Игра в кости с китайским посольством

Гезета "Совершенно конкретно", г. Ижевск, №38

Удмуртское отделение партии N  каким-то образом обнаружило в Кезском районе захоронения красноармейцев китайского происхождения. После чего в посольство Китая было направлено письмо с просьбой принять участие в создании братской могилы и установке памятника китайцам вблизи деревни Пашкопи. Проект занятный и мог бы привлечь в республику дополнительные инвестиции, особенно на фоне усилившегося в этом году сотрудничества Министерства международных связей УР с КНР. Но больше это похоже на аферу г-на Арефьева, председателя совета УРО партии N.

Анатолий Арефьев убежден, что около деревни Пашкопи лежат, по меньшей мере, 28 китайцев – участников гражданской войны. Хотя никаких конкретных доказательств у него нет. В центральном Глазовском архиве сведений о якобы захороненных в 1918 году красноармейцах из Китая не обнаружено. Обстоятельств их гибели также никому не известны. Есть холмик с небольшим  безымянным надгробием и рассказы местных жителей, среди которых не осталось ни одного очевидца гражданской войны. Всё! Тем не менее в конце августа советнику посольства КНР в России г-ну Цянь Найчену Анатолий Арефьев не то по наивности, не то от большой наглости направил письмо:
«… Работа с архивами не позволила определить личные и количественные данные по имеющимся в Кезском районе УР захоронениям. В то же время, по воспоминаниям жителей,  на территории Мысовского сельсовета определены еще три захоронения. Прошу вас рассмотреть наше предложение по созданию единой братской могилы для красноармейцев китайского происхождения с установкой небольшого памятника и благоустройством на месте сохранившегося захоронения вблизи деревни Пашкопи. В случае положительного решения мы готовы подготовить предложение по месту расположения братской могилы, организовать и провести конкурс на разработку мемориального комплекса, подготовить необходимую  проектную документацию, подготовить перезахоронение и т.д»
На мой вопрос: «Для чего вам это нужно?» Анатолий Витальевич ответил, что любит, когда во всем порядок и всему память.
Если китайское посольство ему поверит, что маловероятно, Арефьев составит смету на перезахоронение, плюс оказание всевозможных услуг.
Что касается порядка, то никаких исследований, в том числе фольклорных, в этом направлении не проведено. Глава Мысовского сельсовета Любовь Сабурова, которая предоставляла справку о захоронениях вблизи деревень Осенчуки, Майоры и Косогорье, ссылается на рассказы трех человек: жителей деревни Мысы Харитоньи Филипповны Васильевой, Меркурия Прокопьевича Вараксина и жителя деревни Левина Гарь Дмитрия Васильевича Варанкина.  Я лично встречалась с ними в надежде услышать какие-нибудь предания. Увы. Меркурий Вараксин: «Ну что китайцы? Деды говорили, а правда-неправда, не знаю, врать не буду». Дмитрий Варанкин: «Раскопал я бульдозером кости – ребра да голени. Собрали с мужиками, рядом закопали. Говорят, там с гражданской войны захоронение, а что именно китайцы – не знаю. Никакой одежды и атрибутов там не было. Говорят, еще в Осенчуках китайцы лежат,  а конкретное место никто не знает. Насче Майор – чистая гипотеза. Вот у Ютальна обелиск стоит (имеется ввиду тот самый камень вблизи деревни Пашкопи). Наверняка под ним китайцы».
Ничего конкретного. Можно было б ыпровести антропологическое исследование, по костям установить принадлежность к монголоидному типу, причину смерти, перенесенные заболевания. Раскопать личные предметы, но это требует тщательной работы археологов. А судя по той уверенности, с которой Арефьев утверждает, что там непременно китайцы, «раскручивать»  КНР на такое масштабное исследование он не собирается.  Задача у него проще – перезахоронить кости, которые могут принадлежать его соотечественникам, как китайские, и поставить памятник, не имеющий исторической достоверности.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ:
Дмитрий Салангин, научный сотрудник Института истории культуры народов Приуралья, кандидат исторических наук.
- Очень часто местное население интерпретирует древние археологические памятники как более близкие. Я лично копал Пермяковское городище, которое аборигены считали окопами Колчака. По легенде, там должно  было быть захоронено колчаковское золото. И аких примеров очень много. Должен сказать, что в Прикамье все легенды связаны либо с чудью, либо с Пугачевым, либо с гражданской войной. Хотя возможность захоронения китайских красноармейцев в Кезском районе я не исключаю. Китайские батальоны у нас проходили. На средней Каме мы находили китайские монеты… Захоронения, о которых идет речь, необходимо тщательно вскрывать. Они могут оказаться могильниками более древнего происхождения.
2003 г.

О том, как готовился репортаж, читайте в рассказе "Формула 1 на 1": http://proza.ru/2011/06/22/946


Рецензии