Сказки Семейка Рыжих глава 34

ГЛАВА  34.  ЕСТЬ ЛИ АНГЕЛЫ?               

     Бабушка сидела в гостиной, вязала очередную ажурную шапочку и ждала по космовидению свою любимую передачу «Для тех, кому за…». Дело в том, что она задала вопрос и ждала на него ответ. А вопрос был такой: «В каком квартале года будет модно красить волосы во все цвета радуги?»
    Почтенная Горошина, хотя и была самой старшей  женщиной в Семейке Рыжих, никогда ни в чём не отставала от моды.
     Она говорила:
     - Это украшает мою жизнь.
     Когда же у неё с тревогой спрашивали, может, ей чего-то не хватает, может, кто-то её обижает, раз ей приходится украшать свою жизнь, бабушка смеялась:
    - Глупые вы ещё, не всё понимаете. Жизнь надо украшать каждый день, каждую минуту. А рецепты у каждого свои. Поживёте с моё, поймёте.

     В её комнате в красивой серебристой рамочке висело стихотворение:

     Состарившись, куплю себе парчу
     И шляпку с безобразными полями.
     И пенсии на  масло мне не хватит.
     Её в три дня в киосках прокучу.

     Рамочку для стихотворения делал Сударь Горох. Прочитав, он спросил:
    - Может быть, ещё дописать имя автора?
    Бабушка легонько (и в шутку, уверяем вас) вздохнула:
   - Ах, друг любезный, если бы я знала, кто написал эти стихи! Увидела  их в метро. Помните, одно время в нашем метро появились стихи Пушкина, Тютчева, Баратынского, Мандельштама, Бродского, Арсения Тарковского и других поэтов разных стран и континентов? О шляпке слова мне так понравились, что я решила их записать. Но ручки у меня с собой не было. И запомнить всё сразу не сумела.
    Пришлось мне  на следующий день поехать на ту же ветку метро. Я не записала стихи, а сфотографировала. Но имя автора было уже залеплено не очень остроумным афоризмом. Знаю одно, автор стихов о шляпке англичанка. Впрочем, не уверена. Может, и англичанин.
    Сударь Горох внимательно выслушал Почтенную Горошину. Он тоже любил поэзию, но предпочитал древних авторов, например, Овидия.
    - Любезная мадам, вы упомянули Арсения Тарковского…
    - Ах, Арсений! – перебила его Почтенная Горошина, - вот это мой поэт! Сколько же слёз я пролила над его любовной лирикой!

    Сударь Горох удивленно поднял вверх брови, и они стали напоминать «галочку».
    Вы не знаете, что такое «галочка»? Давно повелось, что летящую птичку стали изображать вот таким знаком – V, и назвали его «галочкой» в честь очень умной птицы галки. Иногда говорят: «Поставь «галочку», чтобы знал, до какой строчки дочитал».
   Но мы не советуем ставить «галочки» в книгах, это их портит; пользуйтесь закладками. И никогда не загибайте страницы книг, учебников – это будет характеризовать вас с плохой стороны.
 
   - Мне тоже нравятся стихи Тарковского, - Сударь Горох проявил деликатность – не стал смеяться над  словами бабушки, что она плачет над стихами. - Вот эти я часто вспоминаю в сутолоке дня:

     Порой по улице бредёшь,
     Нахлынет вдруг невесть откуда.
     И по спине пройдёт как дрожь.
     Бессмысленная жажда чуда.

    Но этот разговор с Сударем Горохом был раньше. А сейчас бабушка сидит и вяжет. Уже пошли позывные её передачи.
    Как вдруг быстро распахнулась дверь в гостиную, и влетела, именно влетела, хоть, конечно, вбежала, так как Горошины сами по себе не летают, одна из средних по возрасту внучек. Эта Горошина  конструировала и шила шляпки. В семье её звали «Рыжая Шанель».
     Причем, шляпку она могла сделать из бумаги,  тростника, ткани, даже из отслуживших своё пластмассовой бутылки и ведра. Родители, обнаружив эту её, как написал поэт Михаил Лермонтов:  одну- но пламенную, страсть, выделили дочери мансарду на «хозяйственном» этаже дома. Отец и дедушка по её заказу сделали два больших круглых вертящихся стола и множество полочек разного размера.
    На широких полках лежали уже готовые шляпки, а на маленьких были различные заготовки, материал, а также сохли полевые цветы, листья, веточки. Были тут ещё и манекены девушек и юношей,  безволосые головы которых прикрывали готовые или полуготовые изделия хозяйки мансарды.
 
