Аудиокниги и роль эмоционального содержания художе

Локиев А.А. Аудиокниги и роль эмоционального содержания художественной литературы в развитии личности//Психология и педагогика чтения: Сборник материалов. – СПб.: Изд-во «Лема»,2009. – С.20-23.

   Сегодня можно слышать много рассуждений об отношении к аудиокнигам. Доподлинно известно, что после высказывания В. В. Путина о том, что в машине по пути в кремль он слушает аудиокниги, скачивание их с серверов увеличилось на порядок. Поэтому если сегодня человек сидит в наушниках, то это не обязательно означает, что он слушает музыку – возможно он сопереживает героям аудиокниги.
   Чтобы вынести суждение о пользе или вреде этого новшества, давайте психологически проанализируем влияние аудиокниг на психику человека, и в первую очередь на его развитие.
   Абрахам Маслоу(8) указывает на то, что причиною всех невротических заболеваний является отказ человека от творческого (креативного) развития, из-за чего человек остаётся «недовочеловеченным». К сожалению, сегодня понятие креативное развитие сильно скомпрометировано. Его часто приравнивают к рекреативному – восстановительному процессу. Хотя вышеназванные процессы и плотно связаны, т. к. один не может быть задействован без другого, но и здесь следует отличать восстановительный (рекреативный) процесс от разлагающего – регрессивного процесса, который выдаёт не стимул к развитию в другой деятельности, а исключительно утомление.
   Нас интересует, в чём заключается восстановительная и развивающая работа чтения художественной литературы? В первую очередь – это возможность переменить эмоциональное состояние, полученное на работе или в быту. Читая книгу, мы сопереживаем героям, проникаемся их эмоциональным миром. Суждение о достоинствах книги не в последнюю очередь зависит от того, каким многогранным и реалистичным нам удалось вообразить внутренний мир героев. От этого же зависит и то, насколько легко читается книга. Итак, восстановительная функция в данном случае заключается в возможности сменить эмоциональную обстановку. Однако здесь мы подходим к очень важному парадоксу – одна и та же книга по разному воспринимается читателями. Одним она может казаться увлекательной и интересной, другим скучной и тяжёлой для чтения. Более того, на разных этапах жизни одного читателя одна и та же книга может восприниматься и как скучнейшая, и как захватывающая. Автору этой статьи не раз приходилось слышать: «Несколько лет назад пытался её читать – не смог – тяжело, а вот недавно попробовал – так увлекательно!» В чём причина подобного внутреннего дифференцирования  по отношению к художественной книге? Каждый человек имеет свой эмоциональный мир, который в процессе жизни изменяется и увеличивается. В первую очередь это происходит через речь. Как объясняет известный французский психиатр Жак Лакан(5), слово обладает двойной природой: знаковой (обозначает какой-либо предмет или явление) и звуковой – эмоциональной, через которую мы передаём наше отношение к предмету или явлению. Так и словарный запас человека следует определять на двух уровнях: как количественное многообразие слов – обозначений чего-либо; и богатство эмоциональных выражений каждого слова. Человеку, непривыкшему к звуковому многообразию слов, будет сложно построить эмоциональный мир художественных героев. Так будет, например, у людей привыкших говорить на сленге, в котором существует жёсткая звуковая заданность произношения (вспомните как произносятся: «в натуре», «конкретно» и пр.).
   Кроме этого возможны и медицинские проблемы с развитием речи, способные затруднить развитие второго уровня речевого запаса. В качестве примера приведём один весьма показательный случай. У девочки десяти лет были отклонения в речи – говорила быстро и неразборчиво (заболевание – тахилалия). Как ни пытались логопеды научить ребёнка говорить медленно, эффекта за три года не было. В чём же причина подобной неудачи специалистов? Во-первых, следовало отказаться от попыток заставить девочку говорить медленно (упражнения на распев вызвали устойчивое неприятие к пению вообще). Вместо этого стоило создать для ребёнка СТИМУЛ – говорить ВЫРАЗИТЕЛЬНО. По советам логопедов мама пыталась заставить девочку читать вслух (по сорок минут в день). Девочка десяти лет готова была готовить, подметать, мыть посуду, но не читать. Это было вполне естественно, т. к. у неё не было для чтения достаточно богатого осмысленного и бессознательного звукового словарного запаса. Т. е. ребёнок читал ничего не значащие для него обозначения. Это, как если человека, далёкого от физики, заставить читать узкоспециализированные научные статьи какой-либо области этой науки. Прочесть он прочтёт, но, во-первых, намучается, а во-вторых, совершенно не приобретёт ничего полезного, т. к. будет читать пустые для него вещи, ничего не значащие слова.
Интересно, что мама девочки неплохо владела ораторским искусством, достаточно хорошо читала стихи и пела романсы. Автор статьи посоветовал маме почитать дочери вслух что-то, что могло бы быть интересным всем членам семьи, так как это придало бы дополнительный эффект – ребёнок легче воспримет семейное чтение, если увидит, что оно нравится всем. Не стоит заниматься чем-то только ради ребёнка, если он почувствует неискренность, то произойдёт сильнейшее отторжение.
   После первого же вечернего чтения девочка вместе с папой(!) – создание общности – стала готовить, убирать, и прочее – «чтобы мама вечером почитала». Папа, как выяснилось, также имел речевые расстройства, поэтому сам читать не мог.
Надо сказать, что выразительное чтение вслух обращается к такой функции сознания, как фантазия, которой в книге К. Г. Юнга «Либидо, его метаморфозы и символы»(9) придаётся значение отличительной черты человека от животного. Юнг обозначает сложные взаимосвязи, между речью и воображением, которые позднее были использованы во врачебной практике  Жака Лакана(5).
