Художники. Ремесло и искусство

Художники. Ремесло и искусство.

(Вверху фото электронным, ещё 4-х мегапиксельным фотоаппаратом, Балаклавы, дата присутствует. Фото в Photoshop обработано его собственными фильтрами и фильтрами фирмы AKVIS. Качество ниже среднего, намного, потому что выкладывать сюда файл на 30 – 50 мегабайт, сделанный более «продвинутым» фотоаппаратом и обработанным соответствующе,  наверное, излишне: страничка долго качаться будет. Для демонстрации этот вполне годится. Размер файла - килобайт двести где-то.)

В мой круг общения входят люди, связанные с изобразительным искусством. Есть такой термин – «изобразительное искусство». Причём, спектр знакомых: от традиционных художников (холст, карандаши, мелки, палитра, краски и т.д.) через приобщившихся к дигитайзерам и Photoshop, до работающих в трёхмерных редакторах и создающих модели зданий и других объектов, вписанных в реальные пейзажи и обстановки.

Сам я в области графики -  «всего понемножку». Работаю конструктором нестандартного оборудования, со школы рисую, график-любитель. В младших классах начал рисовать, очарованный работами графика Мориса Эшера (Эшер, Мауриц Корнелис, умер за полгода до моего рождения). Имею опыт работы маслом, как по холсту, так и по стенам и дверям :-) В основном работаю в трёхмерных инженерных программах, которые позволяют визуализировать объёкты с любой степенью детализации (SolidWorks, MODO) и имею более чем десятилетний опыт работы с программами фирмы Adobe ( Фотошоп, Иллюстратор и т.д.), работал дизайнером и верстальщиком.

При общении как с художниками, так и «технарями» иногда возникали дискуссии: где грань между ремеслом и искусством. Дальше я изложу своё мнение по этому поводу.

Грань между ремеслом и искусством постоянно смещается в зависимости от доступных технических средств. Приведу аналогию из техники. До появления общих стандартов было уникальным делом изготовить такой механизм, как часы. Методы изготовления шестерёнок, их формы, материалы - были искусством. Затем секреты постепенно «вылезли» наружу. Появились станки, позволяющие их воспроизводить систематически. Пример более сложный. Завод имени Малышева, изготовление танков. Есть там двигательный блок, в пакете чертежей к нему что-то в районе десятка тысяч размеров. Каждый блок изготавливает корифей-расточник, месяца полтора. Согласитесь, что это -на грани между ремеслом и искусством.  Сейчас такую деталь возможно изготовить на обрабатывающем центре практически без участия человека.

Где связь с живописью? Сейчас поясню. В том двигательном блоке искусством было его проектирование. Создание композиции параметров, их увязка в единое целое, учёт желаний и возможностей.  В живописи несомненное творчество - это создание сюжета. А вот само изображение, его получение (неважно в каком виде:  холст, бумага, плёнка-самоклейка, файл изображения) с появлением фотоаппаратов, причём, хорошего качества и по доступной цене, перевело пейзажистов и подобных реалистов в область реликтов. Нет, я неправильно их позиционировал: скорее в область нишевых продуктов, как устройства для воспроизведения виниловых дисков с появлением формата DVD–audio, если CD–диск (я не беру в расчёт mp-3 файлы - то уж полный отстой и ширпотреб) ещё не полностью передавал звуковую картину, то DVD–audio уже неотличим при слепом тесте от винила самыми отъявленными аудиофилами (желательно для теста иметь новый винил и незнакомое произведение, иначе по привычке начинают отличать по щелчкам и потрескиваниям).

То есть, например, вы хотите получить картину в духе Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» («Большая вода», «Солнечный день»), и рассмотрим вариант, что вы заказываете её человеку, произведения которого вы уже видели.  Вы хотите получить изображение какого–то известного вам места, а не приобрести уже готовую вещь. В качестве образца у вас пару фото и описание, как добраться до места собственно. Художник вряд ли будет работать по невнятным фото, хотя, может, и уговорите. Далее я не рассматриваю вариант, что художник имеет принтер Iris, который позволит за кисть не браться вообще ( http://app.rol.ru/it/press/cwm/02_94/printer.htm ) - дорого это. Но наличие электронного фотоаппарата, компьютера и умения - я предполагаю для данного случая. Тогда как может быть дальше. Делаем качественное фото нужной местности. Вносим туда, если необходимо, человека-заказчика в Photoshop, это простейший фотомонтаж. Следующим телодвижением будет корректировка цвета, контраста и так далее. Затем берём программы фирмы AKVIS ( http://akvis.com/ru/products-photo-editing-software.php ), конкретно ArtWork (http://akvis.com/ru/artwork/index.php ),  а также AKVIS Sketch, AKVIS NatureArt и т.д.  Я взял фирму AKVIS не потому, что я с ней связан, а потому что она Российская. Я хоть и живу на Украине, но она мне ближе, чем французские и США-стские аналоги (не люблю слово американские: Америка большая, их две, и стран там много).  Советую полазить по сайту компании: там есть примеры работы, очень увлекательно, можно скачать временную версию программы на 10 дней.

