Несколько слов о русском сабантуе и Анне Ахматовой
Слово «сабантуй» давно вошло в обиход русской речи и воспринимается как естественный ее элемент. Часто какие-нибудь молодые люди, понятия не имеющие ни о татарских обычаях, ни о татарском языке, говорят: «У нас намечается сабантуй». Они имеют в виду веселое жизнелюбивое празднество с непременным застольем.
Вспомните, кстати, как пишет о сабантуе Александр Твардовский в своей поэме «Василий Теркин».
Короче говоря, слово «сабантуй» стало исконно русским, подобно другим всем известным татарским словам: сундук, колчан, богатырь, телега, жемчуг, ватага, сарафан, башмак, ямщик, сарай, балык, ,караван, курган, базар, арбуз, утюг, туман, кушак, лапша, чулок, халат, тулуп, шаровары, кистень и ... деньга, наконец. Продолжать этот список можно бы очень долго.
Кстати, эвакуированы мы были в татарский городок Мензелинск на Каме, коренные жители которого были крещены еще во времена Ивана Грозного.
«Похоже, мне эта ситуация знакома, - сказала Ахматова: Бабушка – татарка, отец – украинец…»
Стали хрестоматийными ахматовские строки:
Мне от бабушки – татарки
Были редкостью подарки.
И зачем я крещена
Горько гневалась она…
Как известно, фамилия Анны Андреевны – Горенко. А фамилия «Ахматова», заставляющая вспомнить о татарском хане Ахмате(Ахмете) связана с татарским происхождением матери Анны Андреевны.
Впрочем, хотя кое-кого это раздражало и раздражает до сих пор, но к глубокому воздействию татарского этноса на русский мир и великую русскую культуру, в частности, Ахматова относилась чрезвычайно серьезно.
Как можно закрывать глаза на то, возмущалась Анна Андреевна, что самые известные и знатные дворянские фамилии восходят к древним татарским родам: Кутузовы, Булгаковы, Шереметьевы, Апраксины, Аракчеевы, Ермоловы, Суворовы, Карамзины, Басмановы, Татищевы, Тютчевы, Уваровы, Горчаковы, Кропоткины, Курбатовы, Турчаниновы, Баскаковы, Строгановы, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы, Юсуповы, Куракины, Мусины-Пушкины, Огаревы, Бердяевы, Танеевы, Тургеневы, Тимирязевы, Чаадаевы, Бекетовы...
М.Ю.Лермонтов, который отправился в Тифлис изучать «татарский» язык, считая это совершенно необходимым цивилизованному человеку, и написал там очаровательную сказку «Ашик-Кериб», что называется, зрел в корень.
А сколько мудрости в пушкинском «Подражании Корану»!
Ахматова высоко ценила великого татарского поэта Габдуллу Тукая. Удивительно, что Тукай, умерший совсем юным в 26 лет, еще мальчиком написал классические стихи об органической принадлежности татарского этноса русской цивилизации.
«Послушайте, - говорила мне Анна Андреевна :раз уж Вы знаете татарский язык, не заняться ли Вам переводами из Тукая. Хотите, я поговорю с Семеном Липкиным, он у нас главный по переводам.»
Переводчиком я не стал.
Но давно уже пытаюсь осмыслить значение «татарского следа» в самых выдающихся явлениях русской культуры.
Многие ведь и не подозревают, как велико сообщество деятелей русского и мирового искусства и науки, в жилах которых течет татарская кровь.Известно ведь, что предком Гаврилы Романовича Державина был Мурза Багрим, который в ХV веке приехал в Москву из Золотой Орды на службу и здесь был обращен Василием Темным в православную веру.
А если вспомнить о писателях Федоре Достоевском, Михаиле Салтыкове-Щедрине, Александре Куприне, Михаиле Арцыбашеве; композиторах Александре Алябьеве, Александре Скрябине, Сергее Рахманинове, Сергее Танееве, Софье Губайдуллиной; танцовщиках Галине Улановой, Анне Павловой, Рудольфе Нурееве, Нинели Кургапкиной; живописцах Иване Шишкине, Николае Фешине; ученых Илье Мечникове, Климентии Тимирязеве, Иване Павлове, Константине Циолковском , современном физике Роальде Сагдееве, кардиологе Ренате Акчурине...
Приходят на память и выдающиеся актеры Василий и Петр Каратыгины, Николай Мордвинов и Николай Хмелев, Максим Суханов и Александр Баширов, Сергей Шакуров и Марат Башаров, Рената Литвинова, в конце концов... Да мало ли кто еще?
Но не пытайтесь выделить в русской культуре этакий «татарский анклав». Ничего из этого не получится…
Мирсаид Сапаров
доктор искусствоведения
директор Международного киноклуба SAPAROV
Опубликовано в федеральном издании "Татарский мир", 2012, №8(6343)
www.vatanym.ru/content/images/tm0812.pdf
Свидетельство о публикации №211062701324