Хорошее дело браком не называют. Вступление

  ОГЛАВЛЕНИЕ
                Часть 1.
 I. Добрачные отношения.      
 II.  Моногамные отношения.
1.Матриархат.
2. Патриархат.
3.Условия для вступления в брак.
4.Законный брак и история его происхождения.
5.Церковный брак.
6. Договорной брак.
7.Династический брак.
8. Кузенный брак.
9.Близкородственный брак.
10. Морганатический брак.
11. Неравный брак.
12. Брак по расчету
13. Фиктивный брак
                Добрачные отношения
   Когда-то древнегреческий философ Платон создал красивую сказку о том, что  у каждого из нас где-то на просторах Вселенной есть своя половинка: тот единственный, с которым ждет человека счастье. А уж как найти этого суженого, судьбой предначертанного, никто не знает. Моли богов, слушай свое сердце...
   В жизни каждого человека наступает  такое важного событие, как заключение брака. Вот и возникает вопрос: какой бывает брак?
   В этой главе будут рассмотрены как традиционные формы брака, так и редко встречающиеся. Вы познакомитесь с терминами, которые обозначают ту или иную его форму.
Начнем с того, что ни брак, ни семья не вытекают из биологии. Чтобы происходило биологическое воспроизводство человека, нужен не брак, а половые отношения. Каждому известно, что брачные и половые отношения- далеко не одно и то же, а  половые отношения  и тем самым  рождение детей возможно у людей без брака и вне брака. И отношения всегда были, есть и будут, такова природа человека.
   Каждому будет интересно узнать, какие же отношения существовали до возникновения брака? Большинство учёных считает, что первоначально в эпоху "первобытного человеческого стада" брак отсутствовал вообще, каждая женщина могла вступать в половые отношения со всеми мужчинами, а каждый мужчина — со всеми женщинами. Такие отношения называются промискуитет (от латинского слова  "смешанный", "общий"), то есть были  беспорядочные половые связи со многими партнёрами, при этом не учитывалось, были ли партнеры между собой родственниками, родителями и детьми. Такие отношения сохранились почти до IV века до н.э.
   Для подтверждения этой мысли можно привести пример из жизни зороастрийцев-огнепоклонников, которым  всегда был чужд аскетизм. Наиболее скандальным, с современной точки зрения, было их пристрастие к родственным бракам. Геродот и другие историки древности сообщают, что у зороастрийцев в обычае были браки между отцом и дочерью, братом и сестрой и т.д.
   Кто же такие зороастрийцы-огнепоклонники, когда они жили и где?
   Предположительно, зороастризм возник  в 8 или 7 в. до н.э. Его основателем  считается пророк  Заратуштра(  в европейском произношении Зараостра), который жил  и проповедовал в Хорезме (территория современных Таджикистана и Узбекистана). Его учение распространялось  на территории  северо-восточного  Ирана, Афганистана, на юге Средней Азии, Пакистана.
   Почему зороастрийцы назывались огнепоклонниками? Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом Бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к огню, как наиболее важному и доступному для человека  источнику света и тепла. В зороастрийских храмах горит неугасимый огонь, а служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас, не жалея для этого дорогой сандаловой древесины. Есть храмы, в которых огонь горит на протяжении многих столетий и даже тысячелетий!
   Внутри настоящего  храма нет ни статуй, ни икон, никаких условных символов. Только один  вечно живой огонь в полумраке тесной молельни свидетельствует о присутствии божественного начала.
   Священная книга зороастрийцев называется Авестой. По сути это собрание различных  текстов, составлявшися в зороастрийской общине в архаичный период на древнеиранском языке, именуемом теперь авестийским.
Как становились зороастрийцами? Ритуал был очень простым: подросткам надевали священный нательный нитяной пояс “кушти", после этого он считался посвященным.
   В основе зороастрийской этики самой главной идеей является идея продолжения жизни.
"Простая счастливая человеческая жизнь кажется мне лучшим уделом, чем бессмертие при бездетности» — сказал Заратуштра, поэтому  безбрачие и абсолютное целомудрие осуждались, а создание семьи  и продолжение рода являлись одной из священных задач каждого зороастрийца. Кроме того  они никогда не соблюдали посты, ели мясо  и пили вино.
