Стойкий сын своей веры... Епископ Конон

           Конон,
           (Козьма Трофимович Дураков),
                епископ Черниговский

      Эта  личность из глубокого прошлого  являет  собой  пример крепкой приверженности   старообрядческой вере.

      Козьма Трофимович происходил из казаков станицы Есауловской на Дону.  Множество старообрядцев этой станицы во время Булавинского восстания не подчинилось Петру Первому, принесшему изменения в вероисповедание. И они покинули пределы  России.
    Ушли с войсками земляка Игната Некрасова в Турцию.  За рубежом   изгнанники хранили верность старому родному языку, обычаям и   вере.  Только через 200 лет    вернулись странники  на родину.

             Родился Козьма в 1797  далеком году.В семье полкового писаря, казака. И словно о нем были писаны духовные строки:
               У сыновней колыбели
               Мать в слезах молилась Богу
               Чтобы сын к высокой цели
               Избрал честную дорогу.
               И явился ангел чистый
               К ней с божественною вестью:
               «Сын твой кончит путь тернистый
               С незапятнанною честью». 
               
      Кузьма  воспитывался в семье   набожной, денно и нощно наставлявшей детей своих на путь служения Богу.  Будучи молодым, порывался не раз уйти из семьи, дабы постричься  по вере. Но был родичами возвращен, и по их настоянию женился. Однако затем убедил жену разойтись,  и все-таки принял пострижение у старца Тихона. Поселился отшельником  он в  домодельной землянке близ селения Лужки Черниговской губернии, известного общностью старообрядцев.
               
      Конон в стылой  мазанке  долгими часами совершал молитвенные бдения. В благочестивых размышлениях и чтении богословских книг, беседах с одноверцами прожил там пять лет. Строгое  бытие подвижника, скромность вместе с начитанностью  вызывали большое почтение инока Конона среди здешних старообрядцев. Он начал странствовать по Руси великой.

       Прошло... и пришло время. Его призывают в известный Белокриницкий монастырь  в качестве письмоводителя. Грамотный и следующий истово  старой вере, Конон  с годами приобретает большой авторитет. 
      Вследствие чего митрополит Кирилл 20 октября 1855 года рукоположил Конона  в  епископы на черниговскую кафедру. Ум его был озарен пламенем веры и деяниями на этом поприще. Он продолжает странствовать между Москвой и Раскольнической Белой Церговью, поклоняется святым местам. Посвящает многих священников в сваю, старообрядческую веру.В то время таковое сторого воспрещалось.

   Своей активной деятельностью Конон вызвал недовольство господствующей русской православной церкви и высших властей, преследующих ярых подвижников старообрядчества.
    Конон за сие был схвачен в Москве, на за недостаточностью уличающих доказательст, был отпущен на свободу.

  В 1858 году Конон, будучи в турецких краях, где проживали беглые русские старообрядцы-некрасовцы с Дона, был схвачен турецкими стражниками, невзирая на его духовный сан.
     Это исполнялось указание императора Александра  Второго об аресте неуемного и неугодного епископа Конона. В стылый январский день 1859 года Конон  под крепким конвоем был заточен в суздальский Спасо-Евфимьев монастырь. Там  в кельях уже содержались под строгим надзором два   непримиримых старообрядческих епископа Алимпий и Аркадий.
 
         С  заключенным  Кононом, упорно не отступавшим от канонов своей  веры,   велись постоянные увещевания и беседы. Ибо по Высочайшему указу епископ  Конон в заключении должен был подвергнуться  убеждению «об оставлении его заблуждений и присоединении к святой церкви».

        Однако   Конон, годами  не видя луча  солнца и   при скудной пище, страдая от хлада, не поддавался  чуждому ему  религиозному воззрению, угрозам  и лишениям.
         Трудно представить, но в арестантском узилище, за решетками монастыря,  неукротимый Конон  провел 22 года!

    Но и под стражей он от своих религиозных воозрений не отступился. Беседующие и надзирающие за ним архимандриты монастыря на протяжении всего   времени извещали начальство, что Конон увещеваниям не внимал и вел себя смиренно.

           Конон одно время содержался за крепкими стенами Никольского единоверческого монастыря у Павла Прусского, который безуспешно пытался склонить его в единоверие, предлагая взамен свободу  передвижения в монастыре, и прочие благости.

          Так и не изменившего своей  вере  Конона  выпустили из узилища осенью 1881 года.  Вышел он на свет божий   уже больным, дебелым старцем. И до кончины своей не мог передвигаться без посторонней помощи, не стоял на слабых ногах и лежал в постели, слушая чтение духовных книг апостолов веры.

              Последним местом его земной жизни стал древний, в звоне церквей, город Владимир.
      В   1844 году  в  златоглавой Москве на известном старообрядческом Рогожском кладбище   был погребен стойкий сын своей веры и Тихого Дона епископ Конон.

 


Рецензии
Хороший и тут почин написать о старообрядцах, у нас их семейскими называют. Это правильная линия укрепляющая историю Российского православия.
Угодно это дело. С Уважением к вам В.Л

Василий Лыков   03.06.2012 17:18     Заявить о нарушении