Ответы сеансу Кинокритика

Предисловие, послесловие ли, но писать придётся…
Появился замечательный фильм: «Облако-рай», какая-то пресса была о нем… Потом всё стихло. А …цать лет спустя появилось продолжение – «Коля-перекатиполе»…
Гениальнейший фильм о пареньке сироте из забытого Богом селения где-то на севере неоглядной страны нашей. История простая, как стакан воды и такая же поразительно правдивая и пронзительно щемящая. Пересказывать её – дело бессмысленное, - надо смотреть фильмы. Одни только песни, написанные и исполненные в фильме автором, и исполнителем главной роли Андреем Жигаловым стоят отдельного разговора.  Жигалова, кстати - профессионального клоуна, называют молодым Никулиным. Талантливейший актер, не нашедший признания на родине, вот уже 18 лет живет и успешно работает за границей…
И вот я наткнулся случайно на подборку заметок наших так называемых кинокритиков об этой кинодилогии… 
Какое поверхностное равнодушие сквозит в них!
Какое незнание и нежелание знать жизнь провинции в заумных, казённо - выспренних заметках писак от нашей киножурналистики!..
И всего три комментария «от народа»…
Дальше – предлагаю самим посмотреть и сравнить.


Коля — перекати поле
«Сеансу» отвечают…

 Виктор Топоров
На первый взгляд, сиквел не хуже «Облака-рая». Но только на первый. Потому что пружина провинциального анекдота с сильным аллегорическим смыслом здесь не работает. В фильме « Коля — перекати поле», в отличие от первой ленты, зритель не знает, что перед ним за фрукт, что он делал последние двенадцать лет, откуда машина с правым рулем, иены, подарки. Действительно моряк? Уголовник, убивший разъездного торговца? Кто этот постаревший мальчик? Мы не знаем. А ведь в каждом из возможных вариантов получилось бы другое кино. Но его нет. И вместо сценария (а значит, и вместо картины) получается симулякр.

 Денис Горелов
Слуцкий писал об «унылом нелюбопытстве людей, задавленных обстоятельствами быта».
В одной фразе — весь кислый русский ПГТ, дочерний к неработающему заводу металлоизделий. Битум крыш, «Веталик лох», ничьи бабушки круглый год в пальто и валенках, их не менее старые подвязанные шушуном под брюхо собаки. Турник. Мусорка. Ржавый и раскраденный ничей «жигуль». Радиоточка, бычки в жестянке, две дороги — «в магазин» и «не в магазин». Магазина тоже два, но второй не в счет: промтоварный.
Вот отсюда пятнадцать лет назад не пойми с какой беды Коля подскочил уезжать. Торкнуло. Приспичило. Брякнул, а назад дороги нет. Непредумышленный отъезд вызвал в округе канитель и пересуды. Принесли чемодан с тремя богатырями и девятым валом. Выставили шпроты и беленькую. Вынесли мебель и эспандер. Обмерили глобус. Захлебнулись радостью движения. Наталья со слезой сказала, что и катись, сто лет не нужен. Припарадились, проводили, залезли обратно на печь на тридцать лет и три года.
Таки вчера эти тридцать и три прошли. Коля по своей привычке снегом на голову вернулся: здрасьте. Ситцевая Россия на миг проснулась и выгнала Колю вторично. Уже без напутствий, чемодана и оседлой зависти к вольному покатигорошку. Без массовых провожаний с песней до автобуса и обещаний писать. Без пьянки за масштаб, зато с пьянкой за упокой. Без комплексов.
Негаданный практицизм создавал иллюзию, что люди испортились. Лучше оделись, но завшивели душой. Человека забыли. Перестали петь про паровоз.
Потом стало ясно, что лужа поменяться не может. Где гроб стоял, там гроб и стоит. Тапочки в углу, щи в кастрюле, вид из окна прежний. Ну разве некомплектный Филомеев мерзнуть стал да цифры на кухонном календаре сморгнули. Случись Коле вернуться в том 90-м, его точно так же радушно отжали бы на большую дорогу, попутно пристроив имущество.
Потому что как был, так и остался никому здесь не нужен — шебутной. Заполошный его отъезд заманчиво разжижал уклад, образуя новые валентности: чей эспандер, кому комната, кому с Натахой ходить. Возврат опасно уклад уплотнил — как расталкивающее соседок «ц» в гайдаевском титре «Коне фильма». Территория засосала вещи и нечетных лиц. Новому старому — отдай и подвинься, а больно надо. Видали таких, с чемоданами.
Человек, выбегающий во двор с ребячьим требовательным «Я — вот он!», подобен кирпичу в запруде. Такие когда-то первыми бежали в революцию, а после их убивал из-за угла основательный Филомеев ко всеобщему негласному удовлетворению. Даром, что ль, на титрах «Облаке-рай» звучит Колин гитарный бреньк «Бросай свое дело, в поход собирайся»?
Нехай собирается — не нужен он нам.
Коне фильма — очень хорошо. Как перегоревшая буква на универмаге. Кому глаза ест, а мы всегда так живем.
Правильно сказал Федя-друг: «Не во времени дело, а в пространстве».