Считается, что "дважды умирает тот человек, который не оставляет после себя потомков. Один раз он умирает сам, а второй раз он умирает в своем роду. Это очень страшно — за него помолиться  будет некому. Его грехи никем не отмаливаются, и он предоставлен самому себе"- таким был постулат зороастрийцев, что еще раз подтверждает их главную идею - продолжения рода.
   Зороастрийцы очень ценили своих предков и соблюдали чистоту рода. Они считали, что  каждый человек должен знать информацию о своих  64 предках, то есть до 7 поколения, потому что жизнь  предков каждого человека отражается  в его нынешней  судьбе. Вот почему в древности так строго следили за чистотой Рода!
   Кстати, Гитлер увлекался трудами Заратуштры и его учением о чистоте расы. Помните, к чему привело  его  учение, надо помнить, что к каждой идее надо относиться здраво.
Второй главной идеей зороастрийцев являлось соблюдение обряда очищения и чистоты со дня своего рождения и до самой смерти. Прикасание к «нечистым» предметам и , между прочим, людям приравнивалось к греху.
   Конечно, в своем соблюдении чистоты зороастрийцы перешли все границы. Например, женщина после родов считалась "грязной". Ее с новорожденным ребенком удаляли подальше от селения, где она находилась в течение 40 дней, питаясь чем придется, даже вода для питья зачастую была у нее несвежей. По прошествии 40 дней ее возвращали в селение, считая, что она и ребенок очистились. Если же женщина с младенцем в таких тяжелых условиях заболевали, никто, к сожалению, не приходил к ним на помощь.
   ( В русской традиции все наоборот: к новорожденному не допускают посторонних в течение 40 дней, считая, что ребенок в эти дни наиболее уязвим).
Более того, к больным, особенно если это было связано с заболеваниями бронхов или легких, а также  желудочно-кишечного тракта, тоже относились как к нечистым, поэтому такому больному  желали не выздоровления, а смерти, считая, что он своей болезнью только заражает окружающую среду.
   Что касается погребения умерших, то здесь зороастрийцы в своей приверженности к соблюдению чистоты дошли до полнейшего, с точки зрения европейцев, абсурда.
   Мертвые считались "грязными", прикасаться к ним было нельзя. Хоронить умерших тоже  было нельзя- так засоряется земля, сжигать тоже нельзя- оскверняется огонь, в воду опускать тоже нельзя, так как оскверняется  вода.
   Поэтому зороастрийцы придумали такой жестокий обряд погребения: маги или жрецы выставляли трупы на особого рода возвышения и ждали, когда  их разорвут птицы или собаки. Позже тело умершего выносилось за город на особую башню, где его клевали хищные птицы. Проделывали эту операцию люди из специальной касты париев или "неприкасаемых", с которыми, действительно, никто не общался, боясь осквернения.
   Не мудрено, что при таком соблюдении чистоты рода и чистоты жизни, браки с иноверцами вообще не допускались и считались грехом, так как иноверцы считались "грязными". Поэтому приветствовался  священный для древних общин кровнородственный брак в крайних его формах.
   Ксанф Лидийский, современник Геродота (V-IV век до н.э.), сообщает: "Мужчины-маги сожительствуют со своими матерями. Они также могут вступать в связь с дочерьми и сестрами". Позже брак по ближайшему родству стал привычным и был объявлен священным обычаем огнепоклонников. Эта форма брака считалась очень похвальной, особенно если женились близкие родственники внутри одной семьи - отец и дочь, брат и сестра или даже мать и сын. Зороастрийские жрецы утверждали, что «женитьба... между родственниками - это похвальный поступок, и да будет известно, что это одобряется богом Ормуздом».
