Донецк. Прощание с Украиной. Ч. Х

   Ещё немного истории. В 1989-1990 гг. правительством во главе с Н.И. Рыжковым и группой экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским параллельно были разработаны программы дальнейших экономических реформ. В сентябре 1990 г. Верховный Совет СССР поддержал более радикальную программу группы Шаталина - Явлинского ("500 дней"). В течение обозначенного срока предусматривалось проведение демонополизации, децентрализации и разгосударствления собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и т.п. Однако развернувшееся в стране массовое забастовочное движение из-за невыплат зарплат и пустых прилавков, противостояние центральной и местных властей не позволяли реализовать задуманное.

   В декабре 1990 г. правительство Рыжкова ушло в отставку. Совет министров был преобразован в Кабинет, подотчётный Президенту СССР, его возглавил В.С. Павлов. С целью нормализации финансовой системы новое правительство провело в январе 1991 г. денежную реформу, следствием которой была окончательная потеря доверия людей к центральной власти. Этому также способствовала инфляция и повсеместные перебои с товарами первой необходимости.

   Запомнилась мне эта денежная реформа Павлова. Она состояла в том, чтобы обменять денежные купюры наибольшего достоинства в 50 и 100 рулей, на купюры нового образца, дабы «уничтожить уже создавшийся тогда спекулятивный капитал, вывезенный за границу». Причём обмен шел только в объёме месячной заплаты, которую, естественно и выдали только крупными купюрами. На языке  экономике  это называется экспроприацией.

   Мы были как раз в очередной раз в Донецке, помним шум, беготню по коридорам обеспокоенного инженерного корпуса и галдёж по поводу обмена. Никто несколько дней не работал. Но обменивались купюры только по месту жительства, при этом писались какие-то списки строгой отчётности.

  Нам, командированным, зарезервировали обмен по возвращению в свой город, как об этом было прописано в законе о реформе целый механизм. А нам и менять-то особенно было нечего. Мы полностью выложили все свои деньги в покупку, как я писал - авто, да ещё пришлось занять. А вот с отдачей кредитов товарищам пришлось попотеть. Но тут «помогла» инфляция.

   Бог мой, как писать об этом  грустно и с тяжестью на сердце, вроде всё уже забылось.

  Все действия правительства было напрасны. Кризисный процесс в экономике становился нерегулируемым.


  Ещё раз  извини меня, читатель за такой раздел ПРОЩАНИЯ, мне кажется, уж и немногие очевидцы помнят всю последовательность развития этого процесса, что уж говорить о молодых людях, которым  не более 25 лет, для него это в лучшем случае история, полная непонятных выкрутасов. Да, собственно, нынешнему поколению всё это «до фени». Пишу я, в основном, не для них, а для тех, кто был непосредственным участников всех этих событий.

   Ну, а 2 января 1991 года мы получили новость в которую я долго не верил – розничные и оптовые цены были освобождены от государственного регулирования. В магазинах всё появилось, но цены стали такими, что даже с нашими новыми зарплатами купить что-то было делом практически мало возможным.

  19 августа 1991 года ряд советских руководителей создали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), пытаясь вернуть страну на рельсы социализма. Но тот поезд уже ушел без нас.
  Как результат – насильственное умерщвление Союза в декабре 1991 года. Россия и Украина стали отдельными самостоятельными государствами.

  Процесс "прощания" начался, "де юре" он уже состоялся, но "де факто"...

 Здесь практически излагается только внешняя канва событий, не входя в детали и глубины внутренней и внешней мировой политики, которая и была основной причиной нашего краха. Я пишу о тогдашнем восприятии нами процесса разделения СССР и Украины.

   Но на этом поездки в теперь уже независимую Украину, в наш любимый Донецк,  не закончились. На верхах было согласовано, что ВНИИВЭ по-прежнему несколько лет будет является испытательной, контрольной и разрешительной организацией для России – и это понятно, другой такой мощной, в России… попросту не было. Договоры по услугам мы оплачивали в советских рублях.  И работы по взрывозащите авиационного технологического оборудования пока по инерции шли.


На фото набережная Кальмиуса.

  Продолжение...http://www.proza.ru/2011/06/27/1168


Рецензии
В 1991 г. я была вынуждена уйти из разваливающейся, сокращаемой воинской части. Какое-то время работала у частника, но его буквально задушили непомерными налогами. Меняла место работы несколько раз, пока не восстановили в 2000-м воинскую часть. Обмен купюр тоже помню, мы с сотрудницей в это время были на курсах в Ставрополе. Она осталась практически без денег, потому что взяла для удобства крупные купюры, помогали ей все, кто могли.

Галина Вольская   14.01.2024 19:38     Заявить о нарушении
Благодарю за такую пространную рецензию.
Новых творческих успехов!

Федоров Александр Георгиевич   14.01.2024 19:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.