Дилетант

                "Я знаю, что я ничего не знаю"
                Сократ
               

Вячеслав  Леонидович Корчажкин, а для  близких  просто Славик, был  очень предприимчивым человеком. Он - дитя своего времени, ему чертовски повезло вовремя  родиться! Несмотря на молодость, он  не уставал  претворять   в жизнь свои идеи, замыслы,  зачастую утопические, что его совсем не смущало.
 Славик  давно считал, что живет не в той стране, что в нем не разглядели  божью искру, не  оценили его редкостный  талант!
   Уже в раннем  детстве Славик  был особенным ребенком. Первой это обнаружила  бабушка, обожавшая своего  «внучка»  какой–то  маниакальной страстью. Она ни раз  намекала  на  способности  внука, но родителям  не хватало времени для своего  «дитяти».
 Отец  был наладчиком и мотался по стройкам века: то Сибирь,  то Урал, то пески Кызыл Кума. Приезжая домой, он сажал  сына на колени и пробовал поговорить с ним  по-мужски, но Славик  рвался из его железобетонных объятий  к бабушке.
Мать была директором школы,   ее жизнь строго подчинялась  директивам минпроса.  Бабушка  осуществляла воспитание внука  и  организовывала досуг Славика как могла.
Будучи ребенком,  Славик никогда не ломал игрушки! Он долго и пристально  рассматривал мягкую игрушку, изучал ее со всех сторон, просил  разрезать ножничками по шву и исследовал внутренности.  Утолив   любопытство, Славик  велел  зашивать зайца или медвежонка.
В школе у Славика обнаружились математические способности.
 Невзирая на уже имеющиеся в научном мире открытия, Славик изобретал свои доказательства, выводил свои формулы,  применял их для решения  задач и уже мысленно присваивал  «свежеиспеченным»   формулам свое имя.
 - Ведь существует же теорема Пифагора, теорема Вита, бином Ньютона,- думал он,- пройдет  несколько лет, и учащиеся будут ссылаться на мои теоремы. Только вот имя надо придумать  позвучнее:  «Теорему Корчажкина» ни один ученик учить  не станет.
Своими открытиями  Славик очень  досаждал учителям математики и  изрядно портил им жизнь. Решение пустяковой задачки у него занимало три тетрадных листа.
Расстроившись после очередной двойки за домашнюю работу, он шел к учителю выяснять отношения.
  Учитель математики Фай Шагидович был еще и завучем  школы, дел у него, естественно,  было выше крыши, и  юное математическое  дарование его всегда  раздражало. Завидев Славика, математик морщился, как от зубной боли.
-Что на этот раз, коллега? - В слово  «коллега» он вкладывал не одну  пилюлю  сарказма.-
 Послушай, Корчажкин, теорема Пифагора существует уже не одно столетие и всех она устраивает!  Зачем изобретать  велосипед? -  пытался  урезонить самонадеянного  гения учитель математики.
- Но ведь мое решение логически  верное!
- В математике ценится краткий путь. Решение данной задачи уместилось бы на полстраницы, а у тебя  оно заняло три листа.
-Вы не правы, я с Вами не согласен! - Славик заплакал.- Исправьте мне оценку! Почему Вы не справедливы ко мне? Дурам ставите четверки, а мне двойки! Я буду жаловаться!
Возможно, в словах Славки и была правда, но «дуры» не мучили учителя открытиями  и не городили огород из квадратных корней.
  Эти слова подлили масло в  конфликт.  Тихая  война между учителем и учеником разгорелась не на шутку. Математик  не скрывал  своей неприязни к ученику. А Слава - доморощенный гений - продолжал  консультироваться у других математиков. Он искал справедливость у директора школы, а  затем пошел искать правду в районо, куда правдоискателя сопровождала  изрядно одряхлевшая, но готовая сражаться на баррикадах справедливости  бабушка.
Что решил совет районо, мы не ведали. Но для всех было неожиданностью, когда Слава перешел в вечернюю школу. В  ней он закончил 9,10 классы, а мы продолжали  «грысть гранит науки» еще в 11 классе. Будучи студентом политеха, Славик  сдавал зачеты и сессии, а мы выбирали вуз по своим возможностям – умственным и материальным.
Из школьного заморыша, гадкого утенка,  Славик  давно превратился  в  высокого светловолосого юношу и не раз ловил на себе откровенные взгляды симпатичных однокурсниц.