   Известный исследователь этой религии американка Мэри Бойс видит причину близкородственных браков в первоначальной малочисленности зороастрийцев. Она считает, что вначале  их было  всего несколько семей. Так как зороастрийцы придавали большое значение произведению потомства, поэтому горстка зороастрийцев старалась родниться со своими единоверцами и получалось, что в брак вступали ближайшие родственники. Мало того, они с удовольствием отдавали своих жен и дочерей в усладу гостям, чтобы сделать свое потомство более многочисленным.
   Знаменитый государственный деятель Абу Али Низам аль-Мульк, живший в XI веке, исследуя обычаи зороастрийцев, пишет: "Если мужчина приглашал к себе домой двадцать человек приятелей, то те, поев хлеба, сладостей, мяса, послушав музыкантов и певцов, должны были по очереди заняться любовью с его женой. Это не считалось постыдным". А вот другой исторический случай:  иранский шах  Шапур I, живший в III веке, женился на собственной дочери  Адур-Анахид  и сделал ее своей Царицей Цариц.
   С позиции современного взгляда на отношения мужчины и женщины такое поведение можно назвать  скандальными, развратными, недопустоимыми, но в то далекое время эти отношения были естественными. Затем они сами по себе канули в лету.
   По моему мнению, эти близкородственные отношения были вызваны не только малочисленностью зороастрийцев, но и самое главное- их этическими идеями, о которых было рассказано выше.
   В V  веке нашей эры была предпринята попытка реанимировать прежние отношения. На территории Ирана и Азербайджана развернулось движение лжепророка Маздака, объявившего себя очередным (после Заратуштры) зороастрийским мессией. Он ратовал  за общность жен. "Жены все равно, что ваша собственность и тоже должны быть общими, чтобы никто не был обделен плотскими удовольствиями и радостями, и чтобы врата желания открывались перед каждым".
   Движение маздакитов получило большое распространение в народе, так как в то время уже существовал парный брак с калымом, то есть за жену нужно было платить, а в этом случае все пользовались женщинами бесплатно, не надо было прилагать никаких усилий и нести ответственности. (Вспомните, как в первые  годы Советской власти повсеместно стали возникать коммуны, главной идеей которых было общее пользование землей и женщинами. Стали жить по  принципу: "Все вокруг колхозное, все вокруг мое", и чтобы никто ни за что не отвечал. К чему это привело, мы знаем, в первую очередь, появилась армия беспризорных детей).
   Сам Маздак пользовался значительной властью и влиянием. Он стал мобедан-мобедом - верховным жрецом зороастрийцев. Истребить полностью это движение не удалось - народ привлекала  идея всеобщего равенства, раздел имущества и общее пользование женщинами. Даже в XII веке часть жителей Персии  были маздакитами.
   Мусульманские священнослужители повели решительную борьбу против этого явления. Под их давлением, начиная с XIV в., зороастрийские жрецы требовали прекращения близкородственных браков, но все-таки добились небольшого послабления в том, чтобы сына одного брата женить на дочери другого. С этого времени между зороастрийцами  существуют  кросскузенные браки (т.е между двоюродными братьями и сестрами).
   А что же случилось с зороастрийцами-огнепоклонниками?
   Близкородственные браки  прекратились  после распространения в этих странах Исламской религии.
   В Коране сказано: "Не женитесь на тех женщинах, на которых были женаты ваши отцы... Поистине - это мерзость... И запрещены вам ваши матери, и ваши дочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу и матери, и дочери брата, и дочери сестры, и ваши матери, которые вас вскормили, и ваши сестры по кормлению, и матери ваших жен, и ваши воспитанницы, которые под вашим покровительством от ваших жен...; и жены ваших сыновей, которые от ваших чресел; и объединять двух сестер..." (Сура Женщины, 26(22)
   В настоящее время общины зороастрийцев сохранились в Иране и в Индии, особенно в Мумбае, также они встречаются в Пакистане и Шри-Ланке. Большинство людей, исповедующих зороастризм, именуют себя парсами.
   Лидер рок- группы "Queen" Фредди Меркьюри- парс по рождению, до конца своих дней  исповедовал зороастрийскую веру. Эмблемой своей рок-группы он сделал Гигантского Симурга-священную  птицу зороастризма. Гигантский Симург также изображен на гербе Республики Узбекистан.