Вот у вас есть файл с нужным изображением. Что дальше? Дальше в зависимости от требований заказчика и уровня оплаты. Можно напечатать на холсте и скрыть лаком (  http://www.real-master.ru/pechat_na_holste.shtml ).  Можно напечатать на холсте и поверх -масляными красками. Если заказов много, то для этого нанимаются молодые художники из художественного института или самоучки - это неважно для данной темы. Рисуя поверх, по моему опыту, желательно сверятся с файлом на мониторе: как мазки класть, уточнять цвета.

Конечно, можно пейзаж и традиционно написать; можно и вилку из нержавеющей стали отковать и отчеканить, имитируя покупную за пол-евро стоимостью; можно типично токарное изделие напильником выпилить. Всё можно, но зачем?

Реализм, как искусство, умер, стал ремеслом. Что значит «художник гениально подметил тона в пейзаже»? В смысле, не дальтоник и не слепой? Фотоаппарат подметит не хуже. Если, конечно, руки растут из плеч и мозг присутствует.  Искусство, на мой взгляд, - это новаторство, создание сюжетов, новые идеи в композиции. Сюрреализм, абстракционизм и подобные жанры (естественно, везде есть как авангард, так и отстой). В реализме, как стиле, - это изображение на данный момент несуществующих объектов, но которые вполне могли бы быть. Например, необычной одежды или здания (можете сами придумать что-нибудь ещё).

Со мной можно связаться по адресу.
314159_alexandr_albov@rambler.ru
Это кроме «письма автору» и рецензий.


Долнение возникшее после рецензии Хомуция.

Вопрос "бездарность-гениальность"  сложный.   Вот в каком смысле. Есть  такая фраза, по моему у Артура Кларка: "Магия и технология стремятся к одной точке - всемогущество. Но с разных сторон."

В приложению исскуства дело вот в чём.
Первое НЕТ АБСОЛЮТНОГО ЦЕНИТЕЛЯ!!!

Это самое главное, НЕТ меры гениальности или бездарности. Хотите поспорить?

Спор получится даже смешнее чем спор верующих разных верований, чей Бог прикольнее и правильнее.

Для начала сравните скажем. Импрессионизм, биопанк, классицизм и скажем дадаизм. Как сравнивается? Желательно сравнивать между собой те стили которые для вас новы.  Хотя есть вариант вы просто консерватор.  Как один персонаж в "Билл-Герой галактики" там такой диалог был:

-  Заткнитесь вы!  - прикрикнул верзила и врезал им обоим по почкам. -
Слушай,  я -  Литвак,  а это моя банда. Теперь ты тоже член нашей банды, и
звать тебя Гольфом 28169-минус.
     - Нет,  меня  зовут Билл,  это  имя  проще выговорить.  -  И  тут  же
схлопотал еще один удар.
     - Цыц! Билл - трудное имя, потому что новое, а я никогда не запоминаю
новых имен. Одного из моей банды всегда зовут Гольфом 28169-минус. Так как
тебя кличут?


Это насчёт восприятия нового :)

И ещё посмотрите галлереи по этим ссылкам.  И прикинь-те если по некоторым работам пройтись фильтами имитирующим пастель, письмо маслом, акварель? 

http://www.render.ru/gallery/
http://nif3d.ru/

 И вот ещё форум посвящённый этой теме

http://photoimpression.forumup.org/?mforum=photoimpression

Нет абсолютного, независимого наблюдателя, эксперта или ценителя. А есть ансамбль (в физ-мат смысле слова ансамбль) наблюдателей с различными критериями оценки.  Когда технологии слабы, по сравнению с уровнем восприятия органов чуств, то требуются большие усилия по их удовлетворению. То есть при отсутствии принтера картину можно только изобразить кистью, на это способны немногие. Но вы согласны что есть бОльшее количество людей которые способны придумать замечательный сюжет и изобразить его с помощью цифровых технологий, чем таких же но ещё владеющих техникой изобразительного исскуства. Я в этом удостоверился.  Посмотрите сборники "мастера фотошопа" кроме просто арт-компиляций, там масса очень сильных, оригинальных работ. А работа в трёхмерных редактрах? Вообще отдельный мир, обычно "зафукиваемый" мастерами традиционной школы, потому что они этого не умеют, и хотят обособиться.

Но технологии развиваются и позволяют появлятся массовым вещам отличие от гениальных которых может отметить всё меньший процент людей вообще заинтересованных в оценке.


Рецензии
Однако. Признаю своё поражение По сравнению с такими работами мои фото просто начальный уровень ученика. А читать и узнать, что можно создать нечто сопоставимое с настоящей картиной при помощи таких способов было интересно. Это высокая планка. Спасибо за удовольствие.

Чиполино Новый Пк   23.12.2014 06:07     Заявить о нарушении
Да, ну не выдумывай :) Просто многое недоступное год назад (5 лет, 10 лет, 20 лет) становится доступным. Попробуй проехаться по своим фото даже встроенным в фотошоп CS5 или CS6, плагинами, уже интересно, а есть ведь и "совсем" специализированные.

Так что умение поймать сюжет это главное. Просто при наличии редакторов можно фото которое "не совсем" довытянуть. НО!!! Самое главное, для того чтобы что то куда то вытягивать или фотографировать надо "поймать сюжет" в своей собственной голове. Это самое главное и незаменимое.

Александр Альбов   23.12.2014 21:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.