже царь. А ведь были у его отца Любима сыновья и постарше.  Например  Богураб  или Миротец,   и каждый  из них  думал, что ему после смерти отца корона достанется. Плечистые, сильные, красавцы . Вот были бы цари так цари, ну просто загляденье.
        Но  не стали.  А почему?
 Может, кто из хитрых придворных так подстроил , чтобы самому властвовать,  пока законный царь подрастёт?
  Случалось ведь  и при взрослом царе , визирь , или первый министр властвует, то есть казнит , милует, отбирает и даёт.   А с управлением то того хуже . Невесть кто , писец какой-нибудь правит, или, что ещё хуже  и вовсе никто . Ну,  полный беспредел.
  Но нет, с Богудругом Мирятой всё не так было.   Трепетали придворные перед  властью мальчишки –царя   и братья спорить не взялись. А вот почему это так  - сказка и рассказывает.
 
    Жил в том царстве очень богатый человек и был у него единственный сын –гордость отца. Отец дела вёл по всему миру. К старости ближе сам по морям океанам ходить перестал . Сына посылал. Случилось однажды, -  уплыл сын по делам, а обратно не возвращается. А тут отцу от всех забот и печалей время умереть пришло. Зовёт он к себе Хитролжа, самого доверенного слугу своего и говорит
-  Во  многих делах моих помог ты мне , на тебе и дела и дом держатся.  Сослужи мне последнюю службу. Вот я умираю. Будь до приезда сына за хозяина, чтоб вернулся он к богатству , а не к раззору.
-  Ладно , - сказал Хитролжа. -  Но оставь письменный приказ домочадцам, чтобы знали , что я  им хозяин, до приезда сына твоего.
  Так и сделал отец и умер вскоре.
   Правил Хитролжа хозяйскими делами очень умело, росло богатство, но стал он притеснять домочадцев , да так , что все они разбежались. А годы шли и привык народ в округе , что Хитролжа хозяин   и богач , с которым лучше не спорить, себе дороже.
   Но вот однажды вернулся сын хозяина. Один, без кораблей и товаров. Хватил лиха в дорогах своих, но жив.
  Пришёл он домой.
- Спасибо»,-  говорит.- Хитролжа, что богатства сохранил и умножил. Я твоих заслуг никогда не забуду.
  А Хитролжа смеётся ему в лицо и отвечает:
- Ишь  ты, он не забудет. Да кто ты такой? Иди, пока собак на тебя не натравил.

  Куда сыну богача за справедливостью идти?
 В районный суд тут не пойдёшь.  Богатство то огромное , чуть ни царскому ровня.
Тут уж к наивысшему судье идти надо.
   А у евреев  тогда дело велось так , что царь по традиции  - главный судья.
   Пошёл сын богача в нищей своей одежде да прямо к царю Любиму.
   К другому царю, его может и на порог бы не пустили. Но над еврейским царём всегда Всевышний царь стоит, и правила суда Всевышние   Торой предписал всем и царю значит тоже..
  Принял его царь и за Хитролжей послал.
Надо же выслушать , что обвиняемый скажет.
Вот  Хитролжа  и сказал:
   - Так я же и есть сын умершего , а это бродяга самозванец.
 Царь Любим  сердцем чувствует и по глазам видит, что лжёт Хитролжа. Но судить то надо по правилам , а не по сердцу.  Он и говорит:
- По правилам еврейского суда , которые все мы чтим, я,  как царь, особо чтить обязан, положено вам привести свидетелей.
Хиттролжа почтительно поклонился, а как отвернулся,  так и усмехнулся.
 При его то деньгах свидетелей  не найти . Мигом нашёл.
А сын богача , кого ни  попросит все отвечают:
- Мы тебя юношей знали , а теперь  разве похож ты на того юношу?  А вдруг ты самозванец.
  Может и вправду они сомневались . Годы и тяготы жизни , конечно сильно изменили сына богача. Но главное всё же в том , что боялись они Хитролжу.
   Так и пришли они к царю.
Царь послушал свидетелей Хитролжы, но сердце  опять говорит ему – лгут
. Сидит задумавшись и говорит:
-Не могу я это дело решить.
  Вот тут та и вышел вперёд сын его  Богодруг Мирята. А мальчику и десяти  нет.
- - Позволь, отец,  мне решить это дело.
- Позволяю ,- сказал царь Любим,- Готовишься стать царём , так и испытай себя.
 И сказал тогда юный Мирята:
- Именем царским повелеваю вам выкопать каждому  по кости отца , преломить и  принести мне. Тогда я  и решу ваш спор.
    Пошли они на кладбище, а соглядатаи Миряты за ними тайно присматривать пошли.
  А на кладбище сын и говорит:
- - Нет , не могу я тревожить кости отца, лучше я по миру нищим пойду.
 Хитролжа   усмехнулся:
- Да за нарушение царского повеления можно и 39 ударов палками схлопотать.
  Выкопал он кости , взял одну , преломил и к Миряте   несёт.
  А соглядатаи уже рассказали Миряте - как кто вёл себя на кладбище , и понял он , кто сын , а кто лжец. Но этого мало. Надо же чтоб и народ понял и принял его решение. Вот он и говорит им обоим:
-  Дайте каждый немного своей крови.
  Дали они , а он взял и полил на кость сперва кровь Хитролжы.
Кость как была белой, так и осталась.
Тогда он полил на эту же кость кровь сына богача. А родную то кровь даже кость узнаёт,  не отторгает И покраснела кость.
   Тут и весь народ понял , - кто настоящий сын.
   И испугались все испугом удивления.   
 Вот так и начал  Богодруг Мирята править страной. Сперва от имени отца.  А,  когда отец  умер, никто и пискнуть не смел ни о каком регенте – опекуне. Царь Мирята  с  первого дня царствовал , властвовал и правил
   да так , что весь мир его мудрость помнит и поминает по сей день. На разных языках понятно по разному. Мелех Шломо! Кинг Соломон! Хан Сулейман! Но это всё он -  царь Богудруг Мирята. 
 И печати его даже джины арабские смертельно боялись
 
  Но вы ж хотите знать, а что стало с Хитролжей.
  В другом царстве кликнул бы царь:
«Отрубите этому лжецу голову», и всей сказки конец. Но в еврейском царстве так не делается. Положено вору вернуть вдвое против украденного.   А нет денег - так и в рабство продадут, чтоб деньги хозяину украденного  вернуть.
  . Но в данном то случае, откуда Хитролжа возьмёт такое богатство, и кто его купит  такого? Разве что сам хозяин себе рабом оставит..
   Сын хозяина мог бы его как раба хоть каждый день палками бить, но не сделал он так, а велел найти и вернуть всех домочадцев.  А когда Хитролжа нашёл и вернул ,  сын хозяина и теперь уже сам хозяин отпустил его сказав:
- Прощаю тебе  всё, потому что не растранжирил богатство отцовское, а удвоил его, а, значит, вернул мне должное по закону. А что сверх удвоенного, то и твоё.


Рецензии