Десять метров шёлка в награду за смелость

          В самом начале нашей беседы с Раисой Романовной Михалёвой, я обратил внимание на памятный знак «65 лет битвы за Москву» и настольные часы с изображением Г.К.Жукова, рисунком знака Ордена Победы и надписью «Битве за Москву 65 лет» на фоне эмблемы Ступина.
- Буквально вчера ко мне в гости заходили люди  из совета ветеранов, -  поделилась своей радостью Лариса Рамановна, - заметив мой неподдельный интерес.       - Они, кроме памятного знака (учреждён совместным решением администрации Ступинского муниципального района и Совета ветеранов Великой Отечественной войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов, воинов - интернационалистов Ступинского муниципального района. - И.Ф) и от мэра Москвы Ю.М.Лужкова вручили 1000 рублей.  Одним словом, надолго создали праздничное настроение.
         Я слушал и радовался за неё. Самое главное для пожилых людей –  внимание, особенно, к такой категории людей, как ветераны Великой Отечественной войны. Ведь с каждым днём их становится все меньше и меньше…
         В ходе последующего обмена мнениями,  мы постепенно  приближались к тем далёким знаковым событиям, ради чего я нахожусь сегодня в гостях у Ларисы Романовны.

         Ноябрь 1941-го года. Может оттого,  что  вечернее время и погода промозглая, на Каширской железнодорожной станции безлюдно. В помещении телефонной станции за столом, куда падает тусклый свет от единственной керосиновой лампы,  одиноко сидит девушка лет 17. На её худые, почти детские плечи, накинут чёрный форменный бушлат связиста. Несмотря на столь юный возраст, на девушку возложена очень ответственная функция: она обслуживает междугородную телефонную связь. Связи со Ступином нет, набрала, было Ожерелье, в ответ услышала немецкую речь. Через некоторое время на аппарате трансляции междугородной связи загорелся красный огонёк.
       - Я Каганович! – прозвучал беспокойный мужской голос. – Эта Кашира?
       - Телефонист Каширской телефонной станции Павлова, слушаю Вас!
       - Скажите, Павлова,  правый берег Оки занят немцами?
       - Товарищ Каганович (от автора: Каганович Лазарь Моисеевич, нарком путей сообщения, одновременно заместитель председателя СНК СССР, Член ЦК партии, член Политбюро), на правом берегу Оки немцев нет!
       - Хорошо, Павлова! Я вас соединяю с Иосифом Виссарионовичем.
       - Правый берег Оки занят немцами? - спросил очень знакомый голос, (Лариса его много раз слышала по радио и документальным лентам, показанным в клубе),  с ярко выраженным грузинским акцентом.
       - Товарищ, Сталин, на правом берегу Оки нет немцев! На южной окраине Каширы сооружены баррикады. Перед баррикадами убит немецкий мотоциклист и подбит вражеский танк. Каширская ГРЭС  и железнодорожный мост через Оку  разминированы, по мосту бегают дети! - выпалила на одном дыхании  девушка.
       - На станции Вы одни?
       - Да. Кроме меня на станции никого нет!
- Не покидайте свое рабочее место, - отечески наставлял Верховный Главнокомандующий. - Вы будете награждены. К вам на помощь идут конники Белова.
         Только после того, как положила трубку, она почувствовала дрожь в коленях и ещё  в течение некоторого времени продолжала сидеть не подвижно, с трудом приходя в себя. Девушку из оцепенения вывила очередной телефонный звонок.
       - Телефонист Павлова. Слушаю Вас!
       - Здравствуйте, с Вами говорит Белов, командир кавалерийского корпуса. Я звоню с понтонной переправы. Вы можете обеспечить мне связь с товарищем Сталиным?
       - Извените, товарищ Белов, но откуда мне знать, что вы именно тот человек. Что, у Вас на языке клеймо опознавания установлено? (Слушая собеседницу, я не переставал удивляться смелости и отчаянности девушки - телефонистки той поры. - И.Ф.)
       - Я вас понял девушка! – со смехом в голосе ответил мужчина. - Если я сам явлюсь к вам, обеспечите мне связь?
- Посмотрим на ваше поведение,- ответила девушка в тон своему собеседнику.
         Действительно, через минут пятнадцать в помещение телефонной станции зашёл высший офицер и показал удостоверение личности на имя Белова (от автора: Павел Алексеевич Белов, в Великую Отечественную войну - командир 1-го гвардейского кавалерийского корпуса, командующий армией. Генерал – полковник (1944), Герой Советского Союза(1944). В 1955 - 1960 председатель ЦК ДОСААФ, депутат ВС СССР). Только после этого, телефонистка Павлова обеспечила ему связь с Верховным.
         Вот уже двое суток бессменно дежурившая на станции и всё это время голодная от того, что не может покинуть свое рабочее место и сходить в столовую, Раиса ещё не знала всех тонкостей, происходящих вокруг неё. Не знала также, что прорвавшаяся к южным окраинам Каширы 25 ноября 17-я танковая дивизия ударной группировки Гудериана была остановлена огнём зенитно - артиллерийского дивизиона майора А.П.Смирнова, прикрывавшего ГРЭС. Тем временем по приказу советской Ставки на Каширское направление были спешно переброшены 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерала П.А.Белова и остатки 112-й танковой дивизии полковника А.Л.Гетмана. Фланговым контрударом советской конно - механизированной группы противник 27 - 30 ноября был отброшен от Каширы в район Мордвеса.
       - Прошло несколько дней, - продолжает свой увлекательный рассказ моя собеседница. – Ко мне подходит часовой, охраняющий телефонную станцию, и говорит: «Вас спрашивает военный, он остался у входа». Выхожу, а там стоит Белов и под мышкой держит сверток.
       - Здравствуйте, девушка. Ну и молодчина Вы, - улыбнулся командир. Потом, приняв серьёзный вид, пожал мне руку и объявил: «За проявленную бдительность и смелость, а также образцовое исполнение своих функциональных обязанностей, вы награждаетесь 10 - метровым рулоном шёлка!» 
      - Надо думать, эта награда для Вас в то время, была ценной?
      - Конечно. Потом из него мать мне  одеало сшила. Хорошее одеало получилось…

