Когда деревья еще большие

Как они все-таки счастливы, что не понимают еще быстротечности времени… Лишь потом, уже став взрослыми, осознают, что детство-то, оказывается, проносится как один миг. Только вчера еще не умел ни писать, ни считать, а вот уже освоена азбука, примеры с иксами, вот уже приглянулась соседка или сосед по парте, первый поход на дискотеку, первый поцелуй, выпускные – и, прощай, школа, прощай казавшийся вечным праздник защиты детей, к которому ты до того имел самое непосредственное отношение. И фраза «Я уже не ребенок» еще долго потом будет вспоминаться с ностальгической жалостью. В детство еще можно будет впасть, но стать ребенком уже не суждено никогда.
Если бы этот день замышлялся именно как детский праздник, он бы, наверное, носил более вольное имя – какой-нибудь День детства, например. А вот от международного дня защиты детей веет скорее взрослой озабоченностью, неким официозом. И пока детишки будут дружно рисовать мелом по асфальту, ходить в бесплатные культпоходы и играть в придуманные для них по случаю такого события игры, у взрослых будет повод задуматься о том, что трудно быть не только молодым, но и ребенком. И если кому-то из нас трудно выживать, проблемы на работе, то им от этого трудно вдвойне, они-то жизнь своих родителей уж точно никак не могут изменить…
То, что когда-то давно ООН поддержала инициативу Международной демократической федерации женщин и согласилось именно в первый день лета отмечать День защиты детей есть некая символика. Именно летом проблемы детства вдруг становятся очевидными как никогда. Школа, худо-бедно занимающая пытливые взрослеющие умы в обычное время отходит на второй план и вступают в права длинные трехмесячные каникулы.
– Раньше вы гуляли как? – интересовалась когда-то бабушка удава.
– Как? – изумлялись в ответ удав ростом в 38 попугаев и одно попугайское крылышко, мартышка, слоненок и прочие.
– Без присмотра, – отвечала бабушка. – А теперь вы будете гулять как?
– Как?
– Под присмотром.
А много ли у нас мест, где дети окажутся под этим самым присмотром, будут заняты пусть не общественно-полезным, но хотя бы интересным для себя делом, где им вовремя объяснят, посоветуют… Или где они отдохнут этим летом? Многим ли удастся съездить на курорт вместе с родителями или в загородный оздоровительный лагерь?
Уж как там у них за рубежом, где тоже, по логике, должны отмечать этот день, коли он международный, но у нас с настоящим вниманием к детским проблемам пока еще не очень хорошо. Возможно потому, что и внимание к взрослым тоже оставляет желать лучшего. Еще недавно в области около ста тысяч семей, где воспитываются дети, состояли на учете в органах социальной защиты населения, и вряд ли в последнее время положение кардинально изменилось. Так что за этой казенной фразой стоят людские проблемы, неминуемые, в связи с бедностью, семейные скандалы, в которых крайними зачастую оказываются самые слабые – дети. Это недокупленные «марсы» и сникерсы», которые всегда имеет возможность трескать упитанный мальчик из соседнего подъезда, скромная школьная одежда. А также первая выкуренная сигарета – чтобы почувствовать себя взрослым, первый глоток спиртного, циничное, воспитанное современным ТВ и кино – книжки по доброй воле уже мало кто читает, отношение к жизни…
Но ведь детство не может выбирать родителей, страну или город, условия проживания, и не виновато, что у кого-то они хуже, у кого лучше. И хотя бы в это удивительное время, которое не повторяется никогда, они, наши дети. могут, должны чувствовать, что нужны, что их любят, ими дорожат, по-настоящему, искренне. Кто это должен обеспечивать? Органы социальной опеки? Школа? Комитеты по образованию? Депутаты? Президент? Наверное, да. Но и еще кое-кто – все мы.
Вспомните, когда вы в последний раз пытались одернуть подростка, у которого мат занимает более половины его фразы. Или пристыдить за демонстративно выкуренную сигарету, выпитую бутылку пива. Мы привыкли с ними не связываться, резонно ожидая услышать в ответ нечто совсем не вписывающееся в школьную программу по литературе. Отойти, не обратить внимание, решить, что для воспитания чужих детей есть специально обученные специалисты – проще всего. А вот помнить о том, что мы – взрослые, а они – все-таки дети, куда сложнее.
Это не они должны защищаться, а мы – защищать. Мы, которые хотим, чтобы наша страна была великой и богатой духовно. Мы, которые детьми уже не будем никогда, но прекрасно помним то солнечное время, когда деревья были большими, чувства настоящими, а жизнь впереди – бесконечной…


Рецензии