Сын осеняется крестом... Писатель Быстров
Быстров Лука Вонифатьевич,
духовный писатель
Всю свою духовно-религиозную жизнь Лука Быстров посвятил донскому казачьему краю.
Лука появился на свет божий 11 октября 1887 года в неприметном сельце Поповка Области Войска Донского, где дед его был священником. От него любознательный мальчуган выучился по богословским книгам грамоте и в семь лет начал читать прихожанам на клиросе в церкви.
Вскоре отец-священнослужитель переехал с семьей на житье в глубь Области Войска Донского, и Лука учится арифметике да письму у отставного казачьего офицера. Проявляя певческие способности, юнец с 15 лет выступает в храме при отце уставщиком, то есть старшим певцом в хоре на одном из клиросов. Так прошло два года. Но пришло и его время...
Сын осеняется крестом,
Сын покидает отчий дом…
Лука Быстров обосновался в станице Нижнечирской, центре Второго Донского округа.
Здесь он, наделенный острой наблюдательностью и памятью, воспламеняется сочинительством. Одновременно со службой в церкви, подготавливается к экзаменам на звание учителя и в 1908 году успешно их сдает.
Он увлеченно трудится среди казачьего населения народным учителем. Однако, будучи неравнодушным к косным социальным порокам, попадает за их обличение в Константиновскую тюрьму.
После оставляет учительство и усиленно занимается самообразованием. Оканчивает двухгодичные курсы в пыльной столице казачьего края Новочеркасске.
Получает желанный аттестат зрелости и продолжает на Дону церковно-просветительную, литературную деятельность.
Лука Вонифатьевич начал публиковаться в 1908 году, черпая сюжеты из оживленной и богатой жизни торговой станицы Нижнечирской. Его животрепещущие рассказы и очерки, взятые из колоритного казачьего быта, охотно печатали российские журналы и газеты, как «Церковь», «Церковное пение», и другие.
Приметливый и острый на слово, Лука Вонифатьевич поднимал духовные и культурные вопросы в статьях «На борьбу с пьянством», «Доля горькая», «Миссионерский подлог», «Владыка», «Самообман», «Хоровое пение», «К уставщикам и
певцам», «Повесть старого леса» и других.
С нарождением самостоятельной старообрядческой печати он принял активное участие в ней, публикуясь в солидном издании «Старообрядческая мысль». Тогда гонения на старообрядчество стихали, но еще не прекратились.
Известны очерки Быстрова как, «Психология отступничества», «Вольтер о нетерпимости», «К вопросу о певческих книгах». Он выпустил для старообрядческих школ толковый учебник.
Книги и сочинения духовного просветителя Л.В. Быстрова выходили в свет в дореволюционной Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Саратове и быстро расходились среди толковой публики. Нам многие сочинения его остаются пока неизвестными.
Мне не удалось выяснить, находился ли этот писатель Быстров в родственных отношениях со священником Иваном Быстровым? Тот, окончивши Александро-Невскую духовную семинарию, тоже стал литератором и писал о всемирном значении
России как православного государства.
Особенно известен сей Иван Быстров был среди читателей своим «Опытом словаря гаданий и прорицалищ, священных праздников и жертвоприношений…». Он был ближайшим помощником баснописца И.А. Крылова. Являлся видным русским библиографом на ниве истории и словесности. Работал над «Словарем русских писателей», частично опубликованном в Москве. Многие его работы, по отзыву ученых мужей, не утратили своего справочного значения и поныне.
Может быть, в установлении сродства и духовности двух литераторов Быстровых повезет кому-то больше и нам станут известны страницы их творческой жизни.
Как тут не вспомнить строки Николая Гумилева:
Кто знает мрак души людской,
Ее восторги и печали?!
Они эмалью голубой
От нас сокрытые скрижали...
Однако остается загадкой до сих пор почему имя, жизнь и литературно-духовная деятельность Быстрова Луки Вонифатьевича не вошли в монументальный дореволюционный российский 86-томный «Энциклопедический словарь» и «Новый энциклопедический словарь», выпущенный В Российской империи знаменитой издательской фирмой Брокгауз и Ефрон.
Известно, что перед Первой мировой войной Лука Быстров продолжал свою литературно-духовную миссию. Увы, почему-то не нашлось ему места и в современном биографическом словаре-справочнике «Русские писатели. 1800-1917», выпущенном в 1989 году.
Во время той войны трагически оборвалась жизнь этого подвижника на ниве духовности и культуры с берегов Тихого Дона.
...Мы восполняем этот пробел о Л.В. Быстрове.
Свидетельство о публикации №211062700347