Торжество освободительного духа или...

                «ТОРЖЕСТВО ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДУХА
                или
                НАЧАЛО  НОВОЙ  ВОЙНЫ?»
 
 Минувшему празднику 70-летия со Дня начала Великой Отечественной Войны
                посвящается…



          Недавнее празднование в Москве этой знаменательной даты в российской истории навело меня на некоторые мысли. Мне думается так, что определённым образом сформулированные соображения, публикуемые мною в этой статье, должны быть, впоследствии, представлены в форме открытого обращения к Парламенту и к Президенту.
          
           Итак, 70-ти летие со дня начала Отечественной Войны. Да, освободительной войны, безусловно-справедливой войны, таковой неоспоримо являющейся для русского и российских народов в критической оценке события, и, однако,...всё же, Войны… Войны, которая началась одновременно по обе стороны политически-обезумевшего мега-пространства Западной и Восточной Европы, - войны, которая есть высшая степень абсурда и злейшая форма безумного, сумасшедшего действия тех чудовищных энергий в ослепленных массах, каковое в мгновение ока стало тем, чему было назваться апокалипсисом гуманизма в веке двадцатом. Та историческая неумолимость, фатальная неизбежность столкновения двух культур, каждая из которых имела свои великие прегрешения пред смыслом и именем Добра на Земле, та страшная непростительность Судьи-Мести, скрытая во времени самого страшного из проклятий, когда-либо относимых жизнеутверждающему Разуму, - таковой была эта Война….Сколь счастливым сделалось её окончание в счёте невосполнимых жертв, принесённых на алтарь человекоубийства и коих, исполненный силою и достоинством дух наделяет национальное сознание и поныне! – О, сколь безгранично-ужасающим, - в сравнении сему, - представляется быть её начало в памяти и об одной только, самой первой из невинных жертв! Мы, однако, празднуем таки величие сего чёрного начала, не правда ли? – героическое величие всего того, что убедительно венчает нашу заведомо-утверждённую победу среди 25 миллионов свидетельных душ, глядящих на нас с того света каждый раз с «мироправедным елисейски-затаённым…волнением»…
            Освящённая память и Церковью, и Обществом… - гордость, в веках схоронённая в сердцах поколений…В этическом, однако, взгляде, в мысли истинно гуманистически-превосходной обо всём, что есть сегодняшняя цивилизация со всеми её достижениями и ценностями, не следует ли нам быть более объективными здесь в вопросах, именно и непосредственно, этического миротворительства? Все те выводы графа Толстого, вновь и вновь, в каждый период несущие нам откровения о беспардонной неумолимости раз начатого исторического процесса;  все те великие истины Гомера, извечно рисующие образы личностей, что превозносят героику именно переживания Хаоса разрушения и Катастрофы, во имя торжества прекраснейшей из идей Любви и дружеского Благородства, - кои становят мир, кои становят, этак, и сегодняшний мир, - разве не обращают они нас, единственно, к логике того критического смысла, каковой всеуслышно восклицает о том только, что сама по себе Война и само по себе провозглашение Её  - уже вселенское Зло?! И в этаком ракурсе, не есть ли тогда провозглашение Праздненства Дня Начала Войны (пусть и священной для нас), в каком-то проценте, всё же совершение именно этого Зла? Потакание сему старому Злу? Так и при «чудесно-приисном молебне», но уже по обратную (т.ск.) сторону кадила, - всё же невольное пробуждение одного из страшных демонов, имя которому «историческое злопамятство»?
