ЕГЭ - взгляд изнутри

ЕГЭ — взгляд изнутри.

Вот уже который год кипят страсти вокруг Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). Сторонники и противники приводят различные аргументы в отстаивании своей точки зрения. Чиновники от образования упирают на то, что появился реальный механизм контроля знаний учеников и работы учителя, что увеличился шанс ученика с периферии поступить в престижный вуз, и наконец, что ликвидированы условия для коррупции при приеме в вузы. Попробуем разобраться, так ли это с позиции стороннего наблюдателя, имеющего некоторое отношение к школе, и не плохо знающего эту кухню изнутри. Так как я не отношусь к преподавательскому составу, но в то же время тесно общаюсь с преподавателями и руководством школы, постараюсь остаться не предвзятым наблюдателем, и постараюсь взглянуть на проблему ЕГЭ с точки зрения простого технаря, которому не безразлично положение дел в современной школе.
По воле случая судьба тесно связала меня с образованием: сестра педагог с большим стажем, некоторое время работала директором школы, дочь вот уже десяток лет трудится учителем в сельской школе, сестра жены свыше тридцати лет работает преподавателем. В общем, большую часть жизни меня окружали педагоги, искренно преданные своему делу, а в последнее время преданные своим руководством. Так получилось, что под занавес жизни пришлось и мне окунуться в народное образование, в начале, чтобы помочь сестре, а потом просто потому, что не было выбора — в наше время в глубинке найти работу весьма не просто.
Итак, после небольшого лирического отступления вернемся к теме нашего разговора и попробуем разобраться, так ли уж нужен ЕГЭ, как за него ратуют чиновники от образования. Начнем с последнего пункта, а именно, что ликвидированы условия для коррупции при приеме в  вузы. Так ли это? Посмотрим на данные статистики: в России свыше 50 тысяч школ и свыше1300 вузов. Таким образом, школ в сорок раз больше чем вузов, соответственно, во столько же раз увеличивается коррупционный шанс при сдаче экзамена. В нашем городе четыре школы, ЕГЭ проводился в двух из них, часть не обязательных экзаменов проходила в других городах района и даже области, поэтому соотношение школ к вузам уменьшим на 2\3. Получаем, что пунктов приема экзамена (ППЭ) все равно в 10-15 раз больше чем вузов.
При проведении экзамена введен тотальный контроль, чтобы исключить списывание и подсказки, в каждый пункт приема экзамена направлен контролер от образования и еще куча общественных наблюдателей из народа. Прошедший экзамен показал — списывают, подсказывают и не всегда бескорыстно. Получается, что цель искоренить коррупцию при приеме в вузы не достигнута, а наоборот увеличена в десять раз, ведь именно во столько раз больше ППЭ. Впрочем, чиновники не в накладе, ведь им отведена почетная роль, быть контролером, а значит, очень нужным человеком. А может было бы проще направить их контролерами в вузы при сдаче вступительного экзамена? Ни в коем случае, ведь тогда их количество пришлось бы уменьшить в десяток раз, а это сильно отразится на занятости населения.
Теперь немного про материальную составляющую Единого Государственного Экзамена. При проведении ЕГЭ в школы поставляются Контрольно Измерительные Материалы (КИМ). Отпечатанные типографским способом, с системой защиты и упакованные в специальные конверты, они стоят не малых денег, а это всегда хорошо для чиновника, ведь чем дороже товар, тем больше на нем можно наварить(украсть) — закон российского бизнеса. Но ведь и КИМы тоже нужно кому-то готовить. Над этим трудится (кормится) целая плеяда талантливых специалистов, и, надо думать, не бесплатно.
Теперь сам экзамен. Как техническому специалисту, мне уже два года подряд пришлось принимать в нем участие, поэтому я знаю об этом не понаслышке. Как это проходило в нашем ППЭ. За два дня до экзамена сверху поступила команда подготовить компьютер и принтер для проведения ЕГЭ. Причем, компьютер желательно современный, а не то Г..., что обычно имеется в школах, и обязательно с операционной системой Windows, так как Линукс, программа, поставляемая для проведения экзамена, на дух не переносит. После предыдущей инициативы президента о переводе всех компьютеров в образовании на свободное программное обеспечение (Линуск), это особенно актуально, потому как найти Windows в школе достаточно проблематично. Впрочем, это тема отдельного разговора.
Принтер тоже должен быть со свежим картриджем, так как работы ему предстоит много, а учитывая скромный школьный бюджет, это часто бывает проблематично. В прошлом году нам пришлось на время отдавать свой принтер в другой ППЭ, так как там принтеров не оказалось, а у нас новая школа с современной комплектацией, так что пришлось делиться. В этот раз обошлись без нас, использовали новый компьютер, который на время забрали у секретаря. Это оказался единственный компьютер с Windows, на всех остальных стоит Линукс.
Итак, компьютер подготовлен, приготовлена пачка бумаги (500 листов), экзамен начался.
Впрочем, еще нет, за два часа до экзамена собрался обслуживающий экзамен персонал: проверяющие, наблюдающие, обслуживающие. Народу немного, человек 15-20, остальным в школе делать нечего и они получили свободный день — можно заняться своими делами.
За полтора часа до экзамена (раньше нельзя — ferboten) запускаю программу, вношу общественных наблюдателей и делаю рассадку учеников. После этого запускаю сформированные документы на печать и, после непродолжительной борьбы с глюками программы, извожу добрую четверть приготовленной бумаги — вот теперь экзамен действительно начался, потому, как без бумажек экзамен не начнется.
