Несколько слов о русском сабантуе и Анне Ахматовой

   
   Слово «сабантуй» давно вошло в обиход русской речи и воспринимается как естественный ее элемент. Часто какие-нибудь молодые люди, понятия не имеющие  ни о татарских обычаях, ни о татарском языке, говорят: «У нас намечается сабантуй». Они имеют в виду веселое жизнелюбивое празднество с непременным застольем.
   Вспомните, кстати, как пишет о сабантуе Александр Твардовский в своей поэме «Василий Теркин».
   Короче говоря, слово «сабантуй» стало исконно русским, подобно другим всем известным татарским словам: сундук, колчан, богатырь, телега, жемчуг, ватага, сарафан, башмак, ямщик, сарай, балык,  ,караван, курган, базар, арбуз, утюг, туман, кушак, лапша, чулок,  халат, тулуп, шаровары, кистень и ... деньга, наконец. Продолжать этот список можно бы очень долго.

   Кстати, эвакуированы мы были в татарский городок Мензелинск на Каме, коренные жители которого были крещены еще во времена Ивана Грозного.
   «Похоже, мне эта ситуация знакома, - сказала Ахматова: Бабушка – татарка, отец – украинец…»
    Стали хрестоматийными ахматовские строки:

                Мне от бабушки – татарки
                Были редкостью подарки.
                И зачем я крещена   
                Горько гневалась она…

   Как известно, фамилия Анны Андреевны – Горенко. А фамилия «Ахматова», заставляющая вспомнить о татарском хане Ахмате(Ахмете) связана с татарским происхождением матери Анны Андреевны.
    Впрочем, хотя кое-кого это раздражало и раздражает до сих пор, но к глубокому воздействию татарского этноса на русский мир и великую русскую культуру, в частности, Ахматова относилась чрезвычайно серьезно.
    Как можно закрывать глаза на то, возмущалась Анна Андреевна, что самые известные и знатные дворянские фамилии восходят к древним татарским родам: Кутузовы, Булгаковы, Шереметьевы, Апраксины, Аракчеевы, Ермоловы, Суворовы, Карамзины, Басмановы, Татищевы, Тютчевы, Уваровы, Горчаковы, Кропоткины, Курбатовы, Турчаниновы, Баскаковы, Строгановы, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы, Юсуповы, Куракины, Мусины-Пушкины, Огаревы, Бердяевы, Танеевы, Тургеневы, Тимирязевы, Чаадаевы, Бекетовы...
   М.Ю.Лермонтов, который отправился в Тифлис изучать «татарский» язык, считая это совершенно необходимым цивилизованному человеку, и написал там очаровательную сказку «Ашик-Кериб», что называется, зрел в корень.
   А сколько мудрости в пушкинском «Подражании Корану»!
   Ахматова высоко ценила великого татарского поэта Габдуллу Тукая. Удивительно, что Тукай, умерший совсем юным в 26 лет, еще мальчиком написал классические стихи об органической принадлежности татарского этноса русской цивилизации.
   «Послушайте, - говорила мне Анна Андреевна :раз уж Вы знаете татарский язык, не заняться ли Вам переводами из Тукая. Хотите, я поговорю с Семеном Липкиным, он у нас главный по переводам.»
   Переводчиком я не стал.
   Но давно уже пытаюсь осмыслить значение «татарского следа» в самых выдающихся явлениях русской культуры.
   Многие ведь и не подозревают, как велико сообщество деятелей  русского и мирового искусства и науки, в жилах которых течет татарская кровь.Известно ведь, что предком Гаврилы Романовича Державина был Мурза Багрим, который в ХV веке приехал в Москву из Золотой Орды на службу и здесь был обращен Василием Темным в православную веру.
  А если вспомнить о писателях Федоре Достоевском, Михаиле Салтыкове-Щедрине, Александре Куприне, Михаиле Арцыбашеве; композиторах Александре Алябьеве, Александре  Скрябине, Сергее Рахманинове, Сергее  Танееве, Софье Губайдуллиной; танцовщиках Галине Улановой, Анне Павловой, Рудольфе Нурееве, Нинели Кургапкиной;  живописцах Иване Шишкине,  Николае Фешине; ученых Илье Мечникове, Климентии Тимирязеве, Иване Павлове, Константине Циолковском , современном физике Роальде Сагдееве, кардиологе Ренате Акчурине...
   Приходят на память и выдающиеся актеры Василий и Петр Каратыгины,  Николай Мордвинов и Николай Хмелев, Максим Суханов и Александр Баширов,  Сергей Шакуров и Марат Башаров,  Рената Литвинова, в конце концов...  Да мало ли кто еще?
   Но не пытайтесь выделить в русской культуре этакий «татарский анклав». Ничего из этого не получится…

                Мирсаид Сапаров
                доктор искусствоведения
                директор Международного киноклуба SAPAROV

     Опубликовано в федеральном издании "Татарский мир", 2012, №8(6343)
      www.vatanym.ru/content/images/tm0812.pdf


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.