Последний рассвет

Губы мальчишки быстро двигались, видимо, он что-то тараторил, пытаясь всучить мне какую-то бумажку.
Я нажала на паузу, и в мою тишину ворвалась вселенная звуков окружающего мира: гул машин, гомон людей, доносящаяся откуда-то музыка…
- Зачем мне это? – спросила я у мальчишки.
- Возьмите, у вас глаза добрые! – мальчишка воспользовался мгновением, пока я удивленно смотрела на него, оторопев от неожиданного ответа, сунул рекламку мне в карман и скрылся в толпе, ища новую жертву.
- А мысли злые. – буркнула я вслед и нажала на кнопку плей, разбавив суетную духоту полудня успокаивающими звуками прибоя. 

Будущее не случилось, будущее настало. Оно наставало каждый день, ровно в семь тридцать, когда начинал звенеть будильник. «Еще две минуты!» - мысленно попросила я будильник и провалилась в сон, на самое дно глубокого озера, откуда словно росла вверх покрытая илом лестница. Вода, мутно-желтого цвета, давила вековой тяжестью, легкие сжимались, начиная гореть. Мне отчаянно не хотелось остаться на дне этого озера в компании утонувших лодок. С каждым усилием, сердце, нагоняя кровь для рывка, приближавшего еще на несколько дюймов меня к мерцающей поверхности, грозилось вот-вот перегреться и взорваться,  в глазах темнело, и какой-то непонятный шум заполнял всё пространство…
Будильник, как бывалый спасатель, вырвал меня из сна, и непроизвольный глубокий вдох вернул чувство реальности. Приснится же… Я села на кровати, отдышалась. В полумраке комнаты неслышно вздыхали занавески, тревожимые нежными прикосновениями ветра, проникавшего через чуть приоткрытое окно. На ощупь нашла бутылку с водой и сделала несколько глотков. На часах зелёными огоньками светилось время – три двадцать три ночи. Я подошла к окну. За ним продолжал пульсировать своей жизнью город, меняя ритм в зависимости от времени суток, словно строгий костюм дня на коктейльное платье вечера. Бесшумно сновали машины, такси; на противоположном здании горели, мигали и переливались всевозможными цветами рекламные щиты. 
Ночь манила. «Четыре-четыре-семь! Мототакси к вашим услугам!» - мониторчик сервисфона весело замигал. – «Имеется 2 свободных мотобота. Укажите количество и адрес.» - попросил сервисфон. – «По месту вызова, один.» - уточнила я. «Для подтверждения заказа введите номер вашей социальной карты.» - снова попросил сервисфон, и получив набор цифр, полностью идентифицирующих мою личность в социальном пространстве вселенной, наконец-таки выдал: «Ваш заказ принят и будет выполнен в течении десяти минут. Ожидайте подтверждения». Я взяла куртку, висевшую на спинке стула, сунула в карман социальную карту и закрыла дверь.
Разблокировав бота кодом, пришедшим вместе с подтверждением на сервисфон, я выбрала автоматическое управление и задала цель – бар «У Митмана» на первой кольцевой.

- Что, опять не спится? – подмигнул мне бармен. Мы с Джо довольно долго знали друг друга – ещё с тех незапамятных времён, когда он носил длинную стрижку и рваные джинсы, пряча глаза под стильными черными очками, а я работала аспиранткой в Центре наук и технологий. Пока Джо готовил двойной эспрессо, я наблюдала, как изрядно выпивший парень пытался повторять движения одной из танцовщиц, взобравшись на стол. Выглядело это неимоверно смешно, и никто не спешил стягивать его вниз. 
- По тебе соскучилась, - сделав первый глоток кофе и с наслаждением закрыв глаза, я добавила: – Отличный кофе, Джо!
 - Для тебя старался, - улыбнулся он.
Эспрессо придал ночи горький вкус – то, чего не хватало заблудившемуся в бетонном лабиринте крику о помощи.
- Спасибо. – Я положила карту на барную стойку, но Джо не взял её.
- Давай сегодня наличкой.
Я вопросительно взглянула на Джо.
- Последняя смена. – Пояснил он и, пожав плечами, добавил: - Хочу взять расчет из кассы.
В кармане, к моему удивлению, бумажника не было. Только рекламка какой-то антикварной лавки. Перед глазами нарисовался образ мальчишки, раздающего рекламки. Маленький воришка!
- Извини, Джо, кажется, у меня нет с собой наличных. Только карта.
Я внимательно рассмотрела рекламную бумажку, пока Джо возился с моей картой. «Мы работаем круглосуточно!» - гласила реклама. – «Антикварная лавка «Иль темпо» - найди свою частичку прошлого!» - и чуть ниже адрес – «Вторая кольцевая, сектор С, блок B5»
Мотобот ждал меня на парковке у бара. «Сменить режим управления» - «При переходе на ручной режим управления страховка жизни не предоставляется. Весь материальный ущерб записывается на счет клиента. Вы уверены?» - Да, я уверена. Хватит уже глупых вопросов. Чуть-чуть повернув ручку газа и услышав в ответ ласковый гул мотора, я улыбнулась себе в зеркало и аккуратно выехала с парковки.
Бармен набрал номер из 4-х цифр и поднёс трубку к уху. После четвертого гудка на том конце кто-то взял трубку. «Всё, как вы просили. Да. Да. Спасибо.» Бармен громко крикнул «Всем выпивка за счет заведения!», наполнил стаканы под одобряющий гул, взял небольшой рюкзак и вышел из бара. Его уже ждала машина такси-бота. «На аквадром» - сказал бармен, проверив э-тикет в бумажнике.
Мотобот послушно нёс меня по трассе, оставляя километры первой кольцевой за спиной.