   При просмотре фильмов, где задействуется визуальное восприятие, на которое приходится 70% психической энергии, подобной активизации воображения не происходит, вся энергия уходит именно на восприятие, фантазия практически не задействуется. Чтение и слушание требуют от сознания задействовать активное воображение, без него художественный материал не сможет быть воспринят. Развивается воображение – развивается сама личность, а, следовательно, так или иначе, изменяется большинство её психических характеристик. Таких как общительность, взгляды на семью, друзей, учёбу, и другое.
   В семье, о которой шла речь выше, не приходилось ожидать быстрых результатов. Однако, зайдя к ним через месяц и завязав разговор о прочтённой вслух мамой книге, автор статьи был поражён тем, что девочка заговорила о героях книги хотя и всё так же быстро, но не «на одной ноте». Т. е. появилась определённая выразительность, что указало на возможность дальнейшего успеха в разносторонности чтения, когда круг тем, поднятых в книгах, перестанет быть отдельным от реальной жизни.
   Ещё через месяц у девочки пошли хорошие оценки по чтению, и по отзыву классного руководителя – «появились новые позитивные стороны в отношениях с классом». Это можно объяснить тем, что с человеком, который говорит эмоционально выраженно, легче общаться, если это не выражение агрессии. Дети же ориентируются в основном по эмоциям, и просто не могут принять человека в «речевом футляре» – в нашем случае это была монотонность и быстрота речи.
   Здесь уместно будет ответить на вопрос: стоит ли читать детям классику? – Стоит, если круг восприятия расширился до весьма значительных размеров. Если механизм фантазии или воображения уже подготовлен к работе с такими сложными эстетическими структурами, которые передаёт классическая литература. Формалисты могут спросить, а подготовят ли популярные лёгкие для чтения авторы человека к восприятию классической литературы. Ответ на самом деле лежит на поверхности. Во-первых, альтернативой предлагаемой формалистами является отсутствие подготовки как таковой, а во-вторых само понятие подготовки следует понимать как работу с воображением в принципе. А главное же – это правильная расстановка акцентов: не человек живёт для того, чтобы читать классику, а классика существует с единственной целью – помочь в развитии человеку.
   А как следовало бы поступить, если в семье никто не умел бы выразительно читать?
Вот здесь мы и можем сказать о роли аудиокниг.
   Если в семье нет никого, кто бы мог выразительно читать книги вслух, то можно использовать аудиокниги, книги, прочитанные  мастерами-исполнителями и записанные, к примеру, в цифровом формате МР3. В случае, если никто из семьи не владеет достаточно мастерством чтения вслух, прослушивание МР3–книг в семейном кругу может стать очень полезным, но первым условием станет всё тот же общий интерес. Дополнительно можно добавить обсуждения прослушанного для закрепления звуковых форм. Ребёнок, да и взрослый – поневоле будут подражать голосам чтецов, но поскольку полное подражание невозможно, станут незаметно для себя вырабатывать свои звуковые формы, т. е. развивать звуковой словарный запас, обогащая эмоциональный внутренний мир.
   Также позитивно аудиокниги могут влиять на людей и при индивидуальном прослушивании. Т. к. многое из услышанного человек невольно повторяет про себя, как бы смакуя фразы. И часто непонятная эстетическая конструкция текста при прослушивании становится вполне осваиваемой.
   Этому же свидетельствует ещё один пример психокоррекционных возможностей качественного звукового исполнения художественной литературы:
У мальчика были отклонения в произношении некоторых букв, в семь лет в работе с логопедом произношение было нормализовано. Однако, произнося слова правильно, проговаривая все звуки в упражнениях, ребёнок не делал этого в обычной речи. Когда его поправляли – без труда произносил правильно.
   Причина заключалась в отсутствии эмоционально-аудиального значения этих звуков в речи для ребёнка, что было одним из факторов его активно формирующейся апперцепции. Значение это фиксируется на бессознательном уровне – уровне аудиального рефлексирования, и создать его искусственно практически невозможно. Однако демонстрация, а точнее включение сознания и бессознательного мальчика в информационное поле, создаваемое художественной литературой, апеллирующего к его проекциям на себя, изменило ситуацию, и ребёнок начал применять звуки в живой речи.
   Впрочем, даже если книга читается легко и увлекательно, читателю не следует пренебрегать аудиоверсией, так как в ней возможно обнаружить то, что было упущено при обычном чтении ввиду личных читательских особенностей (системы ценностной ориентации, мировоззрения и пр.). Так автор этих строк с удовольствием прослушал даже две аудиоверсии некоторых книг своих любимых писателей. Учитывая же тот момент, что аудиокнига лишь направляет читательское воображение, а не захватывает его полностью, как кино или театр, то в чём-то это даже более интересный вид искусства.
   Таким образом можно уверенно говорить о креативной роли аудиокниг.
   Здесь уместно оговориться – аудиокники не в коей мере не исключают традиционного чтения. Более того, они вполне способны развить к нему интерес у детей, а также не исключено, что и у взрослых, Автору известны случаи, когда, не дождавшись выхода в свет продолжения увлекательного романа в аудиоверсии, нетерпеливый слушатель незамедлительно превращался в читателя, чтобы утолить своё любопытство (признавшись, что ранее – до прослушивания аудиокниг – и не подумал бы взять в руки печатную книгу). Поколение, для которого чтение художественной литературы было одним из немногих способов провождения свободного времени, в условиях отсутствия компьютерных игр и собрания фильмов дома, здесь может вспомнить, как их родители или старшие братья начинали читать им в детстве книгу, а потом, когда видели интерес к ней говорили, что дальше будешь читать сам – способ был действенный!
   Несомненно, и то, что как печатные издания, так и аудиокниги должны выбираться и по содержанию, и по качеству воспроизведения на должном уровне. Но тут мы уже подошли к теме уровня и качества искуства вцелом, а это – огромная отдельная тема.