 Оставаясь верным себе,   продумывать и просчитывать каждый шаг, он и в  институте  не промахнулся, предложив руку (насчет сердца - не скажу!)  дочери декана, бесцветной девице с  конопушками  на носу  и  толстыми губами. Правда, ограничился гражданским браком.
В институте он продолжал   заниматься математикой. На заседаниях студенческого научного общества он сделал несколько докладов, чем обратил на себя пристальное  внимание профессорско-преподавательского состава и судьба его была решена -  Славика оставили на кафедре, как весьма перспективного в будущем ученого.
Но  преподавал он недолго. Славик понял,  что кроме любимой математики в жизни есть масса вещей, которые  так приятно греют душу. Это материальная основа- квартира, машина, отдых  у моря, не дикарем, а на  фешенебельных курортах  и многое  другое. Для преподавателя высшей школы с весьма  скромным жалованием  -  это утопия. А связываться со студентами, снимать богатый урожай  во время  сессий – это чревато последствиями, на тот момент в институте имелось немало  ярких примеров.
  Все течет, все меняется! Весь мир был уже  окутан паутиной интернета, а  в нашей стране компьютерная грамотность только зарождалась.   По Бисмарку: «Русские медленно запрягают, но быстро ездят». Так и здесь! Началась  интенсивная компьютеризация всей страны! Компьютеры уверенно входила в нашу жизнь!  Славику казалось, что он поймал за хвост счастливую звезду! Он  «заболел» компьютером!
Пришлось покинуть стены  альма-матер и перейти в школу, учить недорослей математике и информатике.
 Репетиторство в  школе -  дело обычное, и оно  приносило ощутимый доход. В рацион его  любимой кошки  Маркизы  вместо противной ливерной колбасой  прочно вошел   вискас.
Вячеслав Леонидович был пионером  в  организации  коррекционных групп  по математике, физике, информатике. Конечно, за умеренную плату. Но даже умеренная плата  превращается в приятный, ласкающий слух,  шелест ассигнаций. Не надо сидеть один на один с хроническим троечником, держа яблоко в руке,  и втолковывать  ему  Закон всемирного тяготения.
В коррекционной группе сидят  15-20 учащихся и если учесть, что каждый принес по рублику за занятие -  это уже что-то!
В век компьютеризации отчеты  учителей оформлялись  на компьютере. Далеко  не все  учителя освоили нанотехнологию, и далеко не у всех учителей были компьютеры, ибо скромные  тарифные ставки не могли угнаться за техническим прогрессом.
Славик щедро предлагал свою помощь коллегам и опять-таки…. за  умеренную плату.
Он вошел в доверии администрации школы, предложил свои услуги в составлении расписания занятий.  «На компьютере - это легко!»- уверял он директора школы и тот 
не мог устоять перед  компьютерным гением.
 Отныне Славик  величал себя не иначе как «завуч по расписанию». С учителями вел себя важно,  назидательно, с эдаким налетом высокомерия.  Для недовольных своим расписанием учителей   у него всегда был готов ответ:
- Софья Борисовна, что вы возмущаетесь? Да, у Вас два «окна»! Проверьте тетради, посетите уроки коллег, сходите, наконец, в столовую.
- Саид Михайлович, у Вас есть возможность во время «окон»  написать  планы.  Используйте  это время  рационально.
-Саодат Камаловна, в библиотеку поступила методическая литература. Загляните туда.
 «Окна» стали появляться  и в расписании  учеников в середине учебного дня: «Детям нужна разгрузка, пусть отдохнут».
Компьютер  не мог учесть того, что  учителей отправлялся на курсы повышения квалификации, а молодые женщины  уходили  в декретный отпуск, что учительницы, а их в школе большинство!,  тоже мамы и у них  также болеют дети.
Всех этих нюансов машина, даже самая умная, не может  учесть. Идея  создания стабильного расписания  потерпела фиаско!
 Что-то стало не устраивать Вячеслава Леонидовича, он как–то сник, взгляд потух, он почувствовал, что исчерпал себя в школе, что ему стало тесно!
Для всех было полной неожиданностью его увольнение!
Металлургический комбинат. Здесь, конечно, планов громадье! Это вам не нашкодившие школяры.
«Будьте добры, Вячеслав Леонидович, задержитесь после работы!» А за это полагается  отгул!
 Правда, братьев- программистов здесь куча, но ничего, будем стараться попасть в пятерочку лучших. Ага, уже заметили, уже и взгляд стал  мягче! Ничего и на нашей улице будет, обязательно будет!