   Обычая жениться на своих близких родственниках теперь избегают в обеих странах, правда, в Иране кровнородственные браки дозволены между двоюродными братьями и сестрами. На более близкие степени родства данный обычай уже не распространяется.   А парсы отказались от этого обычая совсем.
   Не только зороастрийцы, но и некоторые другие народы Азии и Европы  практиковали браки между близкими родственниками. Например,  у скифов допускался брак между отцом и дочерью, а у древних инков, как и у зороастрийцев, мать могла выходить замуж за своего сына, а брат женился на родной сестре.
   Такие близкородственные браки получили широкое распространение  в первобытных сообществах, живших замкнуто, и это непременно приводило к кровосмешению.
   В древней Греции нравы были несколько построже : дети одной матери не могли вступать друг с другом в брак, так как они были единоутробными,  зато этим правом пользовались дети одного отца, так как  считалось, что степень их родства меньше, потому что они были единокровными.
   В современном понимании такие кровосмесительные отношения  называются  инцестом ( в переводе с латинского "неблагоприятный"). 
   В библии и мифологии тоже сплошь и рядом совершались межродственные браки.
   Во-первых, это происходило не от испорченности людей, а от того, что у них не было других пар для продолжения человеческого рода, поэтому библия такие браки не осуждает. А во-вторых, такие отношения в то время все-таки считались естественными.
   Самый первый на земле инцест совершили дети Адама и Евы , потому что поначалу они были единственной парой на земле. Это особый случай, их кровосмесительный союз был вынужденным и потому признан церковью священным, а не преступным.
   Еще один из известных примеров инцеста, когда после гибели Содома и Гоморры  остались лишь Лот и его дочери. (Этот случай мы рассмотрим в дальнейшем).
   Из Библии также известно, что когда Моисей 40 лет водил евреев по пустыне, то поначалу они предавались блуду не только со своими родственниками, но также и с лицами своего пола. Такие отношения  были широко распространены и не считались чем-то противоестественным как у египтян, среди которых евреи прожили несколько сотен лет,  так и среди народов Ханаана, с которыми евреям во время блуждания по пустыне предстояло познакомиться. Такие нравы существовали и у остальных народов древности, например, в Греции.
   Чтобы прекратить  беспорядочные половые связи, Моисей в своих Заповедях наложил запрет на три основных вида сексуальных отношений: инцест, гомосексуализм и скотоложество. Причем, запрет этот, как подчеркивали еще еврейские мудрецы, распространялся не только на евреев, но и на всех «потомков Ноя», то есть на все человечество.
   Исследуя мифы древней Греции, ученые пришли к выводу , что и у древних греков, живших в Элладе, инцест тоже был распространен, хотя общественное мнение его все-таки не одобряло.
  Обычно исцест происходил случайно, герои и не подозревали, что они являются близкими родственниками.
  Достаточно вспомнить общеизвестный миф об Эдипе, который, разумеется, не подозревал, что женился на своей собственной матери Иокасте. Конечно, эта тема всегда волновала умы людей, поэтому история об Эдипе нашла отражение в трагедиях великих греческих авторов Еврипида и Софокла.
   Коротко напомним его содержание.
   Царем в Фивах был Лай, он был женат на Иокасте,  но у них, к сожалению, не было детей. Страстно желая иметь наследника, Лай обратился к дельфийскому оракулу, который сообщил ему, что у него родится сын, но он погибнет от его руки.
   Вскоре Иокаста действительно родила сына, но Лай, помня о страшном предсказании, приказал бросить ребенка в диких горах. Но пастух, которому было поручено сделать это, сжалился над ни в чем неповинным ребенком и передал его другому пастуху, который пас стада соседского коринфского царя Полиба.
   Сам мальчик, подрастая, был  убежден в том, что он и есть истинный сын и наследник Полиба. Однажды какой-то старый подвыпивший коринфянин сказал ему, что он не настоящий сын коринфского царя.
   Для установления истины Эдип  отправился к дельфийскому оракулу и услышал страшное предсказание: он убьет своего отца и женится на своей матери.