 Кирилл Разлогов
Картина хорошая, сделанная талантливыми людьми, с блестящими актерскими работами. Но фильм «Облакорай» в свое время стал настоящим открытием. А «Коля — перекати поле» — только хорошая, интересная картина. Чуда, увы, не произошло.

 Виктор Матизен
Образец камерной драмы, приемлемой для телепоказа, но непригодной для кинопроката. Действие сосредоточено в двух квартирах и на площадке перед подъездом. Уехавший в конце фильма «Облако-рай» и шаставший полтора десятка лет неизвестно где Коля, не шибко разбогатевший, но и не нищий, с ворохом подарков заезжает в родной провинциальный город, где все живут, как жили прежде. Беременная (о чем он не знал) невеста вышла замуж и растит его сына, друзья встречают радушно, но дают понять, что место заросло и гостю здесь делать нечего. Коле только и остается сделать вид, будто он заскочил всего-то на денек, и убраться восвояси. Все роли сыграны с замечательным артистизмом и психологической убедительностью. Однако короткометражный анекдот, при всем его обаянии, вряд ли стоило растягивать до полного метра.

 Лидия Маслова
Более яркое, красочное, но оттого не менее печальное и совершенно логичное, закономерное, естественное продолжение истории, которую заканчивать, казалось бы, уже нечем, да и незачем. Когда смотришь на актеров, возникает странное подозрение: такое ощущение, что все эти годы, прошедшие между картинами «Облако-рай» и «Коля — перекати поле», они не расставались и только и думали, как будут играть в продолжении.

 Андрей Плахов
«Облако-рай» клубилось на обочине перестройки. Сегодня пришло время осознать перестройку как ретро. Первый шаг к этому — сиквел, который воскрешает прошлое опосредованно, в похожем на сон золотой воспоминании. Уже снимается «Асса-2», и чтобы расставить все точки над «i», следовало бы заняться дальнейшей судьбой маленькой Веры.

 Юрий Богомолов
…После «Штрафбата» Николай Досталь вернулся к героям, с которыми он познакомил нас в 91-м году прошлого столетия в фильме «Облако-рай» и которых не позабыл, не бросил в некоем Тмутараканьске.
…У Чехова в одном из рассказов шел прохожий, увидел ворону на колокольне, остановился… Потом другие заинтересовались, стали смотреть в ту же сторону, собралась толпа… Вот и Коля однажды брякнул ни с того ни с сего, просто так, что он уезжает, и все обрадовались — как-никак поступок. На Колю стали смотреть как на героя. А ему уже никуда не хотелось, но пришлось лезть в кузов: собрать вещички и поехать неизвестно куда, неизвестно зачем, оставив за спиной толпу друзей…
Получилось забавно. Не так, как принято на Руси: среда не заела — она разжевала человека и выплюнула. Так Коля — лежачий камень, стал растением перекатиполе. Новый фильм с теми же героями начинается с возвращения Коли в родные пенаты.
Эта картина не повторение пройденного и не его продолжение. Режиссер Николай Досталь вместе со сценаристом Георгием Николаевым и актерами (их можно считать полноценными соавторами создателей фильма) придумали и сработали конструкцию, посредством которой можно мерить российскую ментальность. Сейчас, в 2005 году, мы все Колю встретили с распростертыми объятиями. Но дня не прошло, как снова заскучали, а он возьми да и брякни просто так, что смертельно болен. И опять стало интересно жить. Можно сочувствовать, сострадать, просить не тянуть с завещанием на машину-развалюху. И все друг от друга свободны. Можно катиться дальше на все четыре стороны.
Интересно: при каких обстоятельствах мы встретимся с ним еще лет через десять? Узнает ли он нас? Узнаем ли мы его?

