Люди и боги

путевые заметки

   Вообще говоря, занятное это дело – газеты раздавать. Особенно общественно-политические. Тем более в российской глубинке. Может быть, стоило бы Путину проехать на жёлтой Ладе-Калине по деревням и сёлам нашего Удомельского района, что в Тверской области, да раздать свой План или, скажем, послания приятеля своего, то есть президента нашего. Только обязательно инкогнито. Тогда много чего интересного и услышал бы, и увидел.
   В середине нынешнего мая проехал я по правому берегу Мсты-реки Удомельского района почти как Путин по Дальневосточной магистрали, только он на новенькой Ладе-Калине, а я на Ладе подержанной, на «десятке». Катился неторопливо, не летел, как премьер-министр, поскольку дорогой раздавал селянам последние номера газеты «Голос Удомли».    
   Поездка моя случилась в субботу. День выдался хоть и ветреный, но ясный и солнечный. Деревенские жители неспешно копают огороды, иные чинят дома и хозяйственные постройки, но всё так же – несуетливо. Притормаживаю машину возле трудящихся, маячу газетой. Люди – лопаты в землю, инструмент в сторону, и бредут к забору. Печатную продукцию берут не то чтобы неохотно, но с усталым вздохом: что, спрашивают, реклама опять или агитация ? Но «Голос Удомли» многие знают и за газету искренне благодарят. Тем более, что сразу возникает возможность «зацепиться языками», поговорить «за жизнь».          
   Женщины в наших селениях более словоохотливы, чем мужчины. Кажется, они и гораздо активнее в общественно-политическом отношении. Интересы женщин куда шире винно-водочной рыбалки и пространнее пивного футбола, коими тешит себя мужской пол в часы отдохновения. Вместе с тем всеядность женской любознательности подчас уносит их мысли в призрачное царство политических химер и исторических мифов. В деревне Кожино вручаю газету одной старушке. Она также подумала, что это агитация перед выборами. «Бесполезно всё это, – вздохнула старушка, – потому что в 2012 году всё равно конец света будет, об этом много по телевизору говорят». Далее между нами воспоследовал краткий диспут почти средневеково-
схоластического толка. Старушка предположила, что если накануне конца света допустить свободные выборы, то к власти могут прийти силы политической тьмы, или даже демоны. Я на это заметил, что если свободных выборов не допустить, то демоны могут у власти и остаться.
   В Сельце-Карельском приятная на вид пенсионерка в рогатом повойнике, точь-в-точь как у гоголевской Солохи, получив «Голос Удомли», сразу задалась вопросом: «Голос это хорошо, а за кого голосовать-то ?» Нет, всё-таки что бы ни говорили, а предвыборное брожение в народе уже пошло ! Я обратил внимание моей собеседницы, что газета, которую я ей только что вручил, хоть и общественно-политическая, но не является в прямом смысле агитационным материалом. «А всё же ! – не унималась дама. – Голосовать-то за кого ?» Мне пришлось оставить игру в «политическую объективность» и объявить о своей принадлежности к КПРФ, рекомендация о том, за кого голосовать была, понятно, соответствующей. Женщина вспыхнула. Она призналась, что, как и все обитатели русской глубинки, давно уже не верит нынешним верховным властям и с чувством светлой грусти вспоминает советское прошлое. Она, быть может, даже проголосовала бы за Компартию, но, говорит, её пугают слухи, которые постоянно распространяют официальные СМИ, что если коммунисты придут к власти, то опять начнут-де разрушать церкви. Я указал ей на огромный действующий храм, который стоит в Сельце-Карельском уже полтораста лет и не закрывался при «страшных» коммунистах ни на один день. То же и в селе Млёво, которое расположено недалече от сих благословенных мест. «Так то оно так, – вздыхает богомольная пенсионерка. – А вдруг всё же придут и закроют». Воистину, труднее всего доказать очевидное !