Из досье автора:
        Раиса Романовна Михалёва (Павлова), 1924 года рождения, уроженка г. Каширы Московской области.Основные этапы трудового пути: 1941 (февраль) - 1947 гг. - ученица, а затем телефонистка, старший по смене (в сентябре 1943 г. присвоено персональное звание - техник связи I ранга) телефонной станции Каширы 9-й  дистанции сигнализации и связи Московской железной дороги; 1947 - 1979 гг.- табельщица автотранспортной конторы №5 треста «Мособлстройтранс».
        Награждена медалями «За борону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», «Ветеран труда» и другими, а также значком «Ударнику Сталинского производства».
        В Ступине проживает с 1947года.


Рецензии
Доброе утро!
Интересный эпизод.
Прекрасно описан.
Читатель знакомится и с главной героиней, и со Сталиным, Беловым, военными действиями немцев и Красной Армии.

Владимир Пузиков   01.10.2011 08:28     Заявить о нарушении
Спасибо Володя за замечательную рецензию. Это своё хобби буду продолжать и дальше.

Ирек Фатхелисламов   01.10.2011 14:08   Заявить о нарушении
Я жил много лет в Магнитогорске, значит мы земляки.

Симион Волков   08.10.2011 14:33   Заявить о нарушении
Симион, спасибо за отклик. Действительно, мы с Вами земляки по Южному Уралу. К тому же, ещё и соседи. Мне очень приятно встретить земляка на страницах Проза ру.

Ирек Фатхелисламов   08.10.2011 17:20   Заявить о нарушении
Мне тоже. У нас в соседях много лет жила семья и сына звали Ирек. Очень дружно мы с ними жили.

Симион Волков   08.10.2011 19:58   Заявить о нарушении