     На многих шляпках красовались пёрышки. Нет, конечно, никто их не выдёргивал у волнистых попугайчиков и у Графа. Перья выпадали, отжив своё, давали возможность расти новым. У всех живых существ, имеющих перья, шерсть, волосы, время от времени они выпадают. У людей каждый день выпадает до ста волос с головы. А на их месте растут новые. Так в природе идёт великий процесс – обновление.
 
    Шляпки «Рыжей Шанель» мог примерить каждый – никому, даже мальчикам, это не запрещалось. Было одно условие: не рвать. Взял, покрасовался и положи на место. Хочешь куда-то в ней пойти, пожалуйста. Но верни в целости и сохранности, уважай чужой труд.
   Почтенная Горошина, сама имевшая слабость к шляпкам, нередко была первой, кому внучка предлагала «опробовать новую шляпку и сказать своё веское слово».
   Бабушка делала это всегда с удовольствием. Она, не торопясь, надевала  «произведение искусства», смотрела на себя в зеркало, кокетливо поворачиваясь то в одну, то в другую сторону, и повторяла слова прекрасной актрисы Фаины Раневской:
    - Да, красота – это страшная сила!..

         Внучка влетела, как пчёлка. Щёки её раскраснелись, малюсенькая шляпка сбилась на бок. Прямо у порога она крикнула:
   - Бабулечка, а ангелы существуют?
   Почтенная Горошина от неожиданности даже привстала с кресла и перестала вязать.
   - Почему тебя вдруг заинтересовали ангелы? - спросила она.
   - Я была сейчас в клубе «Задай вопрос!». Там и заспорили: ангелы – это выдумка или они, в самом деле, существуют?
   - И что ты ответила?
   - Что не знаю.
   - Но это же не ответ. А своё мнение у тебя есть?
   - Я сомневаюсь, что ангелы существуют. Хотя и не сомневаюсь в том, что они есть. Бабушка, а ты веришь или сомневаешься?

   - Скорее, верю. Сегодня я споткнулась в огороде о корень старого дерева. Сильно споткнулась, посмотри на ботинок – след остался, так кожа содралась. Но я не упала! Считаю, что меня ангел-хранитель поддержал.
   - Какой ещё ангел-хранитель! – воскликнула с недоверием внучка.
   - Распространено мнение, что у каждого из нас есть свой ангел-хранитель. Он с нами всегда. И оберегает, старается помочь.
   - Бабушка, ты это серьёзно? Или разыгрываешь меня?
   - Слишком серьёзная тема разговора, чтобы шутить. – Бабушка уже давно перестала вязать, и космовизор выключила, так и не узнав, в каком квартале года будет модно красить волосы во все цвета радуги.
   - Многие мои друзья считают, - настаивала внучка, - что в ангелов верят лишь необразованные, невежественные личности.
   - Вокруг нас много таких явлений, дитя моё, - терпение Почтенной Горошины было поистине ангельское, как нередко говорят, -  во что можно верить или не верить, а они существуют. Хотим мы этого или нет.
   - Ты меня совсем запутала, бабушка.
   - Дорогая моя внучка, - Почтенная Горошина усадила Горошину рядом с собой в кресло, поправила ей шляпку, обняла за плечи, - легче всего сразу же что-то отрицать. Если мы чего-то или кого-то не видим, это вовсе не значит, что их нет.
    Ты не раз бывала в наших музеях. Многие художники прошлых веков писали картины на так называемые религиозные темы. Вспомни, и ангелы на этих полотнах есть: младенцы с крылышками. Такими художники представляли себе ангелов. Что это: фантазия художников или всё же кто-то видел и знает, как выглядят ангелы? Трудно сказать. Зачем им крылья? Чтобы откуда-то прилетать? Чтобы легче было поспевать за теми, кого они охраняют? Вопросы, вопросы… Наверное, сколько существует наша Вселенная, столько и идёт спор об ангелах. И не только о них.
 