   Удомельские мужики мыслят не столь пространно, зато конкретнее, материально- приземленнее. Разговариваю с местными железнодорожными рабочими, раздаю газеты. Один из рабочих мне при этом историйку поведал, и тоже про газету. Недавно, коротая досуг, развернул ихний бригадир какой-то информационный бюллетень и начал при всех вслух читать заметку об уровне жизни народонаселения в Российской Федерации. Под заметкой – табличка, где всё народонаселение раскассировано по принципу потребления основных продуктов питания на одну душу. Дошли до графы «нищие». Согласно опубликованным данным, это те, кто питается на 200 рублей в сутки. Стали рабочие делить свои зарплаты на количество иждивенцев в своих семьях, на детей, да на жён, и вышло – хуже нищих живёт даже бригадир. «Да-а, – вздохнул один железнодорожник, развернув страницу «Голоса Удомли» с портретом лидера местных коммунистов В.В.Карпова, – а ведь при них мы всё-таки лучше жили. Всё для людей было !»               
   Уже за деревней Бабино увидел я группу мужиков: человек пять-шесть сидели на щебне у обочины, дымили папиросами, на солнышке грелись. Издалека я их не сразу заметил, потому машину остановил довольно резко, как в кино. Неожиданно для меня мужики, как по команде, слезли со щебня и неторопливо обступили моё авто. Все рослые, здоровые, лица суровые, уже обветренные лёгким весенним загаром. Стоят мужики, папиросы жуют, попыхивают, меня осматривают исподлобья. Я представился, объяснил причину остановки. Мужики насуплено молчат, словно они родственники Герасима из «Му-му». Раздаю «Голос Удомли», одновременно анонсирую опубликованный материал. Мужики всё молчат, точно немые, но слушают как будто внимательно, скребут ручищами щетинистые подбородки. Газеты взяли охотно и прежде чем рассовать их по карманам, дружно поглядели на первую полосу. Увидели карикатурный портрет бывшего главы Удомельского района в образе Николая Васильевича Гоголя, узнали главу и заухмылялись, но как-то не хорошо, не по-доброму как-то.
   Вообще складывается впечатление, что народ наш к власти относится как к стихийному явлению природы, почти по-язычески. Для жителей удомельской Мсты глава местного сельского поселения это Лихо лесное и водяной Див в одном лице. Он алчный повелитель леса и воды. Его можно ненавидеть «за глаза», но с ним можно и договориться, совершив жертвоприношение: говорят, что глава собирает (или собирал) дань с тех, кто вывозит дрова – с бору по сосенки, с возка по сотенки. Но как водяной Див глава и сам подотчётен более высоким духам удомельской власти. Периодически он обязан сдавать пробы воды из местных колонок, чтобы уверить вышестоящих божков, что податное простонародье если не ест, то хотя бы пьёт качественно. Но колонки в округе все давно ржавые. Поэтому водяной Див наполняет пробную бутылочку ключевой водой из одного ручья и везёт эту живую воду на комиссию. Районные «боги» для жителей удомельских деревень также представляют собой мифических персонажей, почти недосягаемых и неизвестных, но зато ещё более опасных. Директор КАЭС – это Тор-громовержец, имя которого лучше не упоминать без надобности, не то он может, чего доброго, метнуть в смертных новыми тарифами на электроэнергию. Глава района – полногрудая Шишимора, она, правда, ничего не может, но тем и страшна. На уровне губернском облик начальства для народа начинает стираться и делается чем-то неопределённым. Губернатор Тверской области напоминает великого Годо, которого никто никогда не видел, но все знают, что он есть и когда-нибудь может придти. А может и не придти. Даже скорее всего не придёт – чего он здесь забыл ? Но всё равно боязно. Что касается государственной власти, то в глубине народного сознания эта сила совершенно утрачивает всякое, даже сказочное обличье и окончательно превращается в безликую слепую стихию, страшную и непредсказуемую… Но наш народ к этому явлению природы уже привык. И даже понемногу перестаёт бояться. Поэтому на месте Путина я всё же не рискнул бы в одиночку разъезжать по нашим удомельским местам, по крайней мере, открыто. Не то «немые» мужики узнают в нём олицетворение властной стихии и накостыляют где-нибудь за деревней Бабино. А это, согласитесь, неприятно.               

   


Рецензии