   Боясь, что в Коринфе, где он жил, совершиться злая судьба, предсказанная ему оракулом, Эдип решил не возвращаться туда, а  направил свой путь в Фивы, где, как мы знаем, жили его настоящие родители.
   По пути он встретил колесницу, в которой сидел старец со своим слугой.
Дорога была узкой, они никак не могли разойтись.Слуга грубо столкнул его с узкой дороги, а старец нанес Эдипу сильный удар по голове остроконечной палкой. В ответ Эдип ударил старца своей дубинкой и случайно убил его. На самом деле этот старец оказался Лаем, королем Фив и отцом Эдипа.
   Так исполнилось первое  предсказание, сделанное оракулом.
   Спасшийся слуга вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойника.
Эдип, продолжая путь, подошёл к Фивам.
   Около ворот  сидел страшный чудовищный Сфинкс и не впускал путников в город. Он убивал всех, кто не отгадает его загадку. Эдип ее, конечно, отгадал и вошел победителем в город. Сфинкс от расстройства  бросился в пропасть.
   В благодарность за избавление Фив от страшного чудища  граждане сделали Эдипа своим царем и отдали ему  в жены вдову Лая Иокасту.
   Так исполнилось и второе предсказание оракула.
   Ничего не подозревающие супруги  прекрасно и счастливо прожили  20 лет. За это время у них  родилось четверо детей: два сына-близнеца и две дочери.
   Все было бы хорошо, но началась моровая язва, и дельфийский оракул потребовал изгнания из Фив неразысканного убийцы царя Лая.
   Эдип стал  выяснять обстоятельства давнего преступления, и для него вдруг открылась страшная истина, чей он сын, кого он убил и с кем находится в браке.
   В ужасе от всего содеянного Эдип хотел убить себя и свою жену-мать, но не успел: Иокаста, подавленная сознанием своего ужасного, хотя и невольного преступления, повесилась.
   Эдип  выколол себе глаза золотой застежкой, снятой с платья  Иокасты.
Он покаялся  перед народом в своих невольных преступлениях. Народ встретил своего любимого царя с состраданием, и никто не выказал ему ни малейшего презрения, ведь свои преступления он совершил неосознанно.
   Наказывая сам себя за совершенные преступления, Эдип ушел из Фив со своей старшей дочерью, бродил по греческим странам, питаясь милостыней, которую подавали ему и его дочери сострадательные люди. Вскоре он скончался. Так тихо и мирно закончил свою полную испытаний жизнь невольный страдалец.
   Узнав содержание  этого мифа, мы можем сделать вывод, что инцест получился случайным, и герои понесли тяжелое наказание за это непредумышленное преступление.
   Этот персонаж дал название одному из видов инцеста – Эдипову комплексу, названному так Зигмундом Фрейдом. Его трактовка получила широкое распространение в современной психоаналитической литературе, но этому вопросу в нашей книге посвящена  глава о возрасте людей, вступающих в брак.
   Вот еще один греческий  миф о кровосмесительной связи, и в нем герои тоже выступают не как активные действующие лица, вступающие в инцест под действием своих чувств, совсем нет -их действиями руководит богиня Афродита, а они вроде бы совсем не виноваты.
   В качестве примера приведем малоизвестный рассказ о царе Кинире и его дочери Мирре.
   Царь Кинир, владевший Кипром, был красив и богат. У него было много дочерей, обладавших несравненной красотой. Это их и погубило, потому что они считали, что равны по своей красоте самой Афродите, дочери Зевса-громовержца. Ревнивая богиня разозлилась  на них  за это и  превратила их  в каменные ступени, ведущие в ее святилище.
   Пожалела Афродита только самую  младшую и самую красивую дочь, по имени Мирра.
Пожалела- это не значит, что простила. Она придумала ей совсем другое, более изощренное  наказание: с недавних пор начала Мирра испытывать странное томление, когда отец по-родственному целовал ее в лоб, она не спала ночью и мечтала, чтобы ее будущий муж  был похож на  ее отца, она не понимала, что испытывает к своему отцу совсем не дочерние чувства.