 - Вячеслав Леонидович, мы составляем график, - пролепетала лаборантка Тонечка.-  В какие ближайшие субботу или воскресенье Вас  можно задействовать  на сбор хлопка?
 Боже, какая галантность! Нет, это звучит как музыка! Это вам не колкий завуч с плотным графиком, не оставляющим право выбора! «Поедете и никаких гвоздей!» А здесь – отгул в любой день недели!
И оклад солидный! Это вам не жалкие  подачки  сопливых пионеров! Через два-три года можно и на ипотеку замахнуться, хватит скитаться по чужим углам!
 А тут инвесторы пожаловали!  Деловые парни:  японцы в блестящих очечках, с увязшим в зубах вежливым  «сан», сдержанные  аккуратные  немцы с дежурной улыбкой  „Ja,ja! „.
 - Вот где хунденграбен! А почему бы и нет? Программист я неплохой, скажу без ложной скромности. Надо только заинтересовать немецкую фирму  своей персоной, своей какой-нибудь супер – оригинальной программой.
Конечно, Москва не сразу строилась, но блиц-реванш возможен!  Был же   „Drang nach Osten“, который мы  перевернем на 360 градусов  и  заменим на  «Drang nach Wеsten». Надо браться за язык! Лиха беда начало!
В интернете он нашел программу по изучению немецкого языка, а в реальном мире пенсионерку из прошлого века Елизавету Генриховну,  учительницу немецкого языка, такую вежливо – интеллигентную, которая была рада – радехонька,  получить добавку к своей скудной пенсии. Теперь по вечерам Вячеслав Леонидович  снова  превращался в Славика, он корпел над грамматикой. Пару занятий у Елизаветы Генриховны он выдержал стоически, а потом взмолился:
-Не надо учить меня как в школе, дайте мне самое основное! Я должен заговорить через три месяца!
-Aber doch! В языкознании, как и в любой науке, нет мелочей!
- Вот-вот! Мелочей мне как раз и не надо! Давайте строить фразы! Почему так нельзя сказать? Какой еще порядок слов! К черту немецкий порядок!
- Молодой человек, Вы забываетесь!
- Простите, вырвалось!
- Для  каждого языка характерны  свои особенности, так и здесь - глагол или его изменяемая часть  стоят всегда на втором месте.
Взаимоотношения  ученика и учителя не складывались, учеба буксовала! Славик рылся в интернете и приходил к Е.Г.(как он ее окрестил) с массой вопросов.
- А это, голубчик, как раз то, что я Вам собиралась объяснить. От простого к сложному!
- Я нахожу в немецком языке  много лишнего и ненужного!
- Молодой человек, реформа языка -  не  Ваша прерогатива! Хотите учить – учите, а нет, что ж, была без радости любовь, разлука будет без печали!
-Да,  мне, вероятно, придется сделать паузу! С финансами напряг - мы с женой взяли ипотеку!
-Und ob! Не надо думать, молодой человек,  что перед Вами выжившая из ума старуха! Я точно знаю, что студенты, подрабатывающие  репетиторством, берут за урок втрое больше.  И вряд ли я разорила Вас!
Славик смутился, покраснел и не находил слов. Наверно, впервые в жизни, ему стало стыдно! Сам-то он за такую символическую  плату ни за что  бы не согласился  заниматься с учеником. Самостоятельное овладение немецкой речью встало в тупик.
Через  месяц  он позвонил учительнице, но незнакомый голос ответил, что Елизавета Генриховна уехала погостить к сестре в Германию. Несколько дней он ходил сам не свой, конечно, в городе были и другие учителя, но их  « почасовой аппетит»  были намного выше.
Он охладел к немцам, работе, к задуманной суперпрограмме…
Но я думаю ненадолго!
Пройдет время, и   Вячеслав Леонидович обязательно  загорится  новой идеей! 
 «Aufs neue erklingen die Trompeten, es gilt neuen Kampf!» - не выходила  из его  головы вызубренная фраза. 


Рецензии
Узнаваемый образ. Такие "Славики"по головам пойдут, но цели своей достигнут. У каждого времени свои герои. Вот он, "герой нашего времени".

Спасибо за достоверность. Нужный рассказ.

С уважением, Людмила.

Людмила Каутова   28.11.2011 08:23     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и понимание! Удачи!

Людмила Никольская-Клименко   21.02.2012 09:53   Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, за прочтение! Творческих Вам побед!

Людмила Никольская-Клименко   28.01.2013 13:15   Заявить о нарушении