   - Если, как ты говоришь, бабушка, ангелы есть у каждого из нас, и охраняют, то почему кто-то погибает при автомобильной аварии на дороге, кто-то тонет? А наша Фея! Где был её ангел-хранитель, когда она находилась в стручке? Почему допустил, чтобы она родилась больной? Мы не можем закрывать глаза на разные несчастья. И что же ангелы? Плохо выполняют свою работу? Пропускают занятия в своих школах? Что ты, бабушка, на это ответишь?
    -Моя дорогая, если бы я могла ответить на все эти твои вопросы, я была бы Пророком, а не обыкновенной старой Горошиной. Я знаю одно: просто так ничего не бывает. Ничего не появляется на пустом месте. Может, у кого-то из живущих или живших на нашей планете есть дар видеть ангелов. И именно с двумя крыльями, как рисуют их художники.
   - А мне что делать, бабушка? Если в нашем клубе снова заспорят об ангелах, что мне ответить?
  - Почему ты непременно должна отвечать на этот вопрос?
  - Как ты не понимаешь! Если отвечу, что верю в ангелов, меня назовут суеверной. Скажу, что не верю, наверное, смеяться будут.
  - А ты выбери нейтральный ответ: дескать, даже учёные не могут определенно сказать есть ли ангелы, а, если есть, то, как они выглядят, где живут, что едят и пьют. Пошути, в этом ничего обидного ни для кого нет. Важнее другое: каков твой ответ для себя. А не для других.
  - А у тебя, бабулечка, есть ответ для себя?
  - В моём возрасте он обязательно должен быть.
  - Значит, ты веришь в ангелов? Ответь, я никому не скажу.
  - А я и не скрываю, что верю. У кого-то я прочитала фразу «Ангел мой, пойдём со мной». И теперь, когда утром выхожу из своей комнаты, и когда иду на выставку или просто погулять, я прошу: «Ангел мой, пойдём со мной».

  - А мне можно так говорить? – спросила внучка.
  - Можно. И тебе, и всем остальным.
  - Как говорить: вслух, громко, про себя или мысленно?
  - Как хочешь, так и говори. Главное верить в то, что ты говоришь. Что же касается возможных насмешек твоих друзей, запомни: нельзя идти, как говорят, на поводу, у кого бы то ни было. Умей отстаивать своё мнение, даже если оно не совпадает с чьим-то.
   Приведу такой пример: идёт собрание, обсуждается какая-то тема, появляются разногласия. Кто-то предлагает: «Давайте проголосуем». Поднимают руки. Делается вывод: если больше поднято рук «за», то решение надо принимать именно такое. А, по моему мнению, не всегда право это большинство.

   Бабушка и внучка не заметили, как в гостиную вошёл дедушка. Как все военные, Маршал мог ходить совершенно бесшумно. Он, конечно, пришёл не один, а с Графом. Но и попугай не издал ни шороха – вот что удивительно, наверное, разделял важность момента, как выразился бы в такой ситуации один из старших сыновей Горохов.
   Дедушка с интересом слушал дискуссию. Когда он заговорил, бабушка и внучка вздрогнули.
   - Как ты нас напугал, дедушка, - закричала внучка. – Так тихо вошёл, что мы не услышали. Может, ты ангел?
   - Я, драгоценная моя внучка, для ангела слишком большой. Слышала, что бабушка сказала? Ангелы – это младенцы с крылышками. А у меня крыльев нет, - дедушка повернулся к ним спиной, чтобы показать, что крыльев у него нет. -  Может, когда-то и были, да сплыли.
      - Вы всё шутите, - с укоризной в голосе сказала Почтенная Горошина.

     - Любезная мадам, слишком серьёзный вы вели разговор, чтобы я посмел смеяться. Ангелов я не видел, не хочу говорить неправду. Но могу рассказать о Женщине в белом…
  - Женщине в белом? – воскликнула внучка, - как интересно! Расскажи, расскажи, дедушка.
  - Это было во время войны, в которой я,  вы знаете, участвовал, как солдат. Шёл жаркий бой. Недалеко от меня разорвался снаряд, и  я был заживо похоронен. К счастью, земли надо мной оказалось немного. На какое-то время я, вероятно, потерял сознание. Очнулся и почувствовал, что задыхаюсь. Мне удалось выбраться.
    Все мои товарищи или погибли, или спрятались в окопах. Я остался один. Мне казалось, что я один не только на том поле, где шёл бой, но и на всей планете. Вокруг грохотало, чёрными столбами высоко в небо поднимались земля и дым. Я был очень молод и, конечно, мне не хотелось умирать. Знал, что помощи  ждать  неоткуда. И смирился, сам себе сказал: «Будь, что будет. Ты сделал всё, что смог, как защитник Отечества».
    И вдруг впереди меня стала развеиваться дымка, она всегда есть там, где взрываются снаряды, бомбы. И в светлых пятнах дымки появилась женщина в белых развевающихся одеждах. Я замер, протёр глаза, думал, что померещилось. Но видение не исчезло.
    Женщина сделала мне знак. Понял: надо идти за ней. И я пошёл, вернее, пополз. Полз долго, весь изорвался, кожа на ногах висела клочьями. Не заметил, когда исчезла Женщина в белом. Думаю, она исчезла, когда я был уже в безопасности. Я заплакал и сказал: «Спасибо, Женщина в белом, за спасение».
    Был ли это ангел или кто-то другой, не знаю. Вот такая история! Никому не рассказывал, только вам, любезные мои сударыни.
   - Чего только не бывает в нашей жизни! – сказала Почтенная Горошина.