   Видя  ее страдания и томления, старая нянька решила помочь своей воспитаннице. Ночью она отвела  Мирру в зал, где возлежал на кровати ее отец. И легла Мирра с ним. Факелы были потушены, и Кинир не знал, кто находится рядом. Только в эту ночь нашла Мирра выход скопившемуся в ней желанию.
   Двенадцать ночей продолжались эти посещения, но на тринадцатую ночь захотел Кинир узнать, кто же его возлюбленная, зажег  факел  и с ужасом увидел, что перед ним его собственная дочь. Он хотел убить ее мечом, но Мирре удалось бежать.
   Долго продолжалась погоня, и тогда взмолилась Мирра богам о спасении, а боги сжалились и помогли ей, превратив ее в дерево. В назначенный срок это дерево треснуло, и на  свет появился ребенок Адонис, зачатый в этой кровосмесительной связи. Ну а деревья называются теперь ее именем.
   Вот так посмеялась над ними жестокая Афродита.
   Как мы видим, в этом мифе  опять прослеживается отношение греков к инцесту как к чему-то случайному, получившимуся в результате заблуждения героев, которых и осуждать- то нельзя. Им можно только сочувствовать. 
   Зато совершенно сознательно вели себя члены семейства Борджиа, когда предавались кровосмесительным связям друг с другом.
   История этого семейства такова: Борджиа проживали в Италии в ХV столетии. Родриго Борджиа был священником, а затем его избрали кардиналом. У него было множество любовниц, но из всех Борджиа выделял молодую 18-летнюю куртизанку, которая родила ему троих сыновей, а позднее дочь Лукрецию. Будучи кардиналом, Борджиа  не имел  права жениться и иметь детей, поэтому родные дети считали его дядей.
   Когда Лукреции исполнилось 11 лет, а ее брату Чезаре 16, они сблизились и стали любовниками. Вскоре Чезаре уехал учиться в университет, а Лукреция осталась жить в доме своих опекунов. В этот дом часто наведывался ее отец Родриго Борджиа, потому что там жила невеста сына опекунов. Эта невеста стала любовницей кардинала.
   Лукреция ревновала ее к своему отцу-кардиналу. В 12 летнем возрасте Лукреция обманом пришла в спальню к своему отцу,  в одежде его 14-летней любовницы, надушившись ее  духами. Она думала, что 61- летний Родриго не заметит подмены. Но обман не удался, Родриго понял, кто перед ним.
   Несмотря на это, кардинал Родриго Борджиа провел ночь со своей дочерью, а затем проводил время и со своей любовницей, и с Лукрецией одновременно.
   В 1492 году Родриго Борджиа стал Папой Римским Александром VI. Он официально усыновил всех своих детей. При этом он неоднократно заключал браки Лукреции, но от себя ее не отпускал, объясняя это тем, что невеста еще не готова жить со своим мужем, хотя той было уже 14 лет- возраст, допустимый для замужества в средневековой Италии. Зачем ему было отпускать ее от себя, ведь он сам с удовольствием пользовался ее телом и любовью.
   В это время из университета вернулся Чезаре, и они с Лукрецией снова стали любовниками. Но вели они  себя так вызывающе, не скрывая своих чувств на людях, что их младший брат Джованни приревновал Лукрецию к своему старшему брату, и Лукреция, не желая их вражды, отдалась и второму брату.
   Александр VI, узнав о том, что его дочь близка со своими братьями, не стал ревновать ее к своим сыновьям, все они были одной семьей Борджиа.
   Вскоре по городу поползли слухи о нравах этой замечательной семейки. Слухи- слухами,  но  окружающие боялись эту семью: после приглашения к ним на пир  многие неугодные гости умирали от таинственного яда "кантарелла", секрет которого знали только Борджиа. Кроме того, братья самолично убивали неугодных им людей и насиловали всех понравившихся им женщин.
  Так был убит предпоследний муж Лукреции, в которого она влюбилась, потому что он мешал семье Борджиа всем одновременно ее любить. Так же поступили и с ее возлюбленным, от которого она родила ребенка. Семья Борджиа не хотела делить Лукрецию с другими мужчинами.