 Елена Плахова
Сиквел — другой иноземный зверь, пробравшийся в наши земли вместе с блокбастером. И менее чужеродный. Риск был большой, ибо чудо (так называли «Облако-рай») обычно не повторяется. И вот чудо, пускай меньшего масштаба, но все же удивительное, произошло во второй раз. Николай Досталь добился такой степени отождествления со своими героями, что мы почти не замечаем их старения, как будто бы речь идет о нас самих.

 Лев Карахан
Решившись через пятнадцать лет вернуться к своему маленькому шедевру «Облако-рай», авторы фильма «Коля — перекати поле», наверное, ожидали увидеть изменения, которые произошли за это бурное время с их героями, а заодно и со всеми нами. Но неожиданное и самое главное открытие нового фильма Николая Досталя состоит в том, что ничего, в сущности, не изменилось. Именно поэтому откровенный повтор уже отработанной в «Облаке» драматургической модели воспринимается не как грубая эксплуатация прошлого успеха, а как единственно возможное образное решение специфической социальной задачи. Или, точнее, незадачи.
Сонная нищета народонаселения, уже три пятилетки строящего капитализм, в базовых своих основах не сдвинулась ни на йоту. Все та же бурная и пустопорожняя готовность откликнуться на любой проблеск неординарности, преображающей унылый социальный фон. И все то же неукротимое подсознательное стремление, причудливо путающее корысть с бескорыстием, спровадить эту неординарность куда подальше. Меняется разве что строй мечтаний, нисходящих на Колю, — самого простодушного и бесхитростного представителя вечно удаленных от большой жизни панельных слободок. В начале 90-х «облако-рай» было метафорой земных радостей, ожидающих жигаловского героя за пределами облезлого ПГТ. Что же касается нового переселения Коли, которым он огорошивает своих бывших соседей, то оно уже явно не обойдется без настоящего путешествия на тот свет.

 Татьяна Москвина
Я уважаю и люблю творчество Николая Досталя, поэта русской провинции, в нем чувствуется и вкус к литературе, и понимание актера. «Шура и Просвирняк», «Облако-рай», «Мелкий бес» и теперь вот «Коля — перекати поле» — прекрасные аналитические картины, в которых поэзия добывается законным путем, из действительности. Досталь по-прежнему создает творческий мир, рассказывает историю, ценит на вес такие тонкие вещицы, как настроение и художественная подробность. По его художественному исследованию получилось, что в русской провинции за тринадцать лет не изменилось НИЧЕГО. Дети новые народились, и все. Значит, рай на земле существует и открыт — но это суровый, герметичный рай, и он нас, шалунов, не примет, как не принял бедного Колю-перекати поле. А не мечтай! И не балуйся изобретением своей индивидуальности.

 Никита Елисеев
Замечательный пример точного продолжения темы. Как в «Облаке-рае» было великолепно поймано начало девяностых, когда все переворотилось и только укладывается, так в «Коле — перекати поле» убедительно передано состояние современное: ясное понимание того, что так все и будет тянуться, шкандыбать ни шатко ни валко. Симптоматично, что захотелось во второй раз попрощаться с таким замечательным, таким не от мира сего героем, которого играет Андрей Жигалов; второй раз прокрутить по сути дела такую же ситуацию, как в «Облаке-рае»: со слезами на глазах проводить парня… и вздохнуть с облегчением: уехал… Во втором фильме разве что ситуация заострена, поскольку провожающие полагают, что парень-то помирать поехал. И это тоже симптоматично.