Вы думаете, на этом материальные издержки ЕГЭ закончились? Ничего подобного, теперь они начинаются у учителей, задействованных на проверке КИМов. Собственно, они начались еще раньше, когда они вынуждены были ездить за 200 верст на курсы по обучению проверке, теперь им так же несколько дней подряд придется ездить проверять работы, вставая чуть свет и возвращаясь, когда все порядочные люди уже ложатся спать. Семья, дети при этом уходят на второй план — главное вовремя успеть проверить ворох бумаг, не сделав при этом ошибок.
Сколько денег и нервов стоит проведение ЕГЭ для казны и учителей мы разобрали, посмотрим, во что это обходится ученикам. С нервами все понятно, любой экзамен это всегда стресс, однако, одно дело, когда сдаешь экзамен в родных стенах, каждая трещинка которых тебе знакома, другое дело, когда сидишь в незнакомом классе, перед незнакомым преподавателем. Особенно, когда это первый в твоей жизни экзамен. Помнится, в свое время я предложил сестре сдавать в МГУ, благо там были экзамены на месяц раньше. Аргументы были такие: даже если не сдашь, то наберешься опыта, узнаешь что это такое — приемные экзамены в вуз. И это ей здорово помогло в дальнейшем.
Могут возразить, что ЕГЭ облегчает задачу ученика, сдавать нужно только один раз, и перед тобой открыта дорога в любой вуз. Думаю, что это не верно — ребенку нужно давать право на второй шанс. Первый экзамен это всегда школа — школа жизни. Относительная неудача на выпускном экзамене заставляет мобилизоваться, подтянуть отстающие знания и лучше подготовиться к поступлению в намеченный в вуз. Намеченный, а не как сейчас, лишь бы в какой, но поступить.
Легче ли ученику с периферии стало поступить в престижный вуз, как об этом заявляют чиновники? Тут мне думается все от лукавого. Что мешает наладить контроль за поступлением в вузы так, как  это организовано для сдачи ЕГЭ? Вузов у нас меньше чем ППЭ, поэтому такой контроль организовать проще. Тогда ученики с периферии, если они обладают достаточными знаниями, без проблем смогут поступить в любой вуз, если там будет налажен соответствующий общественный  контроль.
Что мешает перенести ЕГЭ на вступительные экзамены в вуз? Тогда ученик, не набравший нужного количества баллов в этом учебном заведении, может попытаться с этими результатами поступить в другой, где проходной балл меньше. Вполне вероятно, что кто-то решит сберечь свои нервы и вообще пока не захочет никуда поступать, тогда зачем ему нужен Единый Государственный Экзамен? А если он решит поступать через десять лет, ему снова нужно будет сдавать ЕГЭ, или он получает индульгенцию на всю оставшуюся жизнь? Вопросов больше чем ответов.
И еще один последний вопрос, который чиновники увязывают с Единым Государственным экзаменом — как проконтролировать учителей? Ответ до безобразия прост — а так ли нужно контролировать работу учителя. За долгие годы общения с учителями, я не перестаю удивляться их терпению — каких только экспериментов над ними не ставили. Послушаешь наших руководителей, каждые полгода учителям повышают зарплату, и в то же время, чтобы жить, а не выживать, они вынуждены, забывая про собственные семьи, брать по две ставки. А потом, придя домой, проверять тетради, готовиться к следующему дню. Посмотрите, кто остался работать в школе. Средний возраст учителей нашей школы за сорок лет, молодежь не стремится в школу, не смотря на наличие вакантных мест. Что ждет молодого учителя в школе: мизерная зарплата, работа круглые сутки (любимое выражение нового директора - «У вас не нормированный рабочий день»), и заполнение огромного количества никому не нужных бумаг. А еще огромная ответственность, абсолютное бесправие  и унижение, когда учитель отвечает за все – за не выученные учеником уроки, за разбитые носы и коленки.
В школе остались только преданные, отдающие всю душу своему делу, люди. Над ними не нужен тотальный контроль — совесть учителя, лучший контролер. Впрочем, если и окажется в школе нерадивый педагог, школьный коллектив всегда найдет способ избавиться от такого «специалиста», а все ЕГЭ, ГИА, это лишь жалкая попытка чиновников показать свою нужность и незаменимость.
Вот такой, немного сумбурный, взгляд изнутри на ЕГЭ и современную школу, получился у меня, как стороннего, но не равнодушного, наблюдателя. Думаю, что большинство учителей меня поддержат и тоже скажут: «Хватит экспериментов, дайте спокойно работать».


Рецензии
Всё правильно на 100%. Читала, что в вузах и сейчас берут денежки за поступление, не смотря на это самое ЕГЭ. И поступают на бюджет именно обеспеченные, у которых родители заплатили за это.Нужно вернуть прежнее образование. По крайней мере меньше нервотрепки и учителям и ученикам. Что - то специалисты из вузов умнее не выходят и всё там построено тоже на деньгах. Хочешь три балла, плати и не сдавай зачет и экзамен. Да об этом и так все знают.Всего наилучшего.

Галина Рязанова   15.12.2016 12:44     Заявить о нарушении
Галина, похоже, что-то начинает меняться, но пока очень медленно и не всегда в лучшую сторону. Да и профессию учителя опустили настолько, что молодежь не хочет идти в школы. У меня две племянницы заканчивают педвуз, но говорят, что в школу пойдут только если не найдут ничего более спокойного и денежного.
С уважением. Ник.

Никандр Пупкин   15.12.2016 19:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.