Последние слезы


После второго класса в моем табеле стояли одни пятерки, после четвертого появилось несколько четверок, в пятом классе  по некоторым предметам (немецкому языку, географии) я стабильно  получал  одни тройки.   
 В шестом классе, осенью, мне захотелось вернуть себе лавры отличника.
Прорыв я решил начать на уроке географии. Я основательно подготовился к атаке,  наизусть выучив параграф.
На следующий день перед уроком географии я волновался, как солдат волнуется перед атакой. 
Прозвенел звонок. В класс вошла Капиталина Григорьевна (по кличке Капа) -  географичка, крупная рослая женщина, с прямым носом,  с огромной копной волос на голове.  Она была примечательна тем, что на уроках часто засыпала (видимо, у нее была какая-то нервная болезнь). Начался  опрос. Капа задала первый  вопрос.  Я стремительно поднял руку.
- Идите, Мелавский, - сказала Капа своим грубым зычным голосом и села на стул, стоявший возле окна. Я вышел к доске, подошел к карте. 
Как только я начал отвечать, массивная  голова Капы  откинулась назад, бычьи глаза закрылись, и она по обыкновению  впала в транс. Одноклассники не преминули воспользоваться отсутствием контроля с ее стороны. Сашка Захаров, юркий, подвижный крепыш,  из трубочки выстрелил в Юрку Зубрицкого. Тот выстрелил в ответ. По классу летали записочки, ручки, резинки, карандаши. 
 Мне мешали волнение, шум, мельтешение товарищей, сновавших по классу. Кроме того, я старался воспроизвести вызубренный параграф слово в слово, и память давала сбои.  Я отвечал сбивчиво, с паузами, заминками.  Но тема была изложена  достаточно полно.   
Когда я закончил выступление, Капа    очнулась и проговорила резким тоном:
Садись. Три.
Я был потрясен. Столько готовился, а она поставила тройку. Видимо, она совсем не слушала мой ответ и оценку поставила наобум.
Когда я сел за парту, слезы потекли из глаз. Я уткнулся головой в руки, лежавшие на парте.  С одной стороны, меня сильно расстроила тройка, с другой стороны, мне хотелось  показать учительнице, что по отношению ко мне она поступила несправедливо и необъективно.
Капа  возмущенно, с удивлением прорычала:
        - Еще недоволен! 
- Да не расстраивайся ты, - попытался утешить меня Юрка Зубрик.  - У меня этих троек хоть пруд пруди! 
После меня отвечала Лина Лунева, дочь учительницы нашей школы, красивая не по годам развитая девчонка.  Ее голос звучал уверенно, бойко. Она прекрасно ответила на вопрос. Капа поставила ей заслуженную пятерку. Надя Бражникова, отличница,    красивая белокурая девочка нашего класса,  подружка Лины,  повернулась ко мне и сказала резко, с презрением:
- Видишь, как отвечают на пятерку!
В этот день произошел крах моих иллюзий. Я  понял, что  никогда мне не вернуть былые позиции отличника. Руки у меня опустились. Я перестал выполнять делать уроки по географии, а затем и по другим предметам. Школу я закончил троечником.
Долгие годы меня мучил стыд из-за того,  что  я плакал из-за оценки. Простительно пустить слезу в первом классе, ну во втором, но я был в шестом классе, мне было уже 12 лет! 
Правда, в свое оправдание могу сказать, что слезы, пролитые на уроке географии, стали последними в моей школьной жизни.

 


Рецензии
Несправедливость всегда вызывает негодование, обиду, тем более у ребенка. Кстати, я сейчас говорю не о возрасте, потому что ребенок, который приходит с нами в этот мир, продолжает жить в нас вне зависимости от того, сколько нам лет. И чем дольше мы его в себе ощущаем, тем чище наша душа.
И эти слезы говорили о том, что душа Ваша, Николай, была так чиста, что слезы сами невольно потекли. И в этом нет ничего противоестественного или постыдного. А вот то, что никто из окружающих не проявил ни понимания, ни участия, это и есть самое стыдное и страшное, потому как что может быть страшнее безразличия или, что еще хуже, презрения к другому?
Это они должны были бы оправдываться, но им, увы, не стыдно. А жаль.
Хороший рассказ, Николай. Спасибо!
С уважением,

Ивушка   29.09.2011 08:57     Заявить о нарушении
Спасибо за доброжелательный отзыв. Желаю Вам, Ивушка, счастья и творческих успехов.

Николай Мелавский   29.09.2011 22:48   Заявить о нарушении