Спасите наши души!

Все-таки у советского правительства было чему поучиться, хотя бы мудрости и терпению. Свербило ведь в 1985 году у молодого генсека в одном месте, да еще рядом советчик оказался, постарше. Вот они на двоих и сообразили – мол, а пусть-ка наши люди посмотрят на жизнь трезвыми глазами!
Так родилось знаменитое или печально памятное – кому как – постановление 1985 года ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения». На этой неделе будет отмечаться очередная его годовщина. И ведь что примечательно. Месяц с лишним тогда прошел со дня апрельского пленума, объявившего об ускорении и гласности, и мечта повоевать с водкой явно не давала государственным мужам покоя, но ведь смирили гордыню, дали народу в последний раз вволю оттянуться на майские праздники. А потом уж начали. Да как начали…
Вообще новейшая история страны – это, как ни странно, и история водки. Как-то так у нас получается, что любые политические потрясения в первую очередь отражаются на спиртовом фронте, а потом уж и на всех остальных.
Ввязались в Первую мировую – сразу после Австро-Венгрии объявили войну спиртному. Лишенный привычного лакомства народ пил денатурированный, то есть отравленный спирт, вымирал целыми деревнями, но пил.
Установили свою, советскую, власть, взялись за самогонку. Кстати, в традициях того времени ее так по свойски и именовали даже в официальных документах – самогонка. Это потом уже поменяли пол – была женского рода, стала мужского – самогон. Да и зазвучало как-то менее панибратски, даже с почтением к народному напитку.
В войну недоедали, недопивали, но водочное производство не останавливалось. И пиво варили, куда ж без него. Доварились до того, что в послевоенное время жрать было нечего, а водки завались. В привокзальных буфетах просто бутерброд или кусок селедки на черствой горбушке фиг продавали, только в обязательном наборе со стограммовой апочкой.
Потом были легендарные 3-62, 4-12… Молодежь уже не понимает магическую привлекательность этих цифр, а для старого поколения они до сих пор звучат как заклинание. Точнее – предложение. Произнеси при пожившем человеке «Давай по 3-62», ни на секунду не задумается, что вы имеете в виду. Даже если вы мужчина, а этот поживший человек – дама. Или наоборот.
А «Кавказ», «Стрелецкая», «777», «72», «Изабелла», «Солнцедар» и прочее… На них же выросло не одно поколение советской молодежи. И в этом тоже свой символ, вечное непонимание отцов и детей. Теперь им совсем не интересны шлягеры, под которые, хряпнув «Кавказа», вытанцовывали их нынешние папки с мамками. И точно так же неинтересны все эти «777-е» портвейны. Они стоят в магазинах по цене бутылки хорошего пива, и качеством совсем не удовлетворяют возросшие запросы молодежи. Да и тем, кто познал вкус этого нектара в молодости, тоже неинтересны. Это ведь напиток подъездов, а в подъезды даже по малой нужде стало непросто зайти – кругом коды и домофоны.
Потом борьба нашей умнейшей партии за ускорение, а заодно с водкой и самогоном, довела страну до того, что водка имелась в каждом доме, потому что ее регламентировано выдавали пьющим и непьющим по талонам. Затем пошли знаковые в истории нарождающейся демократии напитки – сорокаградусные «Тархун» и «Чабрец». Причем, делало их не государство, а оборотистые кооператоры. Народ наконец-то мог купить выпить в магазине – и это стало одной из ярких иллюстраций того, что жизнь налаживается. Ведь деньги на выпивку всегда имелись – ни на что иное лютовавшая гиперинфляция их все равно не оставляла.
Дальнейшую историю своей страны вы и сами прекрасно помните.
Спирт «Ройял» и деятельность МММ.
Разноцветные пахучие ликеры и черный вторник, а потом и дефолт.
Левая водка и зарплаты, которые исчезали на третий день после похода к кассе, а у кого и на второй.
И как один из самых знатных подарков родного правительства своему многострадальному народу – акцизный кунштюк, когда водка и прочие спиртосодержащие жидкости дешевели с каждым днем. Литровую бутылку «Финляндии» можно было приобрести за 200 рублей! Правда, в годы борьбы и труда, небось, приурочили бы акцию с дешевеющим на глазах алкоголем к большому празднику – 7 ноября или 1 мая, в крайнем случае, новому году. А теперь до этого не додумались, или просто торопились очень.
И вдруг выяснилось, что нынешнее поколение совсем не обладает той запасливостью, что была свойственна советской эпохе. Произведенные запасы кончались, едва успев начаться, и ничего почти не откладывалось на черный день. Выходит, всего за двадцать лет в наших душах многое поменялось. А мы и не заметили…


Рецензии