   - Дед, да ты герой! – внучка подбежала к Маршалу и обняла его. – А может, и не было никакой Женщины в белом, а ты сам выбрался, ты же никогда не сдаёшься!
   - Женщина в белом была, - твёрдо сказал дед. – Ещё несколько раз я слышал о таком же спасении от тех, кто был на волосок от смерти. Лётчик один рассказывал. Зачем ему врать!

    Как говорят, повисла тишина. Мог ли Граф не воспользоваться этой паузой? Никак не мог. Это было не в его характере.
   - Браво! Браво! Бр-р-р-аво! – с чувством проговорил Граф, усилив своё восхищение Маршалом  раскатистым «р». Подумал и с ещё большим чувством сказал:
   - Сокол!
   Граф, как говорят, растопил напряженную обстановку в гостиной. Все засмеялись. Попугай поклонился, покосился глазом на дедушку, чтобы узнать: доволен ли вожак его стаи?
   - Спасибо, милорд! – дедушка церемонно приложил руку к груди и слегка поклонился. – Вы настоящий друг!
   - Др-р-р-р-уг! Спасибо! – повторил Граф и наклонил голову, что можно было принять, как поклон.

   Потом дедушка обратился к внучке:
   - Юная сударыня, запомните хорошенько, что сказала вам ваша мудрая бабушка, - тут он сделал поклон в сторону Почтенной Горошины, - умейте отстаивать своё мнение. Когда польский астроном Николай Коперник, а это, к вашему сведению, было аж в шестнадцатом веке, а сейчас у нас двадцать первый век, доказал, что Земля не стоит на месте, а вращается вокруг своей оси, ему не поверили. Вы, конечно, читали в учебниках о разных версиях, почему планета Земля не падает. В прошлые времена говорили, что она удерживается тремя слонами, стоит на трёх огромных черепахах, и о многом ещё таком же. А Коперник, как учёный, верил лишь своим наблюдениям и расчётам. Его труды были запрещены католической церковью вплоть до девятнадцатого века.

     Но правду невозможно спрятать и спеленать. Через двадцать один год после смерти Коперника в Италии родился Галилео Галилей. Он тоже стал астрономом, открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера (а всего планета Юпитер имеет шестнадцать спутников), пятна на Солнце и многое другое. Он подтвердил теорию Николая Коперника: планета Земля не неподвижно покоится на трёх слонах, а вращается вокруг своей оси. За это  Галилея чуть не сожгли на костре, как еретика, то есть отступившего от религии того времени. Он был вынужден публично отречься от учения Коперника. Но это было мнимое отречение. Галилей отрёкся ради того, чтобы продолжать свои астрономические исследования.  Никакой учёный не отречётся от того, в чём он уверен.
      Но,  когда опасность – быть изжаренным на костре – миновала, Галилео Галилей воскликнул: «И всё-таки она вертится!». Галилея называли «узником инквизиции». Но он продолжал  свои опыты.
     Учёный жил в Пизе, где задолго до его рождения была построена колокольня, названная Пизанской башней.
   - Это та башня, которая падает? – спросила «Рыжая Шанель».
   - Да, та самая, - ответил Маршал. – Есть информация, что она стала наклоняться ещё при строительстве. Так вот, на эту колокольню  много раз поднимался Галилей. Он бросал вниз шарики разного размера и следил за их полётом.
    Но я увлёкся и отошёл от  темы разговора, -  закончил свою речь дедушка. И обратился снова к внучке. – А вам, сударыня, ничего не грозит, если вы признаетесь, что верите в ангелов. Насмешки? Что насмешки! Они не прилипают к тому, кто уверен в себе. Всегда вспоминайте Галилео Галилея и его храбрый вызов: «И всё-таки она вертится!».
   - Вы правы, - сказала внучка. – Надо  отстаивать своё мнение. Иначе не будет прогресса. Вы подсказали мне идею. Я  приготовлю серию шляпок под названием «Небесные ангелы».