            Если мы соотносим свои высшие понятия такому смыслу, как духовное наследование модели судьбы, претворяемой «из произошедшего - в происходящее», а потому, неизбежно в характере своём, сколько-то повторяющей образы полярных чувств и сценарии уготованных событий на карте мега-исторического злобства, - мы не сможем не согласиться с тем, что спиритуализация фрагмента истории, подобного началу Войны, есть в чём-то духовное прегрешение пред заповедью Гуманистического Мира. «Не очень хорошая карма» - так выразились бы адепты. Уже сам факт того, что смысл торжественного празднования сей даты в России весьма подчёркивает нашу б^ольшую обособленность от остального гуманистически-политического пространства миро-образующих и мироутверждающих держав цивилизованного сообщества, - а, с тем, создаёт подспудный контраст единенных чувств отдельной нации, в противопоставление эмоционально-этическому паритету в транс-национальном пространстве, - таковое само по себе говорит в пользу небеспочвенности излагаемых здесь опасений.
            Я не перестаю обращать внимание оппонирующей стороны к смыслу обретения в людях русской культуры образа общеевропейского Человека и его утверждённого нравственного начала, способного видеть Мир цельным своими двумя глазами, а не только, по-очерёдно, правым или левым. В том, мне вдруг представляется, - и да простится мне невольное сравнение: - День погребения Духа Войны,  день вселенского окончания Её широко-раскрытыми глазами мы встречаем, как Жизнь; - в День начала Катастрофы, в день возмущённого анти--человеческого Безумия мы, кривясь и жмурясь, одним только глазом привечаем страшилище-Смерть. В мыслях о другой стороне европейских взглядов, мы не сможем быть безучастны к тому, когда в одной, взять к примеру, стране Западной Европы официально взялись бы вдруг, торжественно и ритуально, праздновать День Объявления Войны, День её тёмных начал , и, - тем не менее, - в чём-то, именно таковому подобный, сакрально-патриотический жест мы до сих пор практикуем в России. - Что может олицетворять собой такой историзированный жест на сегодня? Что таковой утверждает собой по взгляду в будущее? То, что у государства Российского навсегда пребудет сил для достойного отпора всякому Злу? - то, что если вдруг «…с мечом, то - от меча…», - то, однако, что, и так, однозначно понятно и памятно в день Великой Победы 9-го мая, именно русски-Отечественного Мая. - Кого же тогда мы, ко времени нынешнему, готовы (как если бы дважды) гнать прочь, - ибо именно в таком психологическом ракурсе преподаёт себя историзированный жест национальной гордости, в контексте подспудного Гео- и Право- полярного мышления в обществе, политизированном прежде всего повседневной нравственностью сторон; - кому же тогда мы даём сей несомненный, в случае сим, отпор? И, вот, попусту, можно вновь уж начать сыпать разные претензии в адрес Штатов, в адрес НАТО,…ах, неужели опять вновь той же Европы, этак с великой гордостью думая, при этом, как можно скорее вступить в ВТО, и, так сказать, наконец-то раскрыть границы?...
            Мне искренне думается, что достоинство сильной нации, способной защитить себя в суровые годы возможных конфликтов, не весьма нуждается в социально-аффектирующих катализаторах тех праздненств, что утвержают волю к войне. Вряд ли кто-то усомниться, сколь велика она в русском народе, сия воля. Нельзя, конечно, не согласиться с тем, что 70-летие – это, действительно, круглая дата, знаменательная дата, и дата всех тех из остающихся ещё с нами пенсионеров, для кого произошедшая страшная война, увы, не миф и не надумь, а воистину – реальная память. И, тем не менее, ко всем возможным доводам и контр-доводам, уважаемая оппонирующая сторона…
            …Я знаю, что по теории социально-психологических рефлексий, - коль пристало мне, как западнику в России, выразить своё мнение касательно вопроса уместности празднования начала Отечественной Войны, - то в проценте вероятности, следом ответно могли бы звучать также и предложения из рода того, чтоб торжественно, к примеру, утвердить празднование Начала Войны на Халкин-Голле. Таковое, однако, может случиться, ведь, и совершенно произвольно, и нисколько не соотносясь поставленной мной здесь теме. Быть может, я только потому и сочинил эту статью, в желании видеть сколький-то потенциально-ненарушенный нравственно-гуманистический баланс в своём государстве…

               
                / 26.06.2011 - Moscow /


Рецензии