 Петр Багров
Наверное, можно высказать этой картине множество справедливых претензий. Пожалуй, можно говорить и о том, что ничего нового по сравнению с «Облаком-раем» эта картина не говорит. Но есть у нее одно качество, столь редкое в современном кино, что все огрехи автоматически прощаются. Это — удивительно милое кино. А мы разучились снимать милое кино. Разу чились еще в 90-е годы — оттого так пронзительно смотрелось «Облако-рай». Вернее, и оттого тоже.
Сейчас очень много твердят о воссоздании в кино «атмосферы», времени и пространства. Все бросились снимать фильмы о прошлом — видимо, потому, что не могут уловить атмосферу современности. Но и те, ушедшие атмосферы воссоздать не получается решительно. А Досталь уже во второй раз выходит из положения, придумывая атмосферу: не воссоздавая, а создавая заново свое время и свое пространство. И это второй раз получается. Честь ему и хвала!

 Александр Секацкий
Дилогия Николая Досталя представляет собой удивительный образец рассказанной истории, относительно которой мы, может быть, даже не сразу вспомним, видели ли мы это в кино или в своей собственной жизни. Странный, ни на что не похожий фильм «Облако-рай» представляет собой экспликацию случайно брошенной фразы «Я уезжаю». Мы еще ничего не имели в виду, но вдруг слово сорвалось с наших губ, и все наши близкие и первые встречные за него уцепились. «Да, я уезжаю», — и убогий бессобытийный мир, где нет других новостей, кроме погоды, преображается. Обретает суть и смысл, которые обеспечены твоим поступком. Провокатор немедленно оказывается жертвой, но только она и делает жизнь выносимой.
Придумать продолжение такого фильма — значит пойти на заведомый проигрыш. У притчи нет и не может быть продолжения, именно абсолютная завершенность является ее типологической чертой.




3 комментария

1. Лидия:

13 августа 2007, 09:00
Д.Горелов и В. Топоров - вы сами-то поняли, что написали? Фильмы “Облако-рай” и «Коля — перекати поле» - гениальные! Достаточно посмотреть эти фильмы и понять эпоху, в которой мы жили и живем. А люди, которые показаны в фильме - это и есть Народ. Гениальные фильмы и гениальная игра актеров! Побольше бы таких фильмов!

2. Светлана:

21 февраля 2011, 19:26
Удивительно точно передано наше время хрущевок и жизни в них: да, не ромео и джульет, а простых советских людей; они любили, страдали, несмотря на тупую железобетонность системы и таких же жилищ, эти фильмы о нас, выживших и живущих, они наше нравственное мерило. Спасибо автору и актерам, кстати, многие ли актрисульки сегодня готовы сниматься не накрашенными, как Ирина Розанова? замечательное кино!

3. Станислав:

14 апреля 2011, 11:26
Жаль, что поздновато узнал о вышедшем продолжении. Фильмы оба - великолепны, как и игра актёров. И даже мелкие детали быта переданы с такой трогательной тщательностью, что поневоле прослезишься…
Замечательный фильм!
г.Петрозаводск, ул Фрунзе, д.14 - тот самый дом…


Рецензии
Вчера посмотрела фильм "Коля-перекати-поле". До этого только наслышана была, что Досталь планирует продолжение "Облака-рай", но зашла на Вашу страницу, почитала вот эти отзывы, и... нашла в интернете фильм. Мне кажется, Досталь показал главное в том и другом фильме -- беспросветность нашей жизни.
В конце фильма сын Коли смотрит на компас и говорит: "Пошел на запад". Вот это и есть разрешение всего.

Нина Бойко   15.02.2016 21:17     Заявить о нарушении
"Пошел на запад". Это про актёра Жигалова. Действительно - не нашлось места в России такому талантливому пареньку - смешит теперь немцев клоун Жигалов, и в кино больше никто не зовёт...

Александр Курчанов   15.02.2016 21:29   Заявить о нарушении
Вряд ли только о Жигалове. Даже из нашего небольшого города уехали сотни семей -- в Германию, Канаду, Израиль, Италию. Назад не хотят, но тоскуют по родине. А в масштабах России? Я немножко видела Запад, там хорошо, люди приветливы, но жить не смогла бы. Я, со своим русским размахом, неосторожностью, открытостью, и они -- расчетливые, застегнутые на все пуговицы... Нет, не хочу.

Нина Бойко   15.02.2016 22:06   Заявить о нарушении
Здесь мои короткие встречи на немецкой земле:

http://www.proza.ru/2011/06/09/1223

Николай Скромный   17.02.2016 00:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.