    Почтенная Горошина и Маршал переглянулись. Было видно, что они гордятся своей умненькой внучкой.

    Если вы думаете, что на этом была закончена дискуссия об ангелах, то вы ошибаетесь. Подвёл итоги обсуждения Граф. Конечно, всё это время он восседал на спинке кресла, в котором сидел  Маршал. Попугаю, как и планете Земля, не сиделось на одном месте. Он, правда, не мог вертеться вокруг своей оси – места не хватало, но осторожненько расхаживать по спинке кресла туда-сюда без поворотов, ему вполне удавалось. Иногда приходилось  балансировать с помощью крыльев, но, согласитесь, это уже детали для такой  персоны, как Граф.
     Остановившись и для важности вздыбив хохолок одному лишь ему известным способом, попугай произнёс:
   - Иду на вы!

   Почтенная Горошина долго не могла прийти в себя от удивления:
   - Ах, вы подумайте! Откуда у этой птицы такие слова? Книжки он, что ли, читает!
   - Любезная сударыня, я вам как-нибудь расскажу, где наш Граф берёт разные слова. Я тут кое-что подслушал. А сейчас очаровательные запахи зовут нас в столовую. Чем нас сегодня порадуют к чаю?
   - Хворостом, - спокойно ответила Почтенная Горошина.
   - Хе-хе-хе! – не упустил возможности высказаться Граф.
   -  Граф, вы правы, вот именно: «Хе-хе-хе!» Что это ещё такое? Даже лошади не едят хворост! – дедушка умело разыграл комедийную сценку, возмущение. Он-то отлично знал, что это вкуснейшее печенье, хоть и несколько необычной формы, что-то вроде длинных палочек, за что оно и получило название «хворост».
   И даже Граф знал, как оно тает во рту.   
     - Насмешники! Вас же двое! Одного поля ягоды! От моего «хвороста» и лошади бы не отказались, - с гордостью сказала Почтенная Горошина, и первой направилась в кухню.

    Дед посмотрел на Графа. Граф посмотрел на деда. Их взгляды говорили: «Перегнули мы, дружок, палку. Не видать нам сегодня печенья, как своих ушей».
    - Нам, сэр, придётся повиниться, - говорил Маршал попугаю по дороге в столовую, - Печенье у нашей почтенной леди получается, что антик с мармеладом. Это сравнение я недавно вычитал в одной книге. Попробуйте запомнить: ма-ар-р-р-ме-лад.
   Бабушка сердилась в шутку. Ей так и не удалось услышать ответ по космовизору: когда же появится мода  окрашивать волосы во все цвета радуги. Вот она и связала молниеносно яркую шапочку, сама себе определив: раз я стала носить такую шапочку – значит, мода уже пришла.
    Модельеры утверждают: самое модное то, что тебе нравится, в чём тебе комфортно и удобно.
 
   Никто не услышал, как «Рыжая Шанель», выходя из гостиной, тихонько сказала:
    - Ангел мой, пойдём со мной.
   А перед сном эта юная Сударыня размышляла: «Интересно, почему те, кто верит в ангела-хранителя, решили, что он у меня один? А, если их несколько у каждого из нас? Вот, если бы у меня их было хотя бы два, то одного я бы отправила к моей сестричке Фее. На помощь её ангелу-хранителю. Вдвоём им было бы легче помочь Фее выздороветь.
   Надо спросить у бабушки, можно ли своего ангела-хранителя отправлять к кому-нибудь? Хотя бы на какое-то время. Нет, что это я раздумываю! Если у меня только один ангел-хранитель, попрошу его пожить рядом с Феей, он ей сейчас нужнее. Я  не знаю, как с ним поговорить об этом. Завтра спрошу у бабушки».

    «Рыжая Шанель» уснула. А где же был её ангел-хранитель? Наверное, он сидел рядом с постелью девочки. Это был его пост. Пост часового.
 


Рецензии