  Она вынуждена была смириться. Лукреция  всегда царила на их оргиях, лежа на подушках между обнимающими ее отцом и старшим братом.( Младшего брата Джованни к тому времени убил его старший брат Чезаре! Вот такая семейка!)
   Преступления Борджиа переполнили чашу терпения тех отцов церкви, которые не желали видеть престол церкви оскверненным.Одним из них был кардинал Корнето. Из исторических документов известно, что он пригласил к себе на семейное торжество Александра и Чезаре. Вино, подававшееся за столом, было отравлено ядом "кантарелла". И все пили это вино, чтобы Борджиа ничего не заподозрили. Ради того, чтобы избавиться от этого семейства, Корнето и члены его семьи  готовы были тоже принять смерть.
   Александр VI умер на следующее утро, многие родственники кардинала Корнето умерли тоже. Чезаре выжил, но вскоре погиб в бою.
   Лукреция в четвертый раз вышла замуж и родила последнему мужу шестерых детей, всего у нее было восемь детей. Умерла Лукреция Борджиа в возрасте тридцати девяти лет от родильной горячки. Единственным словом, которое она повторяла до последнего мгновения, было имя ее старшего брата Чезаре, которого она, наверно, любила.
Любила ли она своего младшего брата и отца или она стала игрушкой в руках своей развратной семьи? На ее могильной плите высекли такие слова:
«Здесь покоится Лукреция Борджиа, дочь, жена и невестка папы Александра VI».
   Инцест в этих отношениях налицо, его не оправдать никаким вмешательством высших сил и богов.
   Как же обстояло дело у нас на Руси? Оказывается, в языческой Руси эротические обряды были очень популярны. В определенные дни практиковался групповой секс с участием родственников. Пережитки промискуитета отражены в  празднике Ивана Купалы, когда  члены общины раздевались и бегали по лесам, вступая в соитие, кто с кем хочет.
Со временем промискуитет заменился брачными отношениями.
   В этом рассказе не предполагается глубокое рассмотрение перехода от полигамных  групповых отношений к моногамным, будет лишь коротко изложено, почему это произошло.
   Раньше человечество занималось собирательством.  С появлением охоты человек стал есть белковую пищу, мозг его стал увеличиваться, ребенок и его мозг тоже увеличились в размерах. Так как он больше времени оставался беспомощным, его  надо было выкармливать до одного года и более, а это занимало много времени. Одной женщине сделать это стало трудно. Тем более,  что пра-женщине  для рождения ребенка нужно было лишь одно зачатие в год, поэтому она интуитивно стала выбирать  самого здорового и высокорангового мужчину, который будет кормить ее и  чадо. Для нее отпала необходимость отдаваться нескольким разным мужчинам, чтобы кормиться.   
   В свою очередь мужчина для продолжения потомства стал выбирать самую лучшую и репродуктивную женщину. Стремление к лидерству в выборе сексуального партнёра привело к  естественному желанию наших предков зафиксировать так называемый брачный союз.
   Итак, эпизодическое сожительство со многими партнерами заменилось  парным браком. Но эти отношения еще не были тем, что мы называем браком в современном понимании этого слова.
   Вначале отношения строились по типу: кому принадлежит власть. По критериям престижа и власти выделяют такие типы семей, как матриархальная, где власть сосредоточена в руках жены-матери, патриархальная, в которой власть безраздельно принадлежит мужу, эгалитарная - муж и жена обладают одинаковым объемом прав.
   Вначале рассмотрим более древний тип отношений, где власть была сосредоточена в руках женщин. 
               


Рецензии
После политической сферы и юриспруденции (которая, впрочем, является частью внутренней политики) на третье место по количеству изрыгаемой людьми и нелюдями лжи я бы поставил сферу семейных взаимоотношений.
Сколько вранья плодится по поводу выдуманной верности партнёрам, любви к родственникам, сыновней и прочей почтительности, благополучия домашнего очага и т.д.!

Глеб Жеглов   28.03.2014 08:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.