Как соединяли города

Единственный на момент зарождения нашего города транспорт, соединяющий нас с другими населенными пунктами, был водный. Вскоре речную пристань дополнила железнодорожная станция, затем появился маленький аэродром и вертолетная площадка. Так наш город стал ближе к центру страны.
Первые авиапассажиры дожидались своего рейса на бревне. «Аннушки» улетали с аэродрома на пустыре (о. Ягры, ориентировочно территория нынешнего хлебзавода), который представлял собою площадку с металлической будкой с матерчатым полосатым конусом. Ан -10 доставлял своих пассажиров на Кегостров, а там они уже пароходом или самолетом отправлялись дальше. С закрытием аэродрома в конце 1959 года воздушное сообщение с Архангельском не прервалось, стал летать вертолет (Ми-4). Кстати, первая вертолетная площадка находилась на Беломорском проспекте (ныне здание Гортеплосети). Позже площадку с Беломорского проспекта перенесли в юго-западную часть города, на ул. Народную. 15-ти минутное путешествие до Архангельска никого не напрягало, даже детей. Они с удивлением отмечали, что в вертолете совсем не укачивает, а в маленьких «окошечках» можно увидеть много всего интересного.
Старшее поколение северодвинцев помнит, что в 1950-е годы в Молотовске кассы предварительной продажи железнодорожных билетов располагались по адресу Арктическая 13/47 (ныне пр. Ленина 13/47), а авиакасса располагалась на Советской 27, а.
На дальние расстояния первые послевоенные годы самолетом летали редко. Но к концу 50-х пассажирская авиация начала стремительно развиваться и настало время, когда на втором этаже главпочтамта открылось окошечко с надписью «Авиакасса». С билетами у нас было сложно, вернее их почти не было, а вот в Архангельске билеты добывались куда легче, несмотря на их стоимость. Первые билеты стоили 400 рублей, особенно быстро разбирали билеты в Крым. Спустя 2-3 года цены значительно снизились: авиация стала доступной.
Со временем авиакассу расширили и перевели в здание столовой возле центральной проходной Севмаша. В 1962 году здесь открылось агентство «Аэрофлота». С 1965 года приобрести билеты на самолет можно было и на Седова, 8 (в здании гостиницы «Волна»). В 70-е годы их уже покупали в просторном помещении на Труда 12. Билеты к тому времени стали значительно дешевле, но добывались, увы, с боем. В кассах часто толпились очереди. Иногда стояли ночь и день. Что касается цен, то в 1979 году на 100 рублей можно было купить билет на самолет на юг: туда и обратно (для сравнения: 120 рублей – это был месячный оклад среднестатистического советского инженера, нынешней месячной зарплаты рядового бюджетника едва хватит на авиабилет до юга в одну сторону). Что и говорить, в то время рубль был достаточно твёрдой валютой, стабильно гарантировавшей суточное койко-место «дикарем» в курортный сезон на юге.
Вертолетное сообщение с Архангельском просуществовало более 10 лет и закончилось с завершением строительства мостов. 7 февраля 1968 года открылось движение по маршруту Северодвинск-Архангельск. А в августе 1973 года был принят в эксплуатацию новый железнодорожный вокзал и привокзальная площадь, с которой теперь отправлялись автобусы.

журнал "CenterUM" №2 (32) 2011


Рецензии