Город был обнесён тремя кольцевыми дорогами, соединёнными между собой туннелями. Эти дороги расслоили город на три уровня: от блеска, суеты и богатства центра до дешевых борделей, нищеты и грязи третьей кольцевой.
Я въехала в туннель, залитый ровным белым искусственным светом. Холодное спокойствие, которое он нёс, не соответствовала кричащим, вызывающим росписям на  стенах. Из-за поворота с рёвом и гоготом вынырнули пять машин, мчавшихся бок о бок по всей ширине туннеля навстречу. Четырёхколёсники. Местные ночные правители. Уступать дорогу никто не собирался. Ну что ж. Я повернула ручку газа, немного наклонилась вперед. Мотобот заурчал сильнее, сокращая расстояние перед встречей с машиной, и отчаянно замигал красным экранчиком высшей степени риска. Пара мгновений и, промчавшись по крыше одной из машин,  я, не сбавляя скорости, скрылась за поворотом туннеля.
«Вы пересекли границу зоны опасности уровня В» - сообщил мотобот, будто хоть где-то в этом городе имелся безопасный уголок.

Я открыла дверь антикварной лавки. Тихо и мелодично зазвенела китайская «музыка ветра», которая была так популярна в прошлом веке. Небольшое помещение, приглушенный свет, несколько стеллажей с разными вещами разного возраста – от еще совсем молодых до повидавших несколько столетий. В углу стоял ящик, набитый всяким хламом. На стене красовались пики, сабли и мечи, два ружья и несколько пистолетов. Особо ценные экспонаты – металлические монеты разного номинала и ножи с уникальными лезвиями – хранились на витрине под удароустойчивым стеклом. Меня привлекла полка с книгами, аккуратно выставленными в ряд. Я взяла книгу с изрядно потрёпанным переплётом, сдула пыль и открыла наугад. Пожелтевшие страницы сохранили отпечатки пальцев прежних владельцев. Буквы-бисерины, объединяясь в слова и предложения, рассыпались по страницам, стараясь донести до читателя мысль автора.

«Жизнь —обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.

Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: «Лишь сердце потревожь,
Жизнь — обман, но и она порою
Украшает радостями ложь.

Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе»

С.Есенин, отрывок из стихотворения

Кажется, это была настоящая книга, а не декоративная подделка. Пролистав несколько страниц, я нашла открытку с пейзажем: дерево на фоне огненно-красного рассвета. Открытка выглядела не такой потрепанной, как книга, но не это было главное. Картинка была до боли знакомой, я начала ворочать пласты событий в памяти, надеясь найти хоть какую-то подсказку.
- Могу я чем-либо помочь? - спросила незаметно подошедшая хозяйка антикварной лавки. Я вздрогнула от неожиданности.
 - Я возьму эту открытку. Сколько с меня?
Выходя из лавки, я уже не сомневалась, что знаю, где находится место, изображенное на открытке.

Хозяйка лавки, услышав удаляющийся гул мотора, убрала книгу с полки, взяла телефон и, набрав 4 цифры, начала считать гудки. После четвёртого трубку сняли. «Да, всё по плану. Да. Спасибо» Затем набрала номер такси-бота, взяла небольшую сумку, не спеша закрыла лавку, села в машину. «На аквадром».

Мотобот мчал меня на окраину города. Небо начинало светать, но мне отчаянно хотелось успеть встретить рассвет именно под тем деревом. Я перешла на ручное управление, стрелка спидометра начала зашкаливать. «Вы нарушили п.25.4.1 закона «О скорости передвижения» - констатировал мотобот.

Я съехала с кольцевой на ответвлявшуюся влево полосу асфальта, которая серпантиновой змеёй тянулась вверх. И вот он, заветный «край мира», с которого виден весь город. И одинокое дерево, и небо, разрываемое первыми лучами солнца, и … «Юрий?» - «Да». Похоже на сон. «Это последний рассвет, - сказал Юрий. – Я хотел, чтобы мы встретили его вместе.» - «Как? Неужели ничего нельзя сделать?» - «Нет.» - «Но как, как же люди? Все ж погибнут!» - «А стоит ли спасать безнадёжно больного? Это агония, ты же видишь!» - «Но хоть кто-то? Хоть кто-то должен остаться здоров! Неужели все - все заражены? Мы ж научились очищать воду от ретро-вируса!» Юрий промолчал. «Да, мы научились. Но за последние полгода не родилось не одного здорового ребёнка. Вирус мутировал и стал частью человека, не проявляющей себя никак до какого-то времени. Мы искалечили Землю, она уничтожает нас» - Юрий говорил спокойно, фразу за фразой, без эмоций. - «Мы отправили аквабот на поверхность, собрав на нем наиболее неприхотливые виды растений. Несколько ученых и гражданских так же отправились на поверхность. Но нет никаких гарантий, что там, на поверхности, окружающая среда восстановилась хотя бы до минимального жизнепригодного уровня после полного истощения». Оглушительный треск разорвал воздух на клочья. Гром? Нет, не гром. Это не выдержал купол, который защищал город, находившийся на дне океана. Начался дождь, усиливавшийся каждую минуту. И еще один раскат, и за ним следующий, и следующий. Мы стояли под деревом, смотря на город, утопающий в дожде очищения, смотря, как искусственное солнце первыми лучами озаряет последний день, и спокойствие, вытеснив другие чувства, разлилось отрешенным наслаждением конца.


Рецензии