Библиографический список:
1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. – М.,2002. – 220с.
2. Выгодский Л.С. Психология искусства. – Минск: «Современное слово», 1998. – 480с.
3. Выгодский А.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. М.,2001. 368с.
4. Копытин А.И. Системная арт-терапия. – СПб.: Питер, 2001. – 224с.
5. Лакан Ж. Функции поле речи языка в психоанализе. М., 1995. 195с.
6. Лакан Ж. Телевидение. –  М.: ИТДК «Гнозис», Издатель¬ство «Логос», 2000. - 160 с.
7. Лаптева О.А. Динамика семантического сдвига// Поэтика. Стихосложение. Лингвистика. М.,2003. С.395-416.
8. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.:Евразия,1999. – 432с.
9. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 414с.


Рецензии
Есть ещё слепые читатели и слабовидящие - и это немалая аудитория. Они организованы в ВОС. Есть специализированные библиотеки, но вот оснащены они не очень, и им запрещено самим зарабатывать деньги производством аудиокниг.

Юрий Казаков   27.04.2013 10:42     Заявить о нарушении
Да, Юрий, вы правы. Для этой группы аудиокниги играют ещё более важную роль! А с библиотеками у нас ситуация вообще... мягко говоря ненормальная. На работу библиотек смотрят как на выдачу книг и только. А между тем методические центры при библиотеках могли бы выполнять намного более существенные функции. А при спец. библиотеках тем более! И конечно создание аудиокниг при библиотеках для слепых более чем уместно!

Андрей Локиев   27.04.2013 11:29   Заявить о нарушении
Вовсе не так, в библиотеках проводится огромная работа. Я имею в виду Орёл, и Москву, про другие города не знаю, так как там не бывал. Сам участвую, и поэтому знаю, о чём я говорю. БЕСПЛАТНО, добровольно в смысле. Библиотечные работники за малую зарплату. Но. Москва - столица, Орёл - областной центр, а в районах... В районные библиотеки не ходят люди. И спец библиотеки ВОС, тоже работают, но все они варятся в своём соку.

Юрий Казаков   27.04.2013 12:06   Заявить о нарушении
Так а что не так?
То что работа проводиться методическими отделами я знаю (по Питеру), а вот то что она не востребована в достаточной степени... к сожалению это тоже так. Только что проходила конференция "Чтение детей и взрослых" там об этом много говорилось.

Андрей Локиев   28.04.2013 14:31   Заявить о нарушении
А всё не так... - на ТВ, в театрах, на танцевальных вечерах и в ночных клубах. Библиотеки одни не в силах справиться с потоками маразма, что изливают СМИ. Учиться в некоторых школах уже опасней и вредней, чем вовсе в школе не учиться.

Юрий Казаков   28.04.2013 15:43   Заявить о нарушении
Ну с этим можно только согласиться!

Андрей Локиев   28.04.2013 16:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.