Павел Петрович Бажов Некоторые факты биографии

Павел Петрович БАЖОВ

Некоторые факты биографии

Родился Бажов 15 (27) января 1879 г. в городе Сысерти, в рабочей семье.
Учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской духовной семинарии (до 1899 г.), где за любовь к острой полемике получил кличку «Ритор».
 
С 1876 г. сотрудничал в газетах г. Перми, записывал сказы. В 1905 г. знакомство со Свердловым. Становится учителем русского языка. Женился на своей ученице, в семье родилось четверо детей.

Впервые начал печататься в 1913 г. (статья «Д.Н. Мамин-Сибиряк как писатель для детей»).

 В городе Камышлове (в феврале 1917-го) был избран в первый Совет рабочих и солдатских депутатов по списку эсеров. В июле того же года – главный редактор городской газеты. С 1918 г. – член КПСС.
Попадает в плен к колчаковцам, через несколько дней бежит и становится подпольщиком в Сибири, а затем – партизаном.

В период гражданской войны воевал на стороне красных, входил в отряд «Красные орлы», который осуществлял карательную деятельность в отношении как священнослужителей, так и верующих мирян (на Урале массовая волна расстрелов духовенства прокатилась в 1918 г.), был работником ЧК и ЧОНов, с июля 1919 года — прибыл в г.Усть-Каменогорск (Казахстан) для восстановления разгромленной в ходе неудавшегося восстания узников Усть-Каменогорской тюрьмы большевистской ячейки. Под видом страхового агента осуществлял связь между партизанскими соединениями «Красных горных орлов» в составе Народной Повстанческой Армии Алтая, работая по заданию красной Москвы. Он участвовал в разоружении партизан, которые завоевали власть большевикам, в уничтожении казачьих станиц, в расправах ЧОНовцев с безоружными и вооруженными противниками советской власти. Например, именно Бажов (действовавший тогда под псевдонимом «Бахеев») организовал подавление восстания во главе с Козырем — командиром 4-го корпуса Народной Повстанческой Армии.

После освобождения Усть-Каменогорска от белогвардейцев Бажов оказывается в центре событий. Он становится редактором, а по существу и организатором, и выпускающим, и метранпажем газеты.

 В мае 1921 г. П. П. Бажов, вследствие тяжелого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома, возвращается к себе на родину, на Урал, в Камышлов.

В середине 30-х годов публикует первые сказы в журнале «Красная новь» и в свердловском «Литературном альманахе». Первый опубликованный сказ – «Девка Азовка». Интересно, что рукопись «Серебряного копытца» главный редактор центрального детского журнала «завернул» с формулировкой:  - «фальсификация фольклора».

Подписывал сказы в то время уличной фамилией-прозвищем «Колдунков» или ещё проще: «записал П.Б.». В своей работе журналиста пользовался псевдонимами: «Осинцев», «Старозаводский», «Деревенский», а рецензии подписывал «Чипонев» - «ЧИтатель ПО НЕВоле».

Опубликовал «Малахитовую шкатулку» (первые 14 сказов) в 1939 году. Получил в 1943-ем году Сталинскую премию II степени. Был принят в Союз писателей в возрасте 60-ти лет.

Многие из сказов (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.

С молодых лет помнил завет отца: «Павел, если будешь пить, пей только водку, потому что всё другое – подкрашенная, изгаженная и удорожённая она самая…»

Бажова отличало уважение к поэзии (особенно высоко он ценил поэму Ершова «Конёк-горбунок»), любил Мельникова-Печерского и недолюбливал Лескова. Он считал, что Лесков коверкает язык.

За свою жизнь написал (записал?) около 50 сказов.
Для меня наибольший интерес представляют сказы, где упомянут легендарный Великий Полоз, «Серебряное копытце» и сказ «Иван Крылатко» о гербе города Златоуста, где изображен крылатый конёк.

Умер 3-го декабря 1950 г. в 08:55.
После его смерти остался так и недописанный роман о Демидовых (говорят – из-за его губительной застенчивости).
Его дочь Ридочка (Ариадна Бажова-Гайдар) написала книгу об отце «Дом на углу».
Осталась скульптура Эрнста Неизвестного (незаконченная).


Рецензии
Здравствуйте, Мальхан! А чем вам интересны именно "Серебряное копытце", "Великий Полоз"? Для меня ОЧЕНЬ значим этот автор всю жизнь (мне 56 лет), я имя своё получила из его сказа "Золотые дайки" (матери на свадьбу подарили "Малахитовую шкатулку одногруппницы), но поговорить о нём мне не с кем. Пожалуйста, ответьте мне. С уважением, Глафира.

Глафира Кошкина   04.01.2015 11:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Глафира!
Рад, что вы нашли время написать свой комментарий. И мне очень симпатично совпадение нашего интереса к личности и творчеству Павла Петровича Бажова.
Я свою младшую дочку в честь героини "Серебряного копытца" назвал.
И отношусь к Павлу Петровичу с глубоким уважением. Он сделал достоянием читающих людей целый пласт уральского фольклора - за что ему глубокий земной поклон.
Павел Петрович мне симпатичен по многим причинам. Прежде всего - это один из авторов, с которыми в раннем детстве меня познакомил мой дед.
Дед любил мне читать перед сном. Самыми первыми книгами Были "Малахитовая шкатулка" и "Путешествия Гулливера", а из детских стихов - Чуковский, Барто и Маршак.
Следующая причина - в подростковом возрасте увлёкся минералогией. Увлёкся настолько, что сразу после окончания школы поехал из Эстонии на Дальний Восток работать в геологоразведку. Да и потом часто возвращался к теме самоцветных камней (об этом я писал в автобиографической повести "Мальхан").
Мне симпатичны и политические взгляды юного Бажова, так как мне самому близки идеалы народовольцев и выросших на их наследии эсеров. А уж романтика Савинкова (Ропшина) воодушевляла меня на многие авантюры во времена моей молодости.
Мне очень жаль, что Бажов не завершил литературный труд, которому отдал много лет - повествование о семье Демидовых. В нашей семье бытовала легенда, что мой прадед (носивший фамилию Демидов) был далёким родственником тех самых "князей Сан-Донато".
Немаловажную роль играет и то, что таинственные ноты уральских сказов до сих пор вызывают споры - насколько фантастичны многие образы? Нет ли неких реальных фактов под покровом легенды о Великом Полозе или о Хозяйке Медной горы?

Конечно же, это далеко не исчерпывающий список всего, что мне интересно в Бажове. Много вопросов я бы ему задал о временах Гражданской войны - не всегда понимаю причины и поводы братоубийственной бойни (хотя симпатии мои неизбежно на стороне красных).

С уважением,
Сергей.

Мальхан   04.01.2015 12:52   Заявить о нарушении
А знаешь, где настоящая «малахитовая шкатулка»? Это – Коктебель, и окрестности Кара-Дага… Вот уж, действительно, где гуляя просто по пляжу, по гальке, ты мог на каждом шагу (на каждом шагу!), увидеть, найти, то ли агаты, то ли яшмы, то ли халцедоны, то ли сердолики, а то и вкрапления и того, и того… И по весне, когда море бурлит, там бабы гуляли с ведрами и собирали эти дары, просто, как-будто ягоды или грибы… Они собирали все это, и несли тяжеленные камни домой, чтобы потом продать местным изготовителям-ювелирам… Правда, году эдак в 1982-м, основные пляжи, где наблюдались все эти сокровища, были основательно позасыпаны весьма нетворческим гравием, фракцией 5-20... Мотивом было – «укрепление берега»… Хотя надо было бы для укрепления привезти хотя бы и другую, но все же гальку… Однако, море, конечно, возьмет свое… Да уже и взяло свое… Я там был последний раз в 1994-м, и картина была симпатичнее… И я там опять находил самые разные драгоценности (хотя, как ты знаешь, они относятся к категории «полудрагоценных» камней)… И все это связано, конечно, с вулканом по имени Кара-Даг… И еще очень радует, что Крым, все-таки, наш… Во всяком случае – МОЙ.
И даже в Эстонии имеются места (я тебе расскажу при встрече), где можно собрать палеонтологическую коллекцию (периоды ордовик, силур) буквально за пол-часа… И могу даже на спор это продемонстрировать. И у тебя в коллекции будут, и аммониты, и древние губки, и даже, может быть, трилобиты… И что-то еще… Однажды, я застал свою первую супругу за весьма странным занятием – она выбрасывала во двор все эти найденные мною каменья во двор, в окно, с пятого этажа… Она объяснила, что все эти известняки пыльные, да и «кому они нафиг нужны»… Я удивился, конечно, но ругаться не стал… И еще радует, что она теперь живет в Швеции, с новым заботливым мужем, и все, как говорится счастливы. Особенно – Я.

