Баллада о книжных детях или посвящение iPad 2

«Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал»

В.Высоцкий



Мне нужно было начать с этой истории. Но я расскажу ее в самом конце. Начну с лирического вступления. Без него никак. Я очень рано полюбил читать книги. Боюсь соврать, но «Незнайку на Луне» Николая Носова прочел лет в семь. Если вы разбудите меня среди ночи, я без запинки назову произведения из школьной программы внеклассного чтения. «Бронзовая птица» Анатолия Рыбакова, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, «Васек Трубачев и его товарищи» Валентины Осеевой, «За все хорошее – смерть» Максуда Ибрагимбекова и многие другие.  А ведь были в моей жизни еще Жюль Верн, Александр Беляев, Виталий Бианки, Редьярд Киплинг, Лесков с Бажовым.

Я до сих пор с благоговением проезжаю мимо небольшого деревянного домика – сельской библиотеки в пригороде Люберец, где я провел одни из самых счастливых моментов  моей жизни. Бродил среди книжных полок, вдыхал непередаваемый запах бумажных фолиантов, и под мерный бой настенных часов неторопливо листал одну страницу за другой. Или обсуждал книжные новинки с замечательной библиотекаршей, положившей свою жизнь на литературный алтарь. Или общался с другими посетителями, которые вскоре становились хорошими знакомыми. Это был литературный клуб. Того времени  уже нет. А библиотека до сих пор стоит. Но темп жизни стал другим и я каждый раз проезжаю мимо нее.

Детство ушло. Юность стремительно сменила отрочество. А затем на вахту заступила взрослая жизнь. С ее радостями и заботами. Любовь к книгам не раз меня выручала во время учебы сначала в одном институте, потом на втором высшем. Но системное чтение ушло в прошлое. Ведь на арену вышел его Величество Интернет. С его яркими иллюстрациями,  лентами новостей «срочно в номер!», бескрайними файловыми залежами. И нагромождением огромного количества бессмысленного контента. Да вы и сами все знаете! Чего это я разошелся? :-)

Если верить публикациям с заявкой на ученость  в том же Интернете, через пять лет пребывания в виртуальном пространстве человеческий мозг претерпевает значительные изменения. Одни зоны коры головного мозга активируются, другие, наоборот затухают. Правда это или нет, не знаю. Но подозрения есть. Личные. Возникли, когда решил снова встать на читательскую тропу. Лишенный привычного мерцания монитора  разум попытался было поднять бунт. Но память взяла вверх в этой схватке. И постепенно я начал «вкатываться» в забытую роль читателя книг.

Мне порою очень хочется навсегда покинуть виртуальный мир. Удалить профили и закрыть аккаунты. Повесить на своем  почтовом ящике объявление «Ушел в библиотеку. Безвозвратно». Но звание (а скорее призвание) маркетёра делает меня рабом на инет-галерах. Мировой тренд общечеловеческих ценностей направлен в виртуальное пространство. И дорожного знака «Разворот» на этом пути не предвидится. Мне говорят об этом утром десятки человек в московской подземке, уткнувшиеся в свои электронные планшеты. Меня убеждают в этом и сайты книжных издательств, предлагающих скачать книги в электронном формате.
 
Но я все равно не сдамся без бою. Я по прежнему в вагоне метро буду держать в руках Книгу. Да, именно так, с большой буквы -  Книгу, а не ее электронный эрзац. Только Книга может дарить тактильные ощущения и неповторимый запах свеженапечатанных и перелистываемых страниц. Возможно через пару лет наступят брэдберевские времена «по Фарингейту». И на тех, кто читает «книжные» книги будут смотреть так, как смотрят сегодня официанты в суши-ресторанах на тех, кто просит вилку и нож. Поживем увидим, доживем узнаем.

А теперь обещанная вначале история. Чтобы оправдать вторую часть названия заголовка. Пару месяцев назад встречался в кофейне с дизайнером. Обсуждали очередной макет. Приятель сидел напротив меня с только что купленным iPad 2. Пальцы, не переставая, скользили по планшету.

- Ты даже не представляешь, какая эта чумовая штука! – пытался он заразить меня своим энтузиазмом.
- Нет, пока еще не представляю, – делал я слабые попытки отбиться.
- Тут вообще забавная история приключилась со мною недавно, – продолжил он. - В одной конторе нужно было заявление написать. А я уже не помню, когда ручку в последний раз брал. Все больше за клавиатурой, теперь вот iPad. Долго писал, мозги еле двигались. А когда орфографическую ошибку сделал, попытался ручкой провести по слову, чтобы удалить типа «Delete». А оно не удаляется! Ты понимаешь фишку?!!

Да, я все понимаю.  Тем вечером я включил дома ночник, взял в руки Книгу. С шелестом страниц и запахом свеженапечатанной бумаги. Я не сдамся без бою! И углубился в чтение. На обложке красивыми крупными буквами было выведено «Эра Facebook»…


Рецензии