Донецк. Прощание с Украиной. Ч. ХI

    Появились первые российские деньги. На купюрах РФ образца 1992—1993 годов на месте, где раньше был Ленин, просто изображался Московский кремль.

   С 1996 года (серия 1995 года) появляются уже оригинальные денежные знаки большого номинала в связи с продолжающейся гиперинфляцией. На деньгах изображаются достопримечательности городов России: Владивостока (1000 рублей 1995 года), Новгорода (5 рублей), Красноярска (10 рублей), Санкт-Петербурга (50 рублей), Москвы (100 рублей), Архангельска (500 рублей), Ярославля (1000 рублей), Хабаровска (5000 рублей). Дальше больше, венцом стали банкноты номиналом 500 000.

 Все жители России стали миллионерами. Ввиду гиперинфляции между предприятиями  "расцвёл" бартер - расчёт в производимой продукции.

  Да, забыл сказать, что в это время появилась уже и украинская валюта – карбованец.

   Интересно, скажет некоторая доля читателей, но для чего это изложено здесь, в этом произведении?

  А дело в том, что обменять денежные знаки России на (в) Украине официально долгое время было практически невозможно. Потом можно было поменять в банке, но по очень невыгодному курсу, да и столько времени нужно было затратить на это, и банков тогда с обменом было немного…

  Нас снабжали в командировку российской валютой, а дальше всё зависело от нашей предприимчивости.

  Но российский рубль пользовался большим спросом, т.к. Донецкая область граничит с Россией, и для выезда туда нужна, естественно, российская валюта.

  Охотно брали рубли в гостиницах по курсу для себя, в газетных киосках.

  Были и всем известные нелегальные места для обмена, т.к. дело это было незаконным.  Одним из них был вход в универмаг «Белый лебедь».

  Новые карбованцы явно печатали в спешке, не предполагая, что они долго продержатся. На плохой бумаге, практически без средств защиты от подделки, какие-то полинялые от природы. В народе их метко прозвали «фантики».

  Карбованцы всех достоинств были одного размера, что делало их очень удобными для всяческих махинаций  при обмене. Мне пришлось испытать два классических способа обмана при обмене.

  Первый – как раз у «Белого лебедя».   Парень, который производил обмен, явно нервничал, видно не совсем освоил технику махинаций. Он спросил, сколько я хочу обменять. Потом  па моих глазах отсчитал обменную сумму в карбованцах и надел на пачку черную резинку. Потом передал деньги мне и предложил пересчитать сумму.

  Все сходилось. Я передал ему российские рубли, он их пересчитал, положил в карман, и тут же сказал, что он, кажется, ошибся, недоложив карбованцев. И попросил дать пачку с резинкой ему, чтобы он  снова мог пересчитал их.

  Я, лох, что-то заподозрил, но отдал деньги, на всякий случай взяв его за рукав.
  Тут в толпу «обменщиков» ворвался бомбой какой-то парень ( как потом понял, сообщник менялы) с криком: «Милиция!». Все бросились врассыпную, парень сунул мне пачку карбованцев, перетянутую «той же» черной резинкой и вырвался. Затем нырнул в кусты. Я тоже поспешил от этого опасного места.
  И только отойдя на уже большое расстояние, что-то кольнуло в мыслях. И я решил проверить пачку карбованцев.
 Сверху, действительно, лежали настоящие 10 карбованцев, далее пошли банкноты мелкого достоинства по 1 карбованцу. А ещё дальше простая бумажная нарезка.
  Обыкновенная кукла, как говорят сейчас. Но но тогда я и слов-то таких не знал. Но что тут поделаешь….
  Вспомнил, как парень всё время предлагал поменять ещё бОльшую сумму, на что я не поддался, и утешился этим.  Досадно было. Мы еще несколько раз (уже с приятелем) ходили в то же место, пытаясь найти проходимцев, но, увы…


 Окончание...http://www.proza.ru/2011/06/28/330

На фото Донецкая областная библиотека, универмага "Белый Лебедь" не нашёл в Интернете.И моего фото нет.


Рецензии
Мошенничество процветало во всех видах. Мне всего один раз пришлось менять доллары на рубли, попросила сделать это свою знакомую, работавшую в сбербанке.

Галина Вольская   15.01.2024 13:19     Заявить о нарушении
А мне приходилось многократно заниматься обменом, ведь мы с женой почти каждый год ездим в Крым
А Тым, до недавнего времени хозяйничала Украина.
Благодарю за прочтение и рецензию.

Федоров Александр Георгиевич   15.01.2024 13:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.