Юрий Якимайнен   04.01.2015 14:01   Заявить о нарушении
Юра, а разве я тебе не показывал у меня дома коллекцию окаменелостей, которую насобирал прямо в ста метрах от своего подъезда - на обрыве ласнамяэском выдалбливал (в том самом месте, где предполагали проложить дорогу с Нарвского шоссе к военно-политическому училищу, в котором нынче полицейская академия разместилась). Но там мне попадались в основном ортоцератитоидеи - некоторые - больше метра длиной. Попадаются они в известковых отложениях ордовика-триаса. А трилобиты - это уже нижний палеозой (кембрий-пермь). Аммониты должны встречаться в отложениях мезозоя (юра-мел).
Мне уже любопытно - где ты такое местечко нашёл, что они (аммониты и трилобиты) там вместе встречаются? Это должен быть довольно большой обрыв, не меньше двадцати-тридцати метров (по моим прикидкам). Покажешь при случае - интересно будет глянуть.

А вот самоцветов я и на Дальнем Востоке множество встречал. Там совершенно уникальный минералогический музей на базе "Далькварцсамоцветов" в селе Красном (неподалёку от Николаевска-на-Амуре). Да и на Урале, в тогдашнем Свердловске, большие коллекции видел. А потом и в Карелии, и в Апатитах камни интересные искал - работа такая была.

Мальхан   04.01.2015 15:27   Заявить о нарушении
Это в Тойла-Вока. В Тойла обрыв, а Вока немного восточнее... С наступающим Рождеством!

Юрий Якимайнен   05.01.2015 09:45   Заявить о нарушении
А еще знаешь, где я встретил уникальный музей? В Иркутске, в общежитии геологов, что на улице Трилиссера. Это была середина мая, и мне пришлось перед отправкой в Бодайбо пожить в той общаге с неделю. Днем я работал на аэродроме, занимаясь погрузкой разного бутора на транспортные АН-24, а вечером, после душа, мы собирались в какой-то из комнат, (а все комнаты на этаже, в виду невиданного гостеприимства, считай, были нашими), и под песню Высоцкого "Я на Вачу ехал плача, возвращался хохоча"... Водка, нехитрая закусь, добрые, благожелательные, душевные разговоры... И в каждой комнате был "Геологический Иконотас": на полочках, полках, полищах - размещались самые разные образцы всевозможнейших ископаемых минералов... Бывало, что какие-то друзы кристаллов размещались попросту на полу, у изголовья держателя койко-места, а бывало каменья этаким веером стояли в ногах... Короче, что ни комната, то удивительный филиал!.. Конечно, там были срезы разных агатов, там было и то, и то, но встречались и гранаты из Богемии, и амазониты, и а-ля "лунные камни" - беломориты, и горный хрусталь из Бразилии (а на дворе-то шел очередной невыездной 1984-й год)... И еще я помню оттуда же кое-что... Однажды... Вдруг, однажды, мне мой товарищ, начальник моего отряда, Сережа Чуев, сказал:"Ну, все, Юра,пошли"... И мы вышли в коридор и стали надевать рюкзаки... И в это время почему-то геологи выперлись из своих комнат, кто в чем... И кто-то сказал: "Смотрите, ребята! - Они надевают рюкзаки!"... Мы надевали свои рюкзаки нарочито медленно и шли дальше, будто сквозь строй... Нас провожали восхищенные взгляды... Как бы им хотелось быть на нашем месте!.. И они будут, конечно, через неделю, а то через две... А еще столько ждать! И только водка, и... "на Вачу ехал плача, вовращался хохоча"... А мы шли к троллейбусной остановке, чтобы уже дальше в аэропорт, и нам спины сверлили их взгляды из окон того общежития на Трилиссера... Но никто не обернулся... - Зачем?

Юрий Якимайнен   05.01.2015 21:35   Заявить о нарушении
Юра, поздравляю тебя с Рождеством Христовым!

А ты не думал о том, чтобы написать некие автобиографические записки? Ведь тебя тоже жизнь немало потаскала по белу свету. И если ты уже написал о своих японских впечатлениях, то у тебя есть возможность написать не менее ярко о скитаниях по Сибири. Не одному мне будет интересно это прочитать. Наберись сил, выбери время, и - напиши.
Успехов тебе.

Мальхан   06.01.2015 19:44   Заявить о нарушении