Никакого уважения к возрасту... Фото Самира Алиева

Александр Хакимов

НИКАКОГО  УВАЖЕНИЯ  К  ВОЗРАСТУ...

Э с с е

Давно, ох как давно этот снимок Самира Алиева, фотокорреспондента и моего друга, не даёт мне покоя. Три каспийские миноги, висящие на веревке вместе с бельем на балконе бакинского дома...  Не знаю, как других, а меня этот сюжет наводит на кое-какие размышления. И на биологические (я по основной профессии биолог), и не только.
Впрочем, начать придётся издалека.
...Вы поймали на удочку бычка и селёдку; вы купили на рынке щуку или сома; вы, в конце концов, вскрыли консервную банку с камбалой или лососем... Привычная картина, не правда ли? В любом случае, вы твёрдо знаете, что такое рыба. Пусть даже форма её бывает самой разной – плоской, как у камбалы, или снарядоподобной, как у сазана; змеевидной, как у угря, или жабовидной, как у илистого прыгуна; тарелкообразной, как у дискуса, или зубасто-страховидной, как у глубоководного удильщика – это безразлично. У любой рыбы (знаете вы, даже не будучи биологом) есть чешуя, есть плавательный пузырь, есть жаберные крышки, есть рот, умеющий широко раскрываться благодаря наличию челюстей... И ещё: в середине каждой рыбины есть позвоночник, ибо она относится к позвоночным тварям Божьим, как и лягушки, и ящерицы, и всякая птица, и собака, и обезьяна, и, простите, человек.
Но рыбы далеко не всегда были такими.
Давным-давно, около 500 миллионов лет назад, в геологический период, который ученые называют  «кембрием», суша была практически пуста, зато моря и океаны буквально кишели живыми организмами. Особенно насыщены жизнью были мелководья с илистым дном, прогретые солнцем. Тогда-то и появились первые на Земле рыбы, и, клянусь, если б вы их увидели – то никогда бы не признали за рыб! Уже в те времена на мелководьях водились жестокие хищники – громадные спруты и гигантские ракоскорпионы. Поэтому – такова Жизнь! – первые рыбы уже обладали крепким панцирем. Они напоминали громадные угловатые чемоданы или сундуки с гибким мощным хвостом. Ростом с быка, эти чудища не были хищниками – ползали по дну, тихо-мирно жрали ил, пропуская его через себя. При опасности следовал сильный удар хвостом – и панцирная рыба «взлетала», а потом медленно опускалась на дно уже на приличном отдалении. Все они вымерли, сохранившись лишь в виде окаменелостей. Лично мне эти рыбы всегда напоминали чем-то громадных жуков: твердая наружная броня и никакого тебе позвоночника внутри.
А в период «ордовика»,  около 450 миллионов лет назад, появились первые миноги. С эволюционной точки зрения, это был значительный шаг вперед – по сравнению с глотающими ил «сундуками». Таким образом, минога является прародителем всех современных рыб и, вместе с тем, предком всех позвоночных животных, ибо внутри миноги есть хорда – тонкий эластичный стержень, проект будущего позвоночника... Прошли миллионы и миллионы лет, а миноги дожили до наших дней и не особо при этом изменились. Правда, есть в характере миног нечто такое, что вызовет у большинства из вас справедливое возмущение («правильно их на веревку повесили!» - скажете вы). Миноги присасываются ртом к какой-нибудь рыбе, иногда даже к крупной, и неделями терзают добычу, кусочек за кусочком. Таков способ миножьей охоты. Но можно ли их за это осуждать? Потребность поедать друг друга возникла не вчера и даже не позавчера, этим вынуждены были заняться ещё самые первые амёбы! Впрочем, наша-то, каспийская минога, не столь кровожадна, она питается водорослями и трупами рыб...
Странное это существо, минога – рыба, похожая на змею, рыба с круглой зубастой присоской на конце морды, рыба с дырками на месте жабр, рыба с одной-единственной ноздрёй, зато с тремя глазами (правда, третий глаз слабоват и способен лишь отличать свет от темноты, но всё же...).  Глянешь на такое чудо Природы вблизи – Господи, да это ж чистый Чужой из фантастического кинобоевика Ридли Скотта! Не то что жрать эту рыбу – смотреть на неё тошно!
Но – едят. Человек, всеядное существо, жрёт ещё и не такое.
Казалось бы, почтенный эволюционный возраст миноги должен обеспечивать ей  должный почёт и какую-никакую неприкосновенность. Но что делать? человек хочет есть. И ловит в пищу и тварей земных, и птиц небесных, и рыб морских. Не миновала сия участь и миног, какими бы древними и замечательными они ни были. Осенью и зимой каждого года каспийские миноги покидают солёные воды Хазара и идут на нерест в воды рек. Либо в великую Волгу, либо (что более патриотично) в Куру и Аракс. Рыбаки, нечувствительные к такому интимному таинству в жизни миног, как страсть к размножению, используют древний рыбий инстинкт в своих корыстных целях. В феврале, марте и апреле (когда у миноги самый ход), по ночам, поперёк рек – в середине их, в самой стремнине – натягиваются мелкоячеистые сети-черпалки. Утром собирается добыча. Её готовят в пищу – например, жарят, маринуют или коптят (не пробовали копчёные миноги? Вкуснотища!). Правда, пророки иудейские и мусульманские предостерегали истинных иудеев и истинных мусульман от употребления в пищу рыб, не покрытых чешуёй – а миноги относятся как раз к таким. Современные медики и гигиенисты пытаются подвести под этот запрет научную базу: дескать, пророки, люди умные и предусмотрительные, знали, что в жарком климате рыба без чешуи очень быстро портится и становится ядовитой... Хотя  современные иудеи и мусульмане далеко не всегда следуют заветам праотцев и пророков. Как в том знаменитом анекдоте - когда у татарина спросили: «Правда ли, что истинному мусульманину нельзя есть свиное сало?», тот ответил: «Вообще-то нельзя, но если запить кусок сала стаканом водки – то можно...» Как говорится, семь бед – один ответ. Вот я и спрашиваю – вы не пробовали маринованные миноги?..
И, возвращаясь мыслями к снимку, вздыхаю сокрушённо: одни из самых древнейших рыб на Земле, ветераны, можно сказать, эволюции, своеобразные долгожители... и висят, убитые, на банальной верёвке, по соседству с сохнущими простынями! Проза жизни. И – никакого уважения к возрасту!
Впрочем, если вы думаете, что в других странах дело обстоит иначе, то сильно  ошибаетесь. Всю середину двадцатого века ученые искали кистеперую рыбу латимерию. Эта удивительное существо, полурыба-полуящер ростом с человека, считалась полностью вымершей 70 миллионов лет назад. Но в 1939-ом году в руки южноафриканского ученого, профессора Смита попал экземпляр, случайно выловленный в Индийском океане, у берегов Юго-Восточной Африки. Это было невероятно, но это был факт. Профессор Смит принялся за поиски. Но, несмотря на его упорство, прошло целых 14 лет, прежде чем ему попался второй экземпляр латимерии. Позднее этих удивительных рыб поймано было множество – они и не думали вымирать, а преспокойно жили себе в глубинах океана близ Коморских островов, у берегов Мозамбика. Но самым поразительным фактом во всей этой истории для меня стало то, что жители Коморских островов, оказывается, давно знали о существовании этой рыбы, успешно ловили ее и, абсолютно не подозревая об её уникальности, простодушно использовали крупную, шершавую чешую латимерии... для зачистки велосипедных камер, вместо дефицитного в тех краях наждака! Вот вам и «живое ископаемое»! Никакого уважения к возрасту, ну абсолютно никакого...

                Баку, 24 июня 2011 г.


Рецензии
Позновательно - давно не читал научпоп. Мягкий юмор добавил литературной пряности этому сочинению.

Алиметдинов Ринат   24